Кирилл Татаринов:«В будущем ERP-системы смогут связывать потребителей и поставщиков»

досье Кирилл Татаринов Вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Microsoft Dynamics. Образование: в 1986 г. — окончил МИИТ, специальность «Электронно-вычислительные машины»; в 199

Бизнес-приложения Microsoft Dynamics на российском рынке словно между молотом и наковальней: снизу подпирает 1С, всеми силами стремящаяся в сегмент средних и крупных решений, сверху наседает SAP, активно «облегчающая» свои продукты. Но это Microsoft не пугает: компания собирается дать настоящий бой в сегменте решений для малого и среднего бизнеса, потеснив конкурентов, пока опережающих ее на российском рынке. Вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Microsoft Dynamics Кирилл Татаринов рассказал в интервью «ДК» 1, как бренд Microsoft Dynamics завоевывает предпочтения отечественных бизнесменов.

досье
Кирилл Татаринов
Вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Microsoft Dynamics.
Образование:
в 1986 г. — окончил МИИТ, специальность «Электронно-вычислительные машины»;
в 1997 г. — Хьюстонский университет, Executive MBA.
Карьера:
1986-1990 гг. — Институт электронных управляющих машин, специалист по микропрограммированию на ЭВМ СМ. В СССР создал продукт для автоматизации микропрограммирования.
Соучредитель стартапа Patrol Software (Австралия, вывод на рынок системы управления IT-инфраструктурой Patrol). В 1994 г. Patrol Software была продана BMC Software.
1994-2002 гг. — BMC Software, покинул компанию в должности старшего вице-президента.
С 2002 г. — работает в Microsoft.

Зачем Microsoft объединил различные бизнес-приложения под одним брендом
Подходит ли штатное расписание западных фирм российским компаниям
Что такое Software as a Service
Как связаны ERP-системы и размер офисных мониторов

Под брендом Microsoft Dynamics на российском рынке продвигаются три вида программных продуктов: системы управления предприятием класса ERP — Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV, а также система управления взаимоотношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM. Команда топ-менеджеров, отвечающих за бренд в России, не скрывает, что их цель — занять лидирующие позиции на рынке CRM-решений и увеличить долю в сегменте ERP-решений.

Какими ценностями Microsoft собирается побеждать конкурентов

Кирилл Татаринов — один из немногих русских топ-менеджеров в транснациональных IT-компаниях. Будучи руководителем бизнеса с миллиардным оборотом и отвечая за вверенный ему бренд на всех континентах, он не забывает о своем программистском прошлом. Строгий пиджак, галстук, дипломатичные фразы, положенные ему по статусу, вполне органично сочетаются с демократичными джинсами и готовностью открыто отстаивать свою позицию. От своих российских коллег г-н Татаринов отличается способностью к энергетической накачке подчиненных, когда бизнес-цели формулируются наглядно и предельно точно («не пустить 1С вверх, не допустить движения SAP вниз»), а мотивация уходит от тривиальных и набивших оскомину монетаристских формул («повысить продажи на XXX%») в область более значимых (и потому действенных) ценностей отдельно взятой личности.

«Деловой квартал»: Кирилл, как получилось, что русский возглавил крупнейшее подразделение крупнейшего мирового вендора, разрабатывающее и продвигающее бизнес-приложения по всему миру?

Кирилл Татаринов: В Microsoft я уже шесть лет. Год назад меня назначили руководителем Microsoft Business Solutions. Меня всегда интересовал рынок бизнес-приложений, я хотел на нем работать, поэтому, когда год назад прежнего руководителя MBS перевели на другую позицию, я поговорил с руководством, и после короткой процедуры меня утвердили на эту должность. До того я много работал с бизнес-приложениями как пользователь, как поставщик инфраструктуры для таких приложений — моя карьера долгое время развивалась в области разработки и поставки систем управления сетями, компьютерами, причем я лично был связан как с SAP, так и с Oracle, другими вендорами. Поскольку погружался в область бизнес-софта глубоко, то отлично представлял себе, насколько сложны эти системы, насколько они порой неуправляемы и насколько велик процент неудачных внедрений. Мне хотелось изменить эту ситуацию во всей индустрии, дать бизнесам такие продукты, которые позволяли бы им раскрывать весь их потенциал.

Владимир Водянов: Хотя у нас все говорят по-английски, приятно, что есть возможность позвонить соотечественнику и пообщаться с ним по-русски. Мы чувст­вуем поддержку Кирилла во всем.

К.Т.: Если ваша профессиональная цель — позволять компаниям-клиентам осуществить их потенциал и вернуть инвестиции в IT, то бизнес-приложения и системы автоматизации — это фактически вершина ваших устремлений, та область, где суммируется инфраструктура, хард, софт.

Я по природе интегратор, люблю связывать разные, иногда разбросанные части в одно целое, достигая законченности. Моя позиция сейчас — не только (и не столько) инженер, разбирающийся в продукте, но и бизнесмен, думающий о рыночных потребностях клиента.

«ДК»: Неужели вы не видели в России возможностей для самореализации в 1990-е гг., когда пространства для интеграции разбросанных частей в одно целое было хоть отбавляй?

К.Т.: Не забывайте, это был 1990 г.: все слишком зыбко, неточно. Когда у тебя двое маленьких детей, хочется стабильности. Позже звали обратно, но уже поздно. Сейчас для меня во всем мире нет работы более интересной, чем та, которой я занимаюсь. В принципе. Возможность руководить более чем миллиардным бизнесом, создающим программы для тысяч компаний, — такое для меня возможно только в MBS.

«ДК»: Вы себя сравниваете с коллегами из SAP или Oracle, отвечающими за развитие бизнеса во всем мире? Не соревнуетесь с ними? Ведь для многих бизнесменов противостояние с ближайшими конкурентами — главная самомотивация, поскольку все давно стабильно: профессиональная репутация безупречна, доказывать, что ты редчайший профессионал, никому не надо. Это как спорт высших достижений, Олимпиада: хочется доказать прежде всего самому себе, что ты — № 1.

К.Т.: Никакая для меня это не Олимпиада. Конкуренция есть, конечно, но людей из SAP или Oracle я с собой не сравниваю, кто на каком месте. У них ведь руководитель направления бизнес-приложений — это фактически глава всей компании. Для меня важнее возможность, которая у меня есть: давать решения десяткам тысяч людей по всему миру, благодаря которым они создают что-то новое — для себя лично и для других людей, улучшая свои и чужие жизни. Можете назвать это общечеловеческими ценностями, но эти самые простые категории и работают в моем случае лучше всего.

Почему Microsoft вывел новый бренд для бизнес-приложений

Стратегия продвижения бренда Microsoft Dynamics на российском рынке зиждется на четырех китах. Это инвестиции в локализацию программных продуктов, укрепление партнерской сети, повышение известности бренда Microsoft Dynamics и, конечно, усиление команды топ-менеджеров.

Ключевое слово здесь — инвестиции. Для решения первой задачи Microsoft пошел на масштабные инвестиции в российский центр разработки, в котором более 50 специалистов занимаются своевременным выпуском российских версий международных обновлений бизнес-приложений. Качество партнерского канала планируется повышать за счет увеличения финансирования образовательных программ — комп­лексов тренингов по навыкам эффективных продаж и бизнес-консалтингу. В организации объявили на ближайший год о массированной рекламной и PR-кампании, работающей на повышение узнаваемости бренда Microsoft Dynamics. И наконец, Microsoft инвестировал в новую команду топ-менеджеров. Речь идет о ВладИмире Водянове (директор российского подразделения Microsoft Business Solutions), Сергее Шведове (директор центра разработки) и Алене Геклер (руководитель группы по работе с партнерами).

«ДК»: Зачем вам понадобился новый бренд для бизнес-приложений, ведь названия продуктов Microsoft Axapta и Microsoft Navision достаточно хорошо знали в бизнес-среде?

К.Т.: Наши партнеры и клиенты просили нас обеспечить полную маркетинговую поддержку и лучшую запоминаемость бренда на рынке. И мы объединили Microsoft Dynamics AX (в прошлом — Axapta) и Microsoft Dynamics NAV (в прошлом — Navision) под общим брендом для бизнес-приложений Microsoft Dynamics. Позиционирование не поменялось: Microsoft Dynamics AX мы по-прежнему продвигаем как решение для крупных корпораций со сложной, распределенной структурой, с глубокими и сложными деловыми процессами. Microsoft Dynamics NAV — более простое решение для маленьких, динамично развивающихся компаний, оно не требует глубокой программистской настройки.

«ДК»: Одна из основ вашего подхода к бизнес-приложениям — ролевой интерфейс, который стал результатом масштабных исследований внутри датских предприятий: как взаимодействуют их сотрудники, каковы их роли в распространенных бизнес-процессах. Не будет ли ролевой интерфейс тормозом на россий­ском рынке, ведь у большинства ваших потенциальных клиентов роли сотрудников меняются чуть не каждый день, и это не самая большая плата за рост бизнеса

К.Т.: В любой организации, независимо от размера, есть типовые роли финансового директора, директора по продажам (коммерческого директора), генерального директора и директора по маркетингу. И все они в разных странах решают примерно один и тот же набор типовых задач. Отсюда и возникла идея ролевого интерфейса, которая позволяет максимально кастомизировать ERP-систему, перейти от процессного построения системы к ролевому. Одни клиенты смогут менять свои бизнес-процессы под те схемы, что заложены в ролевой интерфейс. Другие, наоборот, будут менять его под себя. Мы не расставляем приоритеты, не указываем, какой путь правильнее, — пусть клиент сам решает, что хорошо в его случае.

«ДК»: Но нет ли здесь опасности, что этот как всегда правый клиент может выбрать неправильный путь внедрения — хотя бы из-за своей неискушенности в современных технологиях управления и IT-системах? Общеизвестно, что процент неудачных внедрений бизнес-приложений в России больше, чем за рубежом.

К.Т.: Наш подход к внедрению — методология Sure Step, позволяющая партнеру получить план работ, ориентируясь на наш опыт в аналогичных проектах со многими клиентами в разных странах. По сути, это портал, на который заходит партнер, работающий на проекте, вводит фактические параметры клиента, его требования, специфические условия отрасли, и на выходе он получает план работ. Сегодня эта методология доступна для российских партнеров на родном языке.

«ДК»: Предположим, ваш клиент — развивающаяся региональная розничная сеть. Вы готовите план внедрения, в процессе которого выясняется, что у ритейлера нет категорийного менеджмента. Ваш-то продукт берет истоки в тех странах, в которых категорийный менеджмент — гигиенический фактор для розницы, соответ­ственно эта управленческая классика уже зашита в ваше решение. А наш ритейлер только думает, как бы ему перейти на такую систему управления закупками. Получается, ему вначале надо потратить на категорийный менеджмент деньги (и немалые), а потом уже готовить план внедрения ERP-системы, тоже недешевой?

К.Т.: Безусловно, и то и другое стоит немалых денег, но ведь это серьезные стратегические инвестиции в развитие бизнеса. Если такая функциональность в продукте есть и ее используют компании-лидеры на зрелых рынках, то это еще не означает, что клиенты в России обязаны это применять. Другое дело, что внедрять лучшие практики вместе с внедрением интегрированных систем — более эффективно для российских клиентов.

«ДК»: Получается, ваша партнерская сеть развивается по сценарию 1С: появляются партнеры, специализирующиеся на различных отраслях?

К.Т.: У нас уже есть узкоспециализированные партнеры по всему миру, и развитие партнерского канала в России будет происходить точно так же.

В.В.: Этот процесс естественный, он опре­деляется не политикой Microsoft или 1С, а логикой развития рынка. Когда вы как партнер делаете второй или третий проект на конкретном рынке, он вам обходится дешевле, вы становитесь конкурентоспособнее. Партнеры начинают сами специализироваться на тех отраслях, где у них больше всего практического опыта.

«ДК»: Журналисты на IT-рынке часто слышат от специалистов по ERP высказывание о том, что если автоматизировать бардак, то получится тот же бардак, только автоматизированный. Насколько для вас важно бороться с управленческим хаосом в российских компаниях, не умножая бардак, как это часто бывает при внедрениях ERP, и не делая его автоматизированным?

К.Т.: Не знаю, есть ли у специалистов по внедрению на Западе подобные афоризмы, но могу вас уверить, что бардака в компаниях хватает по всему миру. Россия не уникальна. При всех национальных особенностях и специфических различиях наши клиенты довольно похожи. Просто есть рынки, на которых нам и нашим партнерам приходится немножко больше работать, повышая уровень заказчика.

«ДК»: Есть ли у вас практика включения в договор продажи гарантий возврата клиентских инвестиций в бизнес-приложение?

К.Т.: В наших стандартных договорах таких гарантий нет ни в России, ни где-либо еще (у нас единая лицензионная политика по всему миру). Насколько я знаю, на нашем рынке этого не делает никто. Я не исключаю, что когда-то, возможно, такие гарантии могут присутствовать, во всяком случае мы с партнерами размышляем об этом.

Как Microsoft стимулирует продажи

Microsoft продает свои программные продукты исключительно через сеть парт­неров. И чем она обширнее, чем лучше подготовлены сотрудники отдела продаж у партнеров, тем короче путь к клиенту. По величине партнерской сети Microsoft, конечно, не сможет бороться с 1C, зато конкуренция с SAP за компетентных и опытных партнеров в регионах — почти лобовая.

«ДК»: Ваши конкуренты из SAP рассказывают о том, насколько важно для них разговаривать на языке клиента, приводить понятные ему аргументы. Допустим, они приходят к уже знакомому нам ритейлеру. Объясняя выгоды своего продукта, они, например, могут сказать, что годовая стоимость владения системой будет меньше, чем ритейлер тратит за год на бесплатные пакеты для покупателя. У них целый большой портфель подобных простых и доходчивых аргументов. Вы тоже такие «отраслевые» аргументы собираете и тиражируете?

К.Т.: Мы убеждены, что в продажах лучше всего работают reference arguments, когда вы демонстрируете клиенту результаты проведенных внедрений на схожих рынках, в аналогичных компаниях.

В.В.: По личному опыту продаж, главное в этом процессе — уметь слушать партнера. Давать менеджеру по продажам наборы готовых простых аргументов — опасно. Ну скажет он о бесплатных пакетах на кассе. Но стоимость эксплуатации ERP может быть много выше, чем цена этих пакетов, да и вообще, может, ритейлер бесплатно их не дает, для него это не тема! Я всегда смотрю, как человек слушает: для продавца уметь слушать — важнее, чем рассказывать ритейлеру о том, что у вас есть 20 внедрений в ритейле. При этом вы должны все эти 20 внедрений знать, уметь проводить параллели между тем, что уже было, и тем, с чем вы столкнулись. Услышали в рассказе ритейлера сведения о его реальных проблемах — тут же вспоминаете о том, как схожие ситуации преодолевали в предыдущих проектах. Такой подход лучше, чем давать продавцу лист стандартных аргументов. Мы считаем важным, чтобы продавцы наших партнеров, консультанты и даже сотрудник, который вообще не работает с клиентами, разбирались в реалиях того или иного рынка, понимали бизнес-задачи клиента и были способны с ним поговорить о них.

Как Microsoft видит бизнес-приложения будущего

«ДК»: Какими идеями сейчас вдохновляются разработчики бизнес-приложений?

К.Т.: В первую очередь надо говорить о концепции Software as a Service — «софт как сервис», основанной на дистанционном доступе. В рамках этой концепции ваше деловое приложение не только удовлетворяет ваши потребности в автоматизации системы управления, но и становится интеграционным хабом, связующим вас с разными сервисами, услугами от разных поставщиков, в разных отраслях. Выглядеть это может примерно так, как уже работает в США: прямо из окна ERP-системы можно связаться с банком и выяснить, насколько кредитоспособен тот или иной ваш контрагент. Пользователь нашей системы в США уже сегодня может из нее выйти на eBay и выставить на продажу какие-либо позиции. Уже сейчас предлагается сервис, позволяющий, не выходя из интерфейса Microsoft Dynamics CRM, отслеживать различные маркетинговые кампании на рынке и покупать места по запросам на определенные ключевые слова на разных поисковых движках. В Америке у нас есть кейсы успешного использования Dynamics CRM-on-line-клиентами, перешедшими с Salesforce.com2. Речь в первую очередь идет о b2b-рынке. Поставляемое вендором программное обеспечение наделяется другими агрегированными сервисами, такими как аукционы, кредитование, банки и т. д. В дальнейшем те же интерфейсы позволят создавать b2b-порталы с полноценным управлением цепочками поставщик — заказчик.

«ДК»: Описывая интерфейс приложений Microsoft Dynamics, вы показывали интуитивно понятную структуру, плоскую, умещающуюся на одном экране, без дополнительных вложенных окон. Можно ли сказать, что такие простые, доступные интерфейсы — тренд на рынке бизнес-софта?

К.Т.: Безусловно, это тренд, ставший результатом глубоких исследований по­требительских предпочтений, проведенных нами и другими серьезными вендорами. Появление этого тренда я связываю с выходом на рынок Microsoft Office 2007 г. — мы впервые представили плоский интерфейс, благодаря которому потребитель смог использовать всю площадь экрана. Не секрет, что размер среднестатистического монитора вырос в два раза за последние десять лет, так же как и разрешающая способность экрана, что позволило уже сейчас создать более эффективные интерфейсы.

1 В беседе принимал участие Владимир Водянов, директор подразделения «Microsoft Business Solutions — Россия».
2 Существующий с 1999 г. CRM-on-line-сервис, насчитывающий, по данным Wikipedia, свыше 43 тыс. пользователей, автоматизирующих свое взаимодействие более чем с 1 млн клиентов.

досье
Владимир Водянов
Директор Microsoft Business Solutions Russia, член совета директоров Microsoft Rus.
Образование: МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Карьера: 2001-2005 гг. — директор по развитию бизнеса Financial Services Industry (FSI) в компании IBS;
2005-2008 гг. — директор FSI team в Enterprise Partner Group (EPG) Microsoft Rus; с апреля 2008 г. — директор Microsoft Business Solutions Russia.
Источник: Microsoft.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.