Клининговая компания окупится за полгода
Прежде чем вкладывать деньги в клининговый бизнес, «старожилы» рынка советуют новичкам «хорошенько подумать»: многих начинающих предпринимателей подкупает слабая освоенность рынка, низкая конкуренц
Начинающим КК эксперты рекомендуют сосредоточиться на комплексной уборке: мойке полов, чистке ковров и мягкой мебели, радиаторов, мытье стекол и т.д. в офисах и квартирах. Этот сектор менее затратный для входа и не требует столь высокой квалификации работников, как сегмент спецработ, в который входят химическая чистка и защита различных покрытий, мытье фасадов и витражей, мытье помещений после строительных работ и т.д.
Совет от компании «Альбус»:
«Собственник клининговой компании (КК) должен досконально изучить тонкости бизнеса вплоть до того, чтобы знать технологии уборки и разбираться в «химии». Быть просто «инвестором» вряд ли получится: в Красноярске очень сложно найти профессиональных наемных менеджеров в области клининга. Поэтому руководитель должен сам постоянно контролировать рабочий процесс».
Лицензирование клининговой деятельности сейчас не требуется. Чтобы начать работать, достаточно зарегистрировать юридическое лицо или хотя бы индивидуальное предпринимательство. Однако генеральный директор компании «Альбус» НАТАЛЬЯ ГАВРИЛЮК рекомендует все же зарегистрировать ООО: «Заказчики сегодня не воспринимают всерьез компании, работающие без НДС».
Сколько придется потратить на оборудование?
Профессиональное оборудование — наиболее затратная составляющая организации клинингового бизнеса на старте. Необходимый минимум техники для предоставления полного цикла услуг — пылесос влажной и сухой уборки, пароочиститель, аппарат высокого давления, поломойная машина.
Наибольшее распространение в Красноярске получило оборудование производства Karcher. В городе есть сразу несколько представителей этой компании, что упрощает доставку и сервисное обслуживание техники. Комплект оборудования Karcher обойдется примерно в 150 тыс. руб.
Многие начинающие предприниматели пытаются использовать в работе бытовую технику. Однако, по мнению участников рынка, это сразу выдает дилетантский подход, который серьезные заказчики сегодня уже не приемлют. Кроме того, это невыгодно самому предпринимателю: в режиме профессионального использования бытовая техника быстро выходит из строя, и возникает необходимость покупать новую. В то же время специализированная техника рассчитана на работу годами.
Кроме оборудования, для того чтобы начать работать, компании необходим запас профессиональных химических средств, а также спецодежда для персонала, инвентарь (тележки, ведра, швабры) и расходные материалы (салфетки, ветошь). На все это придется потратить около 20 тыс. руб.
Для хранения оборудования и вспомогательных средств необходимо снять складское помещение. Участники рынка отмечают, что на старте оно даже более важно, чем офис. «Я бы рекомендовал арендовать небольшое помещение, которое одновременно служило бы офисом и складом», — сказал Сергей Юшков. При этом на рынке известны предприниматели, которые в целях экономии вообще не снимают офис, хранят оборудование в домашних условиях и принимают заказы на мобильный телефон.
Совет от компании «Тригон»:
«Начинающей компании есть смысл приобретать оборудование не целым комплектом, а по отдельности, по мере освоения новых видов услуг».
По оценке экспертов, на первых порах КК будет достаточно помещения площадью до 20 кв. м. Вместе с покупкой мебели, канцелярии, а также платой за телефон и интернет можно уложиться в 20 тыс. руб.
Как подойти к набору персонала?
По мнению опрошенных «ДК» экспертов, набор персонала — главная сложность, с которой придется столкнуться стартующей компании: на рынке очень остро стоит проблема дефицита профессиональных кадров. Большинство компаний вынуждены обучать персонал самостоятельно непосредственно во время рабочего процесса. «Многие из тех, кто звонит нам по вопросам трудоустройства, вообще не знают значения слова «клининг». Они просто ищут работу. В таких условиях главными критериями отбора становятся степень обучаемости претендента, его желание работать. Немаловажно отсутствие вредных привычек», — говорит Наталья Гаврилюк.
Участники рынка считают, что на старте бизнеса можно ограничиться штатом в пять-семь человек, включая менеджера и операторов уборки. «Лично я бы действовал следующим образом: нашел или переманил из других компаний одного-двух опытных работников, которые могли бы обучать и контролировать работу четверых-пятерых новичков», — советует Сергей Юшков.
Первоначальный фонд зарплаты при таком количестве персонала должен составлять не менее 80 тыс. руб. Заработная плата операторов уборки на местном рынке варьируется от 5 до 15 тыс. руб. и зависит от нескольких факторов. «Во-первых, от типа уборки, которой занимается сотрудник, например, вечерней или дневной. Бывает, что уборка длится и по 12 часов. Во-вторых, от квалификации и опыта уборщика», — пояснила директор компании «Примекс-Красноярск» МАРИНА МЕЛЬНИКОВА.
Совет от компании «Альбус»:
«Не стоит привлекать к поиску персонала кадровые агентства. У нас был такой опыт, и он оказался неудачным. В условиях дефицита кадров шансы найти сотрудников через агентство такие же, как и через объявления в СМИ. Однако вы сэкономите на услугах агентства».
Следует учесть, что зарплата операторов, занятых на спецработах вроде химической чистки или мытья стеклянных фасадов (операторы-альпинисты), примерно на 40-50% выше, чем у операторов комплексной уборки.
Как привлечь первых клиентов?
Стартовые инвестиции в рекламу КК эксперты оценивают в 30-50 тыс. руб. По мнению Натальи Гаврилюк, для компании, которая выходит на рынок в сегменте комплексных клининговых услуг, необходима, в первую очередь, реклама в СМИ и «наружка». «Метод активных продаж в этом бизнесе пока что работает слабо. Большинство потенциальных клиентов не спешат отдавать клининг на аутсорсинг», — говорит г-жа Гаврилюк.
Директор компании «Три блондинки» НАДЕЖДА БАКАЕВА советует начинающим предпринимателям придумать на старте яркий маркетинговый ход. В качестве примера она приводит бренд собственной компании — яркий, запоминающийся.
Однако на рынок можно зайти и совершенно без рекламы услуг. «Бывают случаи, когда компании создаются специально для обслуживания одного предприятия и не работают на открытом рынке. В этом случае нет необходимости в рекламе своих услуг», — пояснил Алексей Горельский.
Совет от компании «Тригон»:
Эксперты полагают, что в первые месяцы после запуска компания может и не помышлять о прибыли. В лучшем случае, через полгода она достигнет порога окупаемости, а через год сможет выйти на уровень прибыли.
Согласно оценкам участников рынка, оборот компании со штатом в пять-семь человек может достигать в среднем 200 тыс. руб. в месяц. Чистый доход будет составлять от 20 до 40% — около 40-60 тыс. руб. соответственно.
премьера рубрики
Редкий наемный менеджер не мечтает создать собственный бизнес. Плох тот собственник, который постоянно не ищет новые источники прибыли. Рубрика «Порог вхождения» призвана удовлетворить любопытство обоих. Она отвечает на два главных вопроса: сколько стоит создать новый бизнес и когда вернутся деньги? Основой для материала служит реальный опыт предпринимателей. Все рекомендации мы переводим в деньги и выводим минимальную сумму для начала дела — порог вхождения. Создавать новые бизнесы «ДК» будет раз в месяц.
Марина Мельникова
директор компании «Примекс-Красноярск»:
«Начинающие компании, выходя на рынок, как правило, пытаются демпинговать. С одной стороны, действительно, уровень и качество услуг, которые могут предоставить клиенту молодые неопытные компании, стоят небольших денег. Однако, с другой стороны, они должны понимать, что, демпингуя, искусственно занижая цены, они закрывают путь к развитию самим себе. С таким подходом на рынке долго не продержаться, поскольку у тебя просто не будет средств для дальнейшего роста».
Наталья Гаврилюк
генеральный директор компании «Альбус»:
«Многие компании «обжигались» на том, что отправляли своих сотрудников на обучение в Москву и Петербург, затрачивая на это большие средства. Зачастую сотрудник, отучившись за счет компании, увольнялся из нее. Поэтому мы, невзирая на острый кадровый голод, предпочитаем обучать персонал внутри компании».