Когда «горишь» своим делом, даже сложности в кайф: история компании «АкваТехКрасноярск»

Движущая сила компании «АкваТехКрасноярск», занимающейся мототехникой и сопутствующими товарами, — кайф от бизнеса. За пять лет начавшийся с хобби проект вырос до серьезного игрока в масштабах Сибири.

Что значит быть в бизнесе «настоящим», как стать дилером международного бренда и почему не стоит бояться кредитов — рассказывает исполнительный директор компании «АкваТехКрасноярск» Денис Назаров.

Когда «горишь» своим делом, даже сложности в кайф: история компании «АкваТехКрасноярск»  1

Денис Назаров профессионально занимается спиннинговой рыбалкой. На летнем чемпионате на реке Чулым вместе с напарником по команде занял второе место.

Скутеры, квадроциклы, снегоходы, моторные лодки — почему вы начали развивать бизнес в довольно узком сегменте, моторная техника?

— Мы, моя супруга Анастасия — она генеральный директор компании, и я, много лет увлекаемся экстремальными видами отдыха. Адреналин — это, если хотите, как воздух: лучше пулю в лоб, чем выходные на диване. И в этом смысле направление бизнеса — это как раз не случайность. Однако сам проект начался спонтанно. Как-то мы привезли несколько лодочных моторов для себя и своей ближней компании. Они оказались настолько востребованы рынком, что мы открыли интернет-магазин — для этого был некий объем свободных накоплений. За год интернет-магазин развился настолько, что поглотил мое время на 80%. Было принято решение покинуть прежнее место работы — я был руководителем отдела продаж крупного автопредприятия — и полностью заняться своим делом.

Почему этот проект не остался на стадии интернет-магазина?

— Маленький интернет-магазин был просто не интересен. Не последнюю роль сыграл мой прошлый опыт по построению больших корпоративных отделов в разных компаниях. К этому проекту мы подошли так же — начали строить именно предприятие, укрупняющийся от года к году бизнес, в развитие которого вкладываются не только заработанные деньги, но и специально привлеченные ресурсы. Личные потребности нашей семьи довольно скромные, нам не нужен дом в Болгарии — многие инвестируют в это. Мы инвестируем в свое предприятие и свою территорию. Поэтому за последние пять лет компания выросла в разы — собственные площади и земельные участки, штат сотрудников, парк техники. Находим возможность развиваться даже в условиях кризиса.

Как росла компания — вы форсировали события?

— Как раз наоборот. Построили компанию за год, хотя изначально планировали за 3-5лет. Росли вынужденно — попали в струю, и на то, чтобы сидеть без дела, просто не было времени. Процесс захватывал настолько, что я мог прийти домой в полвторого ночи, а на следующий день в восемь утра уже выезжать по делам. Потом, видя наш успех, появились конкуренты. Мы, в свою очередь, поняли, как можно оптимизироваться, и не забывали про наш главный конек — мы профессионалы в этом сегменте, не стоим на месте, развиваемся, постоянно учимся. В отличие от сторонних инвесторов, которые нанимают исполнителей, мы живем в этой теме. Поэтому конкуренты приходят и уходят, а наша компания развивается планомерно.

Когда в первый раз почувствовали, что все не зря и решение начать свое дело было верным?

— Это был май 2013-го, когда с потоком клиентов не могли справиться три менеджера по продажам. Пришел такой успех, на который мы не рассчитывали. Момент знаковый еще и потому, что именно тогда было принято решение развивать компанию системно, инвестировать в это, а не работать по принципу «ларечника» — главное, чтобы всегда были деньги в кармане. В первые два месяца после этого решения штат компании вырос до 7 человек, сегодня это 12 человек. Уже в декабре 2013-го случился очередной рубеж — приобрели в собственность земельный участок. Бизнес, который до этого развивался благодаря внутренним ресурсам — личным сбережениям и выручке, впервые потребовал ресурсов извне.

Как вы привлекали инвестиции?

— К тому моменту компания уже более года работала с Альфа-Банком по направлению расчетно-кассового обслуживания, получала от банка предложения по различным кредитным продуктам. Одно из них — кредит «Партнер» — идеально подходил под те наши потребности. Он хорош для бизнес проектов в старте или на входе в инвестиционный проект, когда у бизнеса еще нет собственности для залога. Именно так было в нашем случае с покупкой земли — на тот момент в собственности компании были только товары. Этот продукт чуть дороже, чем залоговые кредиты, зато позволяет владельцам бизнеса получить и потратить средства на любые цели и не требует довольно трудоемкого оформления залога.

Как же пресловутая «кредитная игла», которую боятся многие предприниматели?

— Пока бизнес развивается — он живет, если бизнес перестает развиваться, он начинает стагнировать, а после загибаться. Бизнес, как любой живой организм, нужно кормить, а подпитка— это только деньги. Главное правило: кредит — это инструмент. Мы идем в банк, только когда есть цель: подписали договор о намерениях покупки земли — обратились за займом. И, конечно же, все просчитываем: наши кредитные обязательства не могут превышать половину месячного оборота компании.

Были ли за эти пять лет работы бизнес-ошибки, которые вы можете назвать фатальными?

— Не фатальным, но очень непростым был кадровый вопрос — готовых специалистов в нашем бизнесе нет. Работы с кадровыми агентствами, привлечение сотрудников конкурентов — эта практика, к сожалению, была негативной. Единственно верный принцип — своими силами растить специалиста, если у него есть тяга и талант. Увы, но многие не заинтересованы, боятся ответственности, живут одним днем. Принцип «Я тут тихонько в уголочке посижу, вы только меня не трогайте» — для меня, как для быка красная тряпка. У меня жесткая кадровая политика, но именно она позволила прийти к тому костяку компании, который пашет с утра до ночи. Это люди, у которых так же, как у нас, горят глаза, они готовы двигаться к заветной вершине — с такими нам по пути.

В числе клиентов компании только частные лица?

— Нет, мы изначально работали с В2Си В2В-сегментами. Нередко это связанные проекты — многие частные клиенты приводят за собой бизнес-клиентов. 

Когда «горишь» своим делом, даже сложности в кайф: история компании «АкваТехКрасноярск»  2

Денис Назаров увлекается экстремальными видами спорта. 

Клиент, который покупает технику за 500 тыс. — 1 млн руб., полагаю, не самый простой. Пришлось искать к нему особый подход?

— Нет, потому что мы в этом бизнесе настоящие, как настоящие в своих увлечениях экстримом наши клиенты. Компании доверяют: когда во время катания техника ломается и директор компании с плоскогубцами в руках заводит любую современную компьютеризированную машину — что позволяет доехать до цивилизации и попасть в сервис, у клиентов не остается вопросов.

Это значит, что знания и механиков, и сотрудников сервиса будут на должном уровне. От нашего профессионализма зависит, как поведет себя техника в экстремальных условиях, то есть клиент ни больше ни меньше доверяет нам свою жизнь. Причем мы не берем денег вперед — клиент платит только за «готовое изделие». Конечно, заключается договор, где компания прописывает свои экономические риски, в случае если человек откажется от покупки.

Но деньги — только по факту. Сегодня мы пришли к тому, что компания, в первую очередь, работает не на количество клиентов, а на их качество. Именно оно позволяет нам увеличивать клиентскую базу.

Кто-то скажет, что это недостаточно прагматичный бизнес-подход?

— Мы не отделяем бизнес от моральных принципов, совести, как бы пафосно это ни звучало. Мы должны довести клиента до конца и ни в коем случае его не бросать. Если компания не просчитала риски, то нести за это ответственность должна она, а не клиент. И этот подход, несмотря на кажущуюся не прагматичность, работает. Был клиент, проект с которым обошелся компании в минус 400 тыс. руб., решение взять эти убытки на себя было сложным, но мы на него пошли. Спустя три года он пришел к нам и купил 11 квадроциклов. Деньги, которые компания тогда потеряла, компенсировались, а человек на вопрос:«Почему не конкуренты, у них цена на уровне?» ответил: «Потому что вы честные». Вот в этом и смысл! Кайф не в деньгах — как любой, кто занимается бизнесом, мы их ценим и любим. Кайф в таких историях, которые дают силы идти дальше, невзирая на разного рода барьеры.

Что сегодня в компании «на повестке дня»?

— Мой интерес к экспедиционной теме вылился в большой инфраструктурный проект с компанией Polaris. Шли к нему долго и планомерно, два года подряд компания отказывала нам в дилерстве своей моторной техники. И тут сыграл спортивный азарт: как «нет»? Начали активно общаться с коллегами по рынку, собирать внутренние данные о том, что нужно, чтобы нам сказали «да» — и потихоньку встраивались в эти требования. Приходит кризис 2014 года — фатальное падение продаж. И уже в 2015-м мы плотно возвращаемся к вопросу о дилерстве Polaris. Третья попытка оказалась успешной. Компания выдвинула ряд требований и дала нам на все про все два месяца. Мы серьезно вложились в инфраструктуру, оборудование, обучение персонала — средства взяли из оборотки, акассовый разрыв компенсировали кредитом «Овердрафт» Альфа-Банка. Пользуемся им регулярно в товарах быстрого товарооборота — кредитное плечо в 60 дней под разумный банковский процент позволяет бизнесу ежегодно наращивать 10-20% оборота. В масштабах компании это приличные деньги, которые дают возможность аккумулировать ресурсы и расширять ассортимент услуг. В итоге нас пустили в дилерскую сеть Polaris, но это лишь первый шаг.

Что за ним последует?

— Большой инвестиционный проект продолжительностью пять лет, а вероятно, и дольше. Уже обсуждаем с Альфой возможности и условия кредитования. Подход опять же планомерный: мы конкретизировали сумму, которая понадобится через полгода, а наш кредитный менеджер понимает, что нужно сделать — какие дополнительные данные собрать и т.д. Это вложения «в длинную» и большой потенциал для совместного развития, потому что у нас с Polaris одна линия — бизнеса в кайф,именно за этим идут клиенты. Условие дилерского контракта диктует необходимость увеличиться под формат международного бизнеса. Наш выставочный зал на сегодня стал категорически мал — мы приобрели новое здание. Предстоит серьезно расширить парк техники и по-новому выстроить работу. Если детализировать — это общедоступные тест-драйвы техники в зонах катания, это парк тестовой внедорожной техники для квадроклубов. Мы эту технику покупаем, инвестируем в нее деньги и потом в какойто момент целенаправленно ее «убиваем». Зачем? Только так можно понять слабые места техники и дать соответствующий отклик производителю. Клиенты же смогут принимать осознанное решение — не покупать по картинке, а понимать, за что они отдают деньги.

У компании есть амбиции выйти на федеральный уровень?

— Да, но мы четко расставили приоритеты. На этом этапе мы межрегиональный бизнес — Красноярский край, Томская и Иркутская области, Хакасия, Тыва — качественно работающий на своей территории. Быть маленькой компанией на федеральном уровне — эта позиция нас не устраивает. Задача сегодня — стать самой крупной компанией в своем сегменте бизнеса в Сибири и после этого выходить на федеральный масштаб. Думаю, в течение следующих 5-6 лет будем планомерно идти к этой цели.

Самое читаемое
  • В Татарстан за два дня: Свердловский участок федеральной трассы М-12 «Восток» открытВ Татарстан за два дня: Свердловский участок федеральной трассы М-12 «Восток» открыт
  • Стала известна стоимость проезда по новому участку трассы М-12 «Восток» Дюртюли — АчитСтала известна стоимость проезда по новому участку трассы М-12 «Восток» Дюртюли — Ачит
  • В России могут ввести штрафы за использование VPN и потребление экстремистского контентаВ России могут ввести штрафы за использование VPN и потребление экстремистского контента
  • «Без щебня невозможно строить жилье и дороги». Что будет, если карьеры разорятся?«Без щебня невозможно строить жилье и дороги». Что будет, если карьеры разорятся?
  • Россия сохранила четвертое место среди экономик мира. Китай вновь на первомРоссия сохранила четвертое место среди экономик мира. Китай вновь на первом
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.