Компании осваивают факторинг
эксперты Александр Албитов директор представительства «Национальной Факторинговой Компании» Денис Воротников начальник отдела кредитования корпоративного бизнеса красноярского филиала АКБ «
эксперты
директор представительства «Национальной Факторинговой Компании»
Денис Воротников
начальник отдела кредитования корпоративного бизнеса красноярского филиала АКБ «СОЮЗ»
Виталий Котов
куратор программы международного кредитования и факторинга «Промсвязьбанка»
Вера Кузнецова
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» СибГАУ
Константин Подтихов
руководитель представительства межрегиональной факторинговой компании «ТРАСТ»
Поданным рейтингового агентства «Эксперт», в прошлом году Сибирский федеральный округ занял третье место по объему рынка факторинга в России. Емкость этого рынка в СФО составила чуть меньше $1 млрд. Между тем всего 2% компаний пользуются этой услугой. Местные игроки отмечают, что общесибирская ситуация характерна и для Красноярска. АЛЕКСАНДР АЛБИТОВ, директор представительства «Национальной Факторинговой Компании» (НФК): «Спрос на факторинг растет с каждым годом. Но охарактеризовать его как «бурный» сегодня очень сложно. К сожалению, большинство компаний либо вообще не имеют представления об этой услуге, либо слышали о ней, но по старинке отождествляют факторинг с банковскими кредитами».
История факторинга в Красноярске началась в 2004 г., когда появилась первая специализированная организация — «ОФК УралСиб-Никойл» (сейчас это НФК). По словам Александра Албитова, эта услуга запоздала с приходом в наш регион лет на пять: «В центральной полосе России факторинговые компании к тому моменту уже давно работали. У нас же некоторые банки совершали единичные сделки. И те чаще всего делались по просьбе клиента». Активно финансисты заговорили о факторинге в прошлом году. ВЕРА КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» СибГАУ: «В город пришел один из лидеров российского рынка «Еврокоммерц», а уже присутствующие предприятия стали активно продвигать эту услугу среди клиентов».
Сегодня в Красноярске работают пять учреждений, занимающихся факторингом (для сравнения: в Самаре около 30 участников рынка, в Ростове-на-Дону — 15, в Екатеринбурге — 12). Два банка — «Союз» и «Промсвязьбанк» — и три специализированных факторинговые компании (ФК): «ТРАСТ», НФК и «Еврокоммерц».
По словам Веры Кузнецовой, первым потребителем факторинга в Красноярске был крупный бизнес: «Пионерами стали крупные оптовые компании. Они чаще всего поставляли товар с отсрочкой, поэтому факторинг им был нужен как воздух. Потом к оптовикам присоединились лесозаготовительная отрасль, транспортные компании и так далее». КОНСТАНТИН ПОДТИХОВ, руководитель представительства межрегиональной факторинговой компании «ТРАСТ», добавляет, что сегодня в услуге факторинга нуждается не только крупный, но и малый и средний бизнес: «Большинство компаний сейчас просто вынужденны отгружать товар с отсрочкой платежа. А факторинг дает возможность беззалогового финансирования с отсрочкой оплаты».
Спрос на факторинг вырос в два раза
Аналитики отмечают, что, несмотря на свою молодость, рынок факторинга в Красноярске ежегодно прирастает на 100-150%. Александр Албитов: «По нашим наблюдениям, спрос на эту услугу среди представителей малого и среднего бизнеса только за последний год вырос в два раза». Начальник отдела кредитования корпоративного бизнеса красноярского филиала АКБ «СОЮЗ» ДЕНИС ВОРОТНИКОВ добавляет, что в его банке спрос на факторинг вырос в три раза.
Однако такая динамика не радует местных участников рынка. Константин Подтихов: «Спрос растет, а проникновение этой услуги в среду малого и среднего бизнеса пока очень маленькое. Очереди ни к одной из компаний не выстраиваются». По оценке Александра Албитова, сегодня услугой факторинга не охвачено больше половины от числа потенциальных клиентов.
Такую ситуацию участники рынка объясняют несколькими причинами. Главная из них — финансовая неграмотность аудитории. ВИТАЛИЙ КОТОВ, куратор программы международного кредитования и факторинга «Промсвязьбанка»: «Можно провести опрос среди руководителей местных фирм на тему «Что такое факторинг?». Я уверен, что большинство из них если и имеют представление об этой услуге, то весьма поверхностное. Им проще отказаться от факторинга, чем разбираться». Александр Албитов подтверждает такую точку зрения: «Я вам больше скажу, в моей практике были случаи, когда даже люди с экономическим образованием не понимали специфики этого финансового инструмента. А после того как мы им объясняли, что с помощью факторинга они могут удвоить или утроить свой оборот, искренне удивлялись».
Вера Кузнецова выделяет еще две причины, мешающие массовому развитию факторинга. «Во-первых, только в России существует такая схема работы с поставщиками, как «предоставление товара под реализацию». В той же Европе или Америке такого нет. А эта модель в свою очередь «отъедает» около 80% от рынка факторинга. Во-вторых, услуга эта все-таки недешевая. Те же ставки по банковским кредитам ниже комиссионных по факторинговым сделкам в среднем на 3-5%. Поэтому предприниматели предпочитают консервативное кредитование», — говорит г-жа Кузнецова.
Тот факт, что малый и средний бизнес до сих пор сравнивает «кредит» и «факторинг», подтвердили все игроки. Виталий Котов: «Это главный стереотип, с которым мы сталкиваемся. Хотя разница между этими продуктами колоссальная. Кредит — это деньги взаймы под процент. А факторинг — комплексная услуга, которая включает в себя не только финансирование, но и страхование рисков, управление дебиторской задолженностью клиента, мониторинг и так далее. Поэтому она и дороже».
Игроки расширяют спектр услуг
С низкой востребованностью факторинга среди компаний игроки этого рынка мириться не намерены. Все ФК пытаются искусственно стимулировать спрос. Константин Подтихов: «Мы не можем спокойно сидеть и ждать, когда же к нам клиенты толпой пойдут».
Стандартный способ привлечения потребителей — прямая реклама, — по словам экспертов, на этом рынке работает плохо. Виталий Котов: «Сложно в рекламной статье или на щите объяснить, что такое факторинг. Поэтому ставку на этот вид продвижения мы не делаем». Александр Албитов добавляет, что совсем отказываться от прямой рекламы в его компании не стали: «В красноярском филиале «НФК» рекламный бюджет в этом году по сравнению с прошлым вырос раза в три. Мы просто стараемся не терять из виду и такой способ привлечения новой аудитории. Хотя акцентировать внимание только на прямой рекламе было бы ошибкой».
Основной способ привлечения новых клиентов для ФК — расширение спектра услуг. Константин Подтихов: «Все мы начинали с простой продажи денег. А за последние несколько лет расширили линейку предложения. Теперь факторинговые компании мониторят должника, проводят коллекторскую работу и даже могут представлять интересы клиента в арбитражном суде. Фактически мы берем на себя работу юридического отдела и службы безопасности. Наша компания даже создала специальную службу кредитных контролеров, чтобы оперативнее решать проблему с дебиторами». По словам Александра Албитова, расширение ФК спектра услуг приводит к росту спроса: «Консалтинг и сопровождение клиента в суде привлекают клиента больше, чем простое финансирование. Те клиенты, которые работают с нами, идут как раз на эти услуги».
Еще один из методов привлечения новых клиентов — строительство агентских сетей. Здесь предприятия идут разными путями. Так, НФК в этом году заключила договор о совместном сотрудничестве по предоставлению факторинга с Банком ВТБ. Александр Албитов: «При этой схеме взаимодействия мы получаем дополнительные точки продаж и клиентскую базу кредитного учреждения. Банку, в свою очередь, не надо вводить в свою продуктовую линейку факторинг, создавать специальное подразделение, обучать персонал». По словам г-на Албитова, пока у партнеров около десятка общих клиентов: «Думаю, к концу года их число удвоится».
Другим путем пошла межрегиональная факторинговая компания «ТРАСТ». Она работает с независимыми агентами. Константин Подтихов: «Мы сотрудничаем как с юридическими, так и с физическими лицами, которые занимаются финансовым или юридическим консалтингом. Чаще всего они видят отчетность организации и могут порекомендовать ее руководству факторинг».
Рост рынку даст международный факторинг
Как полагают федеральные аналитики, старания ФК дадут свой результат уже через два года. К этому времени, по прогнозам «Еврокоммерца», в СФО емкость рынка факторинга вырастет более чем в десять раз. Спрос на него увеличится в разы. Уверенность федералов удивляет местных аналитиков. Вера Кузнецова: «Прогнозы москвичей слишком оптимистичны. Рынок будет расти, но не скачкообразно. Даже то, что сегодня делают компании по привлечению клиентов, не может дать такого интереса со стороны малого и среднего бизнеса. Думаю, еще лет пять для местных предпринимателей факторинг останется экзотической услугой». Александр Албитов добавляет, что популярность этих услуг среди предприятий год от года будет расти: «Думаю, проникновение увеличится в три-пять раз, не больше».
По словам Виталия Котова, подтолкнуть рост интереса компаний может международный факторинг: «Уже сегодня некоторые клиенты попадают к нам, когда начинают работать с иностранными поставщиками. На Западе факторинг очень распространен, поэтому и нашим организациям придется подтягиваться. Пока сделок по международному факторингу у нас не больше пяти. Но сегмент этот, уверен, будет расти».