Кооперация конкурентов: признание поражения или способ стать сильнее?

эксперты Виталий Деньгаев генеральный директор компании «Красноярские машиностроительные компоненты» Алексей Ивахин коммерческий директор компании «Интек-Медиа» Александр Лукин директор юри

Красноярский бизнес активно использует возможности кооперации. На различных рынках, в том числе высококонкурентных, создаются ассоциации, альянсы, объединения. Участники Дискуссионного клуба «ДК», организованного совместно с компанией «ЯрСофт», анализировали риски и выгоды такого партнерства.

эксперты
Виталий Деньгаев
генеральный директор компании «Красноярские машиностроительные компоненты»
Алексей Ивахин
коммерческий директор компании «Интек-Медиа»
Александр Лукин
директор юридической фирмы «Траст-аудит»
Юрий Подопригора
директор группы «Андрей Дубенский»
Андрей Спицын
директор компании «Альянс»

В начале дискуссии эксперты попытались определить причины и цели кооперации региональных компаний. Директор юридической фирмы «Траст-аудит» АЛЕКСАНДР ЛУКИН рассказал, что участников рынка аудита и консалтинга подталкивает к объединению «административный» фактор: «Конкуренция у нас возникает обычно при дележе государственного пирога, госзаказов. Как правило, до и вне этого мы себя конкурентами не ощущаем — скорее партнерами. Увы, основная идея всех конкурсов по организации госзаказов — это минимизация затрат, которая предполагает демпинг. Одна из возможностей — выработка неких корпоративных правил, устанавливающих в нашей сфере минимальные тарифы на наши услуги». АЛЕКСЕЙ ИВАХИН, коммерческий директор компании «Интек-Медиа» (входит в красноярскую ассоциацию интернет-разработчиков «ВебАльянс»), добавил, что если рынок молод, а порог вхождения на него низок, многочисленные новички «ломают» уровень цен. Объединившись, компании-лидеры и крепкие середняки получают возможность защищаться.
Москвичам неинтересно равноправное партнерство
Отметив формирование единого ценового поля как одну из главных целей кооперации на региональном уровне, эксперты затем единодушно определили миссию №2. Альянсы конкурентов создаются, чтобы «дружить против кого-то». Например, против московской экспансии. Александр Лукин: «Оттуда все идут, идут и идут. Как им противостоять? Опять же только совместно — как волки в стаю сбиваются против крупного хищника».
Но при этом саморегулируемые организации на некоторых рынках формируются централизованно: федеральный «хищник» строит свою ассоциацию и призывает в нее компании, работающие в регионах. «В таких организациях вырабатываются какие-то правила. Допустим, правило синдикатов — некий предварительный дележ рынка. Оставляют какую-то квоту для региональных компаний на нашем же региональном рынке. Спасибо им, добрым людям», — иронично улыбнулся г-н Лукин.
Генеральный директор компании «Красноярские машиностроительные компоненты» ВИТАЛИЙ ДЕНЬГАЕВ обратил внимание аудитории на то, что, объединяясь против мощных иногородных конкурентов, компании одновременно закрываются от доступа дополнительной информации извне: «Ты начинаешь вариться в своем котле. Поэтому объединение и включает московские, питерские компании, дабы обеспечить продукт более качественный. Если совсем уж изолироваться и пытаться долгое время не пускать на региональный рынок какие-то внешние компании, может оказаться, что ты настолько отстал, настолько ушел в сторону от предложения, что можешь вообще все потерять».
Руководитель «Траст-Аудита» предостерег собравшихся от идеализации «ласковых» федеральных сетей-ассоциаций: «Первый опыт попытки партнерства был лет 10 назад. У них такие предложения: давайте, мол, сольемся во что-нибудь — либо это будет наша региональная сеть, либо дочка. В этом году мы попытались вступить в такой альянс, есть достаточно серьезная сеть, аудиторская и консалтинговая, которая выходит даже на международный рынок. Где-то полгода назад мы с ними связались, отправили договор, они нам шлют все материалы, приглашения на семинары, но ничего конкретного я пока не вижу от них. Я так понимаю, что никакого партнерства равноправного московские фирмы не подразумевают. Им это неинтересно».
Кроме того, условия игры, которые предлагают москвичи, могут регулярно и радикально меняться в процессе сотрудничества. От заманчивых — к суровым. «Но наживку кто-то постоянно проглатывает», — резюмировал Александр Лукин.
Алексей Ивахин добавил, что рынок веб-разработок более продуктивен на примеры эффективного сотрудничества компаний из разных регионов: «Мы какую-то часть работ можем заказать в Иркутске, Новокузнецке, Новосибирске. В то же время московская компания может обратиться к нам с тем же самым. У нас такая кооперация случается чаще».

Для альянса бывает достаточно устной договоренности
Если нет внешнего врага, компании могут стремиться к союзу с конкурентами ради усиления своих позиций на рынке. Небольшие альянсы создаются на уровне устных договоренностей руководителей, без посягательств на юридическую самостоятельность участников. АНДРЕЙ СПИЦЫН, директор компании «Акцент» (наряду с еще двумя фирмами-производителями рекламы входит в альянс «МартМедиа»), рассказал, что объединение возможностей позволило предложить клиентам более широкий спектр услуг и единую систему скидок: «Толчком стало то, что у нас очень похожие аудитории. Встретились, поговорили, нашли точки соприкосновения, начали продвигать пакетное размещение. Мы объединили работу отделов продаж, но в каждой компании он самостоятелен».
На вопрос, какова страховка на случай, если кто-то из участников альянса нарушит договоренности, г-н Спицын ответил философски: «Пока нет необходимости в этом. На Руси всегда слово купеческое ценилось».
Расходы на продвижение общего бренда участники этого союза также несут «по-честному». Разделения по принципу: «кто приносит больше денег, тот и вкладывается в бренд» — пока нет. «Пока все делается совместно в равных долях. Но большой промо-кампании еще не было. В то же время само объединение дает возможность развивать направление мас­штабных акций».
Компании объединяются, чтобы казаться больше
Виталий Деньгаев обозначил следующую цель кооперации местных компаний — желание быть больше или казаться больше: «Есть крупный конкурент, крупный партнер, крупный заказчик. Как ему соответствовать? Нужно просто объединиться. Или виртуально, или юридически. Вот, пожалуйста: мы создали крупное предприятие. Причем просто взяли и стали большими, с нами можно работать серьезно».
Но в таких внезапно выросших компаниях после первого этапа эйфории от новых масштабов, как правило, наступает вторая стадия. Появляются дополнительные источники дохода, новые клиенты, новые ресурсы. И тут возникает вопрос: как все это правильно распределять? С идеологической точки зрения, это вопрос разграничения прав партнеров.
Виталий Деньгаев отметил, что равноправное объединение происходит только в случае достаточной силы сторон и невозможности взаимного поглощения. Второй вариант, при котором паритетные взаимоотношения могут сохраняться достаточно долго: компания выполняет какую-то часть задач в объединении (формальном или юридическом), получает свою долю пирога, и больше ее ничто не интересует. В иных случаях, по мнению эксперта, рано или поздно происходит некое распределение в сторону лидеров. Зачастую это бывает отнюдь не по обоюдному согласию. Александр Лукин вспомнил случай такого насильственного поглощения из своей юридической практики: «Печальный опыт одного из моих клиентов: совершенно неожиданно он узнает, что вместо 99% бизнеса он владеет 0,3%. А где-то в далеком северном городе нотариус зарегистрировал сделку купли-продажи долей в компании. Более полугода пытаются судиться, документы никто не может найти, а собственность на десятки миллионов рублей ушла».
Виталий Деньгаев отметил, что когда объединение происходит против чего-то или кого-то, речь обычно не идет о слияниях и поглощениях. Заинтересованные стороны могут просто договориться, чтоб конкурента здесь не было, и выполнять обязательства. «Такие объединения выстраиваются быстрее и понятнее. Принцип «дружбы против» можно ставить во главу угла при создании различных ассоциаций и союзов. Они, как правило, действенны», — подчеркнул г-н Деньгаев.
Гость встречи, директор группы «Андрей Дубенский» ЮРИЙ ПОДОПРИГОРА привел пример местного Союза строителей, назвав его «самым здравым общественным объединением в крае». «Здесь обозначили три основные цели объединения компаний. Объективная логика развития предприятий. Борьба за клиента. Объединение против конкурента. Еще одна цель — рациональное использование ограниченного ресурса. Если он ограничен со стороны поставщика, единственный способ вырасти — объединение. У строителей это дело очень цивилизованно прошло. Их ограниченный ресурс — земля, техусловия. Союз строителей достаточно эффективно решает связанные с этим вопросы», — сказал г-н Подопригора.
Черту под дискуссией подвел Виталий Деньгаев. По его мнению, кооперация — это всегда работа, которую делают с определенной целью. Когда цель достигается, объединение может исчезнуть или, напротив, укрупниться: «Не бывает стабильных состояний вещества. Сегодня потребители и их нужды — такие. Завтра они поменяются, и конкретный альянс субъектов перестанет быть полезным и необходимым. Субъекты начинают понимать: мы выросли, нам не хватает этого объединения».
Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.