Красноярцы вложили в бизнес‑обучение всего 15 млн руб.
Большинство региональных бизнес‑школ переключились на частных клиентов. Крупные компании сократили образовательные бюджеты до минимума, оставив лишь обучение продажам и индивидуальные тренинги для
1 | Екатеринбург
На екатеринбургском рынке бизнес‑образования наиболее популярны микропрограммы и однодневные тренинги, а также бизнес‑тусовки, где руководители компаний обсуждают текущие проблемы. Вырос спрос на тренинги по эффективным продажам. Владимир Синчук (УЦ «Потенциал»): «Крупные корпоративные заказчики потеряли интерес к дорогостоящему обучению, в частности к МВА. Годовые контракты 2008 г. сменились краткосрочными договорами».
2 | Казань
Казанские тренинговые компании выживают за счет корпоративных программ, проводимых с выездом к заказчику, и усиливают свои позиции в сегменте индивидуальных клиентов. Гузель Хисматуллина (TeamSoft): «Заказчик рассчитывает получить максимальный эффект при минимуме вложенных средств и времени. Эпоха бизнес‑тренингов, в рамках которых участники танцевали, занимались очищением энергетических полей и медитациями, прошла».
3 | Новосибирск
Ключевой тенденцией кризиса новосибирские тренинговые компании называют сокращение количества учебных центров. По некоторым оценкам, из 500 игроков на рынке осталось лишь около 200. Вера Маркова (ЦДО): «Если до кризиса компании заказывали обучение продажам, маркетингу, стратегии, управлению персоналом, то сейчас нужны другие программы. Но какие именно — не ясно. Сами клиенты пока не могут четко структурировать спрос».
4 | Нижний Новгород
В условиях двукратного снижения спроса игроки нижегородского рынка ориентируются не на корпоративного клиента, а на частного. Эксперты утверждают: рынку не хватает квалифицированных кадров. Василий Козлов (Green City): «Всюду требуются менеджеры, при этом менеджеры по диплому не могут найти работу: их компетенции рассогласуются с требованиями работодателя, который не склонен тратить деньги на «доводку» персонала».
5 | Челябинск
Игроки челябинского рынка считают, что в кризис клиенту необходимо предлагать максимально широкий ассортимент программ и направлений. Наталья Рагоулина («АлександриД‑Карьера»): «Сейчас сложно работать прибыльно только по своей специализации». Рентабельность образовательного бизнеса снизилась с 40‑45 до 15‑20%, в отдельных случаях — до 4‑5%. А большинство мелких компаний приостановили свою деятельность.
6 | Самара
Осенью 2008 г. промышленные предприятия Самарской области сократили бюджеты на корпоративное обучение на 70%. Но уже с июля 2009 г. началось небольшое оживление спроса в этом сегменте. По словам Ольги Захаровой (СИДО), запросы компаний‑заказчиков изменились. Теперь они хотят получить от бизнес‑школы не только практические навыки, но и консалтинг: не просто тренинг переговоров, а постановку всей системы продаж.
7 | Ростов‑на‑Дону
Почти 70% оборота в I полугодии 2009 г. ростовские бизнес‑школы сделали на частных клиентах, посещавших краткосрочные программы и тренинги. Игроки рынка надеются также на гостендеры от Минэкономики и областного центра занятости. Ирина Мишурова (РГЭУ «РИНХ»): «Будут выживать крупные структуры, в первую очередь при вузах или успешных компаниях. В лучшем положении окажутся бизнес-школы, выигравшие тендеры у госзаказчика».
8 | Красноярск
Красноярские бизнес‑тренеры зарабатывают на малом и среднем бизнесе. Корпоративные клиенты заморозили бюджеты на 2009–2010гг. Наталья Дьячук («Харизма»): «Около 80% наших крупных корпоративных клиентов либо полностью сокращают бюджет на развитие персонала, либо его минимизируют. В 2010 г. рынок оживится, но легче не станет. На мой взгляд, режим экономии во многих крупных компаниях будет действовать еще несколько лет».