Красноярск может повторить судьбу Бостона

Генеральный директор девелоперской группы SM.CITY видит в жилом районе «Южный берег» свое маленькое государство. В нем можно действовать разумно с точки зрения градостроения.

В кабинете Александра Коропачинского прямо над его столом — панорамное фото города. Говорит, покупалось под видом Марселя, гарантий нет, но похоже, что Средиземноморье. На другой стене —
два снимка одного и того же дома на пр. Мира: наши дни и черно-белый, дореволюционный. Время добавило зданию надстроек и линий. «Вам какой вариант больше нравится? — спрашивает глава SM.CITY и показывает на ретро-карточку. — Мне — этот. Он лаконичнее». Судя по всему, г-н Коропачинский реализует проект «Южный берег», опираясь на то, что ему действительно нравится. 

Повысить ценность места

Пять лет назад, когда начинали формироваться представления о проекте «Южный берег», его создателям хотелось, прежде всего, новизны, признается Александр Коропачинский. Хотя градостроительство — очень консервативная область.

— Было стремление попытаться сделать лучше, чем все остальные. У меня в голове этот вектор всегда был, есть и, надеюсь, будет . То же самое и у моих коллег. Есть избитое слово «единомышленники», но оно самое подходящее. Все это предопределило стратегию реализации проекта. И конечным призом должно было стать повышение ценности этого места, ценности недвижимости, которую мы возводим, и прибыли, которую мы можем извлечь.

Мы претендуем на создание еще одного общественного центра, как это называется в теории градостроения. В таком центре смешаны жилые кварталы, офисная недвижимость, магазины, общепит, те услуги, которые люди должны потреблять у себя в районе. А в исторический центр нужно ехать исключительно за услугами, связанными с уникальными объектами — театр, музей.

Сколько таких общественных центров должно быть в городе? И сколько есть сейчас?

— Сегодня в Красноярске, я считаю, их два. Вторым стала Взлетка. Хорошим, плохим, грамотно спроектированным и застроенным или нет — не важно. Она стала общественным центром. Я на собственной шкуре ощущаю это. Я за рулем давно, люблю ездить — в конце 80-х брал патент, работая в университете, таксистом подрабатывал целый год, я чувствую транспортную ситуацию. Так вот, два года назад она остановилась, перестала ухудшаться. И даже стала чуть-чуть улучшаться. Я это связываю с тем, что Взлетка набрала критическую массу, люди осознали, что, когда они 1,5-2 часа добираются до работы, надо либо менять работу — ближе к дому, либо дом переносить к работе. На Взлетке появилось достаточно услуг, я тоже это чувствую: у меня дочери четыре года — детские, образовательные учреждения там, медицинские услуги — тоже.

В будущем Красноярску не нужно 5-6-7 общественных центров. Но на правом берегу как минимум один должен быть. Сможем ли мы опередить всех и занять эту позицию? Собственно говоря, это и есть наша задача.

Когда вы брались за этот проект, вас не пугало, что правобережье считается «пролетарским» районом?

— Мы отчетливо себе это представляли. Была данность — очень привлекательный земельный участок, крайне удачное его расположение относительно центра и Коммунального моста. Надо было понять, какую концепцию выбрать. Можно было застроить все панельными домами 97-й серии. Такой вариант тоже рассматривался. Но это было неинтересно. Может, и прибыль получили бы совместимую, но еще раз говорю — желание доказать, что мы можем что-то новое, тоже, к счастью, присутствует. И мы начали думать не о том, что это проблема, а о том, как ее решить. Неоднократно проводили маркетинговые исследования, и сами, и с привлечением консалтинговых компаний. Самое первое исследование нам сделала группа МИАН в 2005 г.

Насколько вы прислушались к их советам?

— Более чем на 60% сегодняшние наши решения совпадают с их рекомендациями. Но после этого все равно прошло достаточно много времени. Появился собственный практический опыт.

По вашей оценке, вам удалось переломить общественные стереотипы по поводу места расположения «Южного берега»?

— Частично. Цена, по которой мы продаем недвижимость, то, что покупают ее люди достаточно опытные в части понимания города и городской среды, — подтверждение того, что мы сумели изменить представления. Тренд идет в направлении повышения ценности этого места. Года через 3-4 можно будет давать оценку — получилось или нет.

Квартиры без покупателей

В этом году SM.CITY объявила о старте следующего этапа развития «Южного берега». Компания снова решила побороться со сложившимися представлениями. На этот раз о том, что хорошее жилье — это высотка и большой двор. Девелопер объявил о переходе на квартальный принцип застройки по мастер-плану, разработанному голландским бюро КСАР. Александр Коропачинский мгновенно отвечает на вопрос о причинах.

— Умнее стали. В логике того, что мы хотели сделать что-то новое, мы все равно изучали основы. Основы градостроительства, не архитектуры, это часто путают. Но это две совершенно разные отрасли. Я посмею заявить, что градостроительству никто до сих пор не придает должного значения в Красноярске. Да, у нас есть институты, мастерские, которые проектируют градостроительную документацию. Но разве кто-то пытался, скажем, сформировать определенную концепцию развития города, территории, района, квартала, увязанную с социально-экономическим прогнозом развития вот этих кусочков города? Да еще и наложить все это на долгосрочную перспективу — как будут развиваться предприятия, как будет меняться структура валовой выручки.

Почему в последние годы так много служащих? Не потому что нет работы на заводах, просто производительность труда выросла в разы. И все больше людей переходят в сферу сервиса. Это 30-40 лет назад начало происходить на Западе, мы всегда на него смотрим, но почему мы этого не поняли и лет 15 назад не спохватились и не начали под это менять градостроительную концепцию Красноярска и страны в целом? Я знаю только опыт Перми, он нас и подтолкнул — мы заключили договор с голландской компанией, той, которая делала мастер-план Перми. Губернатор Пермского края еще в 2008 г. пригласил их, он все понимал, он закончил МГИМО, работал в Швейцарии, он европейский человек. Став губернатором, он осознал: надо сначала остановиться. Не нужно безудержно застраивать все свободные окраины. Надо понять, как будет развиваться город в ближайшие 50 лет, сделать мастер-план, увязать его с транспортными, пешеходными потоками, сервисными и промышленными зонами и тогда уже выработать генплан, по которому будет вестись застройка.

Мы посмотрели на это и в пределах, так сказать, одного маленького государства внутри Красноярска решили все-таки действовать правильно. В первую очередь голландцы нам сказали: ребята, только квартальная застройка. Этот принцип мы утратили где-то в середине 60-х, до этого, посмотрите, вся старая часть Красноярска — квартальная застройка. А потом страна перешла к микрорайонному принципу. Он хорош тогда, когда есть микрорайон и есть завод. Люди утром идут на завод, вечером — домой. Когда был такой уклад, микрорайонный принцип выполнял свою функцию. Но когда мы поменяли путь развития, градостроительная концепция должна была быть пересмотрена.

Полгода назад в интервью «ДК» вы критиковали градостроительную политику в Красноярске. Что-то сдвинулось в лучшую сторону?

— Красноярск продолжает совершать серьезную градостроительную ошибку. Мы застраиваем окраины. Это смерти подобно. Через 3-4 года количество построенных квартир будет равно количеству семей. Кто будет покупать эти квартиры? У нас возникнет патовая ситуация — новых покупателей с деньгами не будет, а население, которое нуждается в квадратных метрах, не сможет позволить их себе купить. По идее, нужно сносить ветхое жилье в центре. Как-то расселять живущих там людей, заменять им жилье. За счет бюджета — не сможем. За счет частных компаний, застройщиков, инвесторов? Тоже непривлекательно. Инвестору будет интересно, если, снеся две пятиэтажки, он сможет возвести большой объем недвижимости. А при сегодняшних нормах, если ты снес две пятиэтажки, ты имеешь право вместо них построить одну. Никто же на это не пойдет!

В Америке есть город Бостон. Он застроен по периметру. А в середине — мигранты, черные, неблагополучные элементы, трущобы. Красноярск к этому идет. Зачем мы пытаемся застроить окраины? Сейчас мы строим четвертый мост, вот самое привлекательное место — от Октябрьского моста до четвертого, здесь сотни гектаров. Сотни! Нужно только принять соответствующие законодательные акты. Изменить налог на землю, чтобы владельцы предприятий, которые там есть, задумались — платить очень большой налог или все-таки думать о выводе заводов. Коммерсанты, в свое время купившие там помещения, должны понять, что им нужно куда-то выйти. Мы говорим о технопарках, хорошо. Но тогда человека надо немножко подтолкнуть, чтоб он пошел в технопарк, а здесь за разумную цену свой бизнес продал.
Если бы я был градоначальником, я точно бы Красноярск не расширял, не лез в новые территории. Потому что у нас центр умрет. На наших глазах, через 8-12 лет.

Что может изменить ситуацию?

— Ее осознание для начала. Переосмысление и формирование новой градостроительной политики. Слова высокие, но это реально то, что надо делать. Любой процесс все равно базируется на чьем-то энтузиазме. Пока я такого энтузиазма не вижу. В Перми он появился, и Пермь имеет огромные преимущества в среднесрочной, долгосрочной перспективе развития города. Все остальные города примерно в той же ситуации, что и Красноярск.

Самое читаемое
  • Беспилотные трамваи в Екатеринбурге появятся уже в этом десятилетииБеспилотные трамваи в Екатеринбурге появятся уже в этом десятилетии
  • Спрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемымСпрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемым
  • Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?
  • В Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. КосмонавтовВ Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. Космонавтов
  • МВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 летМВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 лет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.