Красноярские «айтишники» объединились против пиратов
Меморандум о нераспространении контрафактного программного обеспечения и противодействии пиратству в сфере информационных технологий подписали семь крупных местных компаний («Аверс», «Интерлинк», «
Меморандум о нераспространении контрафактного программного обеспечения и противодействии пиратству в сфере информационных технологий подписали семь крупных местных компаний («Аверс», «Интерлинк», «Ками», «Компак», «МаксСофт», «Синтез Н», «Старком») и два новосибирских филиала — «НЭТА» и Comptek. Директор «К-Инфонет» (ассоциация «Компак») Виталий Соколов уверен, что все «подписанты» уже давно не распространяют пиратский софт. По его мнению, чтобы получить ощутимые результаты от акции, Microsoft должен обратить внимание прежде всего на мелкие компании и кустарей-одиночек, промышляющих установкой и настройкой софта.
Почему компания «Компак» решила принять участие в подписании меморандума?
— Microsoft предложил — мы согласились. Просто чтобы еще раз показать: мы не распространяем нелегальное ПО. Более того, для борьбы с пиратами «Компак» использует свои методы. Например, мы не обслуживаем людей, которые приходят в наш сервисный центр с пиратской версией (а таких обращений — большинство). Не закупаем нелицензионные диски. Еще лет шесть-семь назад мы обратились к российским производителям обучающих программ, игрушек с предложением: «Дайте нам нормальные цены, чтобы можно было с пиратами бороться». Тогда это дало результат, и мы выложили на свои полки диски по приемлемым ценам. Продажи сразу выросли в несколько раз.
С такой же просьбой было бы логично обратиться и к Microsoft. Ведь цена их ПО — главный барьер для потребителя?
— Да, действительно, дороговизна пакета программ Microsoft останавливает 90% потребителей, и мы это понимаем. Чтобы свергнуть пиратов, есть два способа. Первый — зарабатывать больше денег среднему россиянину. Второй — снизить стоимость ПО. Цена лицензионного софта (операционная система + привычные приложения) — около 10 тыс. руб. Это соизмеримо со стоимостью нового компьютера. А пользователь уже привык работать с этими программами совершенно бесплатно. С другой стороны, Microsoft не станет продавать свой продукт дешевле. Эту позицию он давно уже обозначил. Какие-либо переговоры в этом направлении бесполезны. Но, на мой взгляд, если бы продукт продавался дешевле, Microsoft заработал бы в России больше.
Как тогда на ситуацию с нелегальным софтом могут повлиять красноярские производители и продавцы компьютеров?
— Производители и продавцы пока играют существенную роль на местном рынке. В городе не менее 90% компьютеров изготавливается красноярскими производителями. Мы могли бы серьезно влиять на продажи лицензионного ПО. Красноярцы предложили Microsoft дать продавцам их продукт под реализацию. Проще говоря, выложить его на полки. Сейчас у нас нет возможности закупать лицензионное ПО в больших количествах. Это малоликвидный товар. «Компак» производит несколько тысяч системных блоков в год, закупать же впрок столько копий ПО накладно. Если бы Microsoft сделал шаг навстречу, мы бы более успешно продавали легальное программное обеспечение, а борьба с пиратами была бы эффективней. Но Microsoft предпочитает действовать старым, проверенным способом — проводить разъяснительные работы.
Вы сказали, что пока играете существенную роль на местном рынке. Ситуация как-то может измениться?
— Конечно, она уже меняется. Рентабельность бизнеса невысокая, заметное число IT-компаний закрывается. Серьезно влияют на ситуацию гипермаркеты и неспециализированные магазины, где продаются компьютеры, поголовно оснащенные лицензионной операционной системой Microsoft. Возможно, Microsoft рассчитывает, что со временем эти продавцы вытеснят мелких сборщиков. И лицензионный продукт будет продаваться лучше. Но пока не более 10% компьютеров реализуются через супермаркеты.
На ваш взгляд, как может изменить ситуацию с пиратским программным обеспечением подписанный вами меморандум?
— Всем понятно, что проблему нелегального ПО подписанием бумаги решить невозможно. Подумайте сами: подписали документ девять компаний, а по моим данным, в Красноярске официально зарегистрировано примерно 65 производителей компьютеров. Это те, кто из года в год сертифицирует производимую технику. Часть из них наверняка подпишет меморандум. Нелегальных же производителей компьютеров (от умельцев до мелких фирм) еще сотня. Если вы зайдете в киоск или отдел, где продаются компьютерные диски, то не менее чем в 50% случаев найдете нелицензионный софт. Основной канал распространения пиратских копий всем известен. В СМИ немало объявлений компьютерных умельцев. Наверное, и до этого канала дойдет очередь.