Красноярские рестораторы заинтересовались фуд-кортами
эксперты Анатолий Ващенко директор компании «Бар» Владимир Владимиров директор компании «Владимиров и Ко» Ольга Грималюк директор кафе-бара «Кантри» Александр Дудин начальник отдела маркетинга
эксперты
Анатолий Ващенко директор компании «Бар»
Владимир Владимиров директор компании «Владимиров и Ко»
Ольга Грималюк директор кафе-бара «Кантри»
Александр Дудин начальник отдела маркетинга StroinRos Group
Сергей Комыш директор кафе «Вареника»
Альберт Мкртчян ресторатор (заведения «Кебаб», «Цунами», «Сбарро» и др.)
Ресторатору ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВУ (сети «Калинка-малинка», «Славянка», рестораны «Султан-Сулейман», «Падишах» и др.) пальцев одной руки не хватило посчитать все плюсы размещения заведения общепита на фуд-корте. «А вот минусов для рестораторов в таких проектах не вижу. Поставил небольшую точку в торговом центре — и получай прибыль. Не нужно никаких больших инвестиций, даже о мебели думать не надо. Обо всем позаботится девелопер», — говорит он. Правда, при слове «девелопер» он тут же грустнеет и добавляет: «Хотя нет, есть один минус. Москвичи не особо любят пускать местные сети в свои комплексы. Бывает, на переговоры с ними уходит уйма времени — и все безрезультатно».
Фуд-корты растут быстрее ресторанов
По словам местных рестораторов, красноярский рынок фуд-кортов начал увеличиваться только в этом году. АЛЕКСАНДР ДУДИН, начальник отдела маркетинга StroinRos Group: «О фуд-кортах стали говорить, когда появились первые крупные проекты торгово-развлекательных комплексов. Рост рынка же начался весной этого года — после ввода в эксплуатацию ТРК «Планета». По словам директора кафе «Вареника» СЕРГЕЯ КОМЫША, после запуска «Планеты» рынок фуд-кортов в Красноярске вырос сразу по числу игроков более чем вдвое. Сегодня в Красноярске на фуд-корте ТК на Свободном действуют шесть операторов, в «Огнях» будет один. «За последний год ресторанов в городе появлялось меньше, чем заведений в ТРК. Раньше в Красноярске работала только одна подобная площадка при Торговом квартале на Свободном. Поэтому, по большому счету, говорить тогда о рынке «фуд-кортов» было неправильно. Многие рестораторы с недоверием относились к этому формату. Но после того, как ввелась «Планета» с фуд-кортом, стало понятно, что этот рынок пошел в гору. Местные рестораторы пересмотрели отношение к этому сегменту и стали активно пробиваться в «якоря» к крупным торгово-развлекательным центрам», — сказал г-н Комыш.
Владимир Владимиров говорит, что интерес рестораторов к формату пробудил не только удачный старт фуд-корта в московском ТРК: «О том, что это перспективное направление, нас заставили задуматься и московские коллеги. В столице, например, несколько десятков фуд-кортов, где находится сразу минимум пять-шесть операторов. У того же «Ростикса» есть как отдельно стоящие заведения, так и точки на фуд-кортах. Я общался с московскими рестораторами, и они мне в один голос говорили только о плюсах этого формата».
Кафе в ТРК окупается за год
Местные рестораторы единодушны: больше всего в фуд-кортах их привлекает цена вопроса. По оценке ресторатора АЛЬБЕРТА МКРТЧЯНА (проекты «Кебаб», «Цунами», «Сбарро» и др.) порог вхождения на фуд-корт минимальный. «Если открывать ресторан по франшизе в отдельно стоящем помещении в любом районе города, то необходимо будет потратить минимум 15 миллионов рублей. В запуск же подобного проекта на фуд-корте уйдет вдвое меньше средств — 6-7 миллионов рублей», — отметил г-н Мкртчян. Владимир Владимиров добавляет, что, по его оценке, открыть собственное кафе на фуд-корте (не приобретая франшизу федеральных компаний) можно за еще меньшие деньги: «Думаю, вполне реально уложиться в миллион рублей».
Такая экономия, по словам Александра Дудина, получается из-за того, что ресторатору нет необходимости вкладывать деньги в собственную кухню, не надо покупать мебель для заведения. «Все это берет на себя девелопер. Он готовит согласно своей концепции фуд-корт: закупает оборудование, столы и стулья, создает единый интерьер. В обычных же заведениях на эту статью расходов приходится львиная доля вложений», — пояснил г-н Дудин.
Сергей Комыш добавляет, что существенная экономия в «фуд-кортовом проекте» также идет за счет низких арендных ставок. «Обычно для девелопера фуд-корт — это способ удержать посетителя как можно дольше в торгово-развлекательном центре. Поэтому он сам заинтересован в появлении у себя этого формата. Поэтому рестораторам они предлагают льготные арендные ставки», — поделился г-н Комыш. Альберт Мкртчян добавляет, что средняя ставка для ресторатора вдвое меньше, чем для владельца бутика: «Причем девелоперы к каждому общепитовскому проекту подходят индивидуально. Цена квадратного метра зависит от раскрученности бренда заведения, от того, какие отношения сложились у ресторатора с инвестором ТРК и так далее. В итоге цена может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за квадрат». С экспертом соглашается Александр Дудин: «Думаю, что, если, например, «Макдональдс» захочет зайти на фуд-корт в какой-либо красноярский ТРК, ему сдадут площади за копейки. Потому что этот арендатор сразу привлечет к себе большое количество посетителей».
При низком пороге вхождения, по словам рестораторов, заведения на площадях ТРК окупаются в два-три раза быстрее стационарных кафе. ОЛЬГА ГРИМАЛЮК, директор кафе-бара «Кантри»: «Свое отдельное заведение я, скорее всего, буду окупать два-три года, а коллеги, «заседающие» на фуд-корте, «отобьют» вложения за год». Владимир Владимиров добавляет, что ему известны проекты при ТРК, которые окупались за несколько месяцев: «Один мой знакомый вернул вложенные в фуд-корт двести тысяч рублей за два месяца. Мои самые успешные проекты, расположенные на центральных улицах города, так быстро не давали отдачу».
Быструю окупаемость подобных проектов владельцы ресторанов объясняют и отсутствием конкуренции на фуд-корте. «Создатели ТРК всегда разрабатывают концепцию комплекса так, чтобы на одной площадке не было конкурентов, присутствовали разные кухни, разные бренды. Грубо говоря, если на фуд-корте уже есть одна блинная, второй там точно не будет. Нам же такая философия играет на руку: нет прямых конкурентов», — отметил Альберт Мкртчян.
В ТРК рестораторов толкает отсутствие отдельных свободных площадок
«Было бы лукавством утверждать, что фуд-корты для нас привлекательны только потому, что дешевы. Это правда лишь отчасти. Для многих рестораторов поход в ТРК шаг вынужденный. Все самые интересные в городе места для открытия отдельно стоящего кафе заканчиваются», — делится Владимир Владимиров. Ольга Грималюк добавляет, что сегодня в Красноярске найти проходимое место в престижном районе для ресторана или бара практически невозможно. «Все места «на красной линии» в центре города уже заняты. А в жизнеспособность тех районов, о которых многие рассуждают как о перспективных, например, Северного или правобережья, я не верю», — пояснил директор компании «Бар» АНАТОЛИЙ ВАЩЕНКО (сеть «Перцы», проекты «Свинья и бисер», «Крем» и др).
Владимир Владимиров говорит, что ему риэлторы периодически предлагают «неплохие», на первый взгляд, помещения: «Но они либо требуют капитального ремонта, а это опять же серьезные затраты, либо места оказываются непроходимыми».
По словам Сергея Комыша, с проходимостью в фуд-кортах ТРК проблем не возникает: «Поток людей в торгово-развлекательные комплексы, особенно новые, обеспечен. Здесь ресторатору не надо думать над тем, как привлечь в заведение аудиторию, не надо тратиться на рекламу. Комплекс дает тебе готового клиента, который пришел за покупками и мимоходом сел перекусить».
Сергей Комыш добавляет, что здесь есть свои нюансы. С проходимостью в фуд-кортах также угадать сложно. Например, как показала практика, красноярцы не склонны все время ходить в один и тот же ТРК. «Когда открывается новый центр, все внимание жителей переключается на него. Так произошло с «Планетой». Когда ее запустили, произошел отток клиентов из Торгового квартала на Свободном. Об этом я могу судить по своему кафе на фуд-корте ТК на Свободном: если раньше основной поток посетителей был в выходные, то сейчас — в будни. Потому что в выходные все стараются выбраться в «Планету», — сказал г-н Комыш.
Москвичи предпочитают «своих»
Практически все красноярские рестораторы, опрошенные «ДК», с радостью готовы были бы запустить большее количество своих заведений на фуд-кортах торгово-развлекательных центров. Многие из них уже давно просчитали экономическую выгоду подобных проектов и даже провели переговоры с инвесторами комплексов. Однако пока для большинства местных владельцев ресторанов мечта пробиться на фуд-корт так и остается мечтой. Как показывает практика, девелоперы предпочитают столичные проекты с раскрученными общепитовскими брендами. В фуд-корте Торгового квартала на Свободном работает «Картофельный папа», в «Планете» — «Сбарро» и «Шоколадница». В «Июне» топовые места у питерского холдинга «Иствик» (проекты «У Швейка. Супы и сосиски» и La Cucaracha) и «Шоколадницы». А «Огни» вообще весь фуд-корт отдали федеральному оператору — «Планете развлечений». Владимир Владимиров рассказал свою историю «захода в ТРК»: «Когда многие из проектов торгово-развлекательных комплексов были еще на стадии строительства, я пытался разговаривать с девелоперами на предмет сотрудничества. Но они мне говорили открытым текстом: нам неинтересно работать с местными рестораторами. Мы все отдадим своим друзьям-москвичам». Схожая история и у Анатолия Ващенко: «Мы с «Планетой» вели переговоры несколько месяцев, но так ни до чего и не договорились. К нам девелопер предъявлял слишком жесткие требования по срокам аренды. Проще было отказаться, чем надеть на себя такой хомут».
Такое «предпочтение» в пользу москвичей Александр Дудин объясняет просто: «Федеральные сети для любого девелопера интереснее просто потому, что они сильнее. У них четко проработана концепция, их бренды хорошо известны даже тем, кто ни разу их не посещал. В итоге такие арендаторы дают девелоперу стабильный поток клиентов. Сможет ли такой же поток обеспечить местная сеть, большой вопрос». С экспертом соглашается Ольга Грималюк: «Посмотрите в той же «Планете». Очереди стоят только у раскрученных московских заведений, у местных народу немного».
Сложившуюся ситуацию местные рестораторы пытаются исправить двумя способами: взять франшизу раскрученного федерального бренда или предложить девелоперам уникальную концепцию своего заведения. По первому пути, например, пошел ресторатор Альберт Мкртчян. В фуд-корты он зашел не со своими «родными» проектами — «Кебаб» и «Цунами», а с франшизой «Сбарро» и «Восточного базара». Практически в каждом крупном ТРК есть один из его федеральных проектов. «Я понял, что пробиться на фуд-корты со своей концепцией сложно. Поэтому в начале этого года принял решение взять федеральную франшизу компании «Бразерс и Компания». Девелоперы заинтересованы в сотрудничестве с такими брендами, поэтому на переговоры у нас не ушло много времени», — поделился г-н Мкртчян.
Другим путем пошел Сергей Комыш. Он предложил инвесторам ТК на Свободном интересную концепцию своего заведения. «Все девелоперы стараются, чтобы у них на фуд-корте присутствовали разные кухни. Если бы у меня была стандартная русская или европейская кухня, что называется, без «фишки», мне был бы от ворот поворот. Но я им предложил заведение, специализирующееся не на кухне как таковой, а на одном блюде — варениках. Мы взяли разные способы их приготовления, по разным рецептам и сделали на их основе меню», — рассказал создатель «Вареники». Он добавил, что такой концепт понравился инвесторам торгового комплекса, и они пригласили «Варенику» на фуд-корт.
Мода на фуд-корты пройдет через два года
Несмотря на то что местные рестораторы оказались практически не востребованными на фуд-кортах, они настроены оптимистично. Владимир Владимиров: «В Красноярске строится еще с десяток центров, везде будут фуд-корты. Заполнить их все москвичами нереально. Поэтому, думаю, места и для нас найдутся». Ольга Грималюк соглашается с экспертом и добавляет, что федеральные девелоперы будут отдавать предпочтение местным рестораторам при строительстве районных ТРК: «Во-первых, не факт, что в районные центры пойдут федеральные бренды. Во-вторых, именно в небольших спальных районах люди больше доверяют местным сетям».
Александр Дудин говорит, что его компания уже готова общаться с местными рестораторами. «Мы сейчас строим несколько ТРК под брендом «Огни». Пока еще с арендаторами фуд-корта не определились. Готовы общаться со всеми», — поделился г-н Дудин.
Однако, по словам экспертов, рост сектора фуд-кортов не бесконечен. «Такими темпами, как сейчас, сегмент торговой недвижимости увеличиваться уже не будет. Соответственно, через два-три года с падением интереса девелоперов к ТРК минимизируется и возможность открытия новых фуд-кортов», — заключил г-н Мкртчян. Владимир Владимиров отметил, что в будущем можно будет запустить фуд-корты не только в ТРК, а в помещениях с большой проходимостью, например, в аэропорту «Емельяново»: «Там стабильный поток людей, поэтому фуд-корты в таком месте точно будут пользоваться популярностью».
детали
Фуд-корт занимает 15% общей площади центра
Фуд-корты в торгово-развлекательных центрах — обязательный якорный оператор. Как правило, он располагается на последнем этаже центра, куда покупатель пойдет только из-за того, что голоден. Обычно ресторанный дворик занимает 15% общей площади комплекса.
Количество операторов фуд-корта зависит от размеров торгового центра и его месторасположения. Считается, что в ресторанном дворике общей площадью 15 тыс. кв. м могут присутствовать 6-7 кафе и ресторанов. Чем крупнее ТЦ, тем больше фуд-корт. Например, ресторанный дворик в «Меге» состоит из 13 операторов, не считая примыкающих ресторанов.
На каждого оператора фуд-корта приходится в среднем 20-40 столиков.
Источник: DISCOVERY Reserch Group.