Красноярский алюминиевый завод выполняет глобальный план экологической модернизации
До 2024 года РУСАЛ должен выполнить требования национального проекта «Чистый воздух». В эту работу компания инвестирует почти полтора миллиарда рублей.
На что пойдут эти средства, «Деловому кварталу» рассказал директор по экологии, охране труда и промышленной безопасности предприятия Александр Белянин.
В декабре прошлого года КрАЗ получил комплексное экологическое разрешение и прошел общественную экспертизу используемых НДТ — наилучших доступных технологий. Зачем это было нужно?
— В природоохранном законодательстве России появились новые нормы, которые предписывают крупным промышленным предприятиям получать КЭР — комплексное экологическое разрешение. Т. е. в одном документе фиксируются все обязанности производства в области охраны окружающей среды. Для КрАЗа в этом документе обозначено снижение выбросов на 10 % от текущего уровня.
КрАЗ вошел в пилотный пул, в нем 15 участников.
Но экологическая программа на предприятии стартовала еще в 2004 году: устанавливали новые системы газоочистки в корпусах, улучшали конструкцию электролизеров, работали над составом анодной массы, сделали «ванны» максимально герметичными. В результате модернизации завод снизил выбросы на 39 %, а фторидов –– на 76 %.
Сейчас на КрАЗе применяется несколько технологий производства алюминия: «Экологичный Содерберг» — традиционные электролизные «ванны», прошедшие глубокую модернизацию, есть электролизеры на обожженных анодах и экспериментальный участок инертных анодов. Вообще, если сравнивать работу КрАЗа сейчас с тем временем, когда я пришел работать на завод, в середине восьмидесятых, то это две большие разницы. Объемы выбросов сократились в 4,5 раза. В последние десять лет завод стабильно дает по миллиону тонн в год, а влияние на окружающую среду при этом постоянно снижается.
Какие меры будут приняты в ближайшие годы, на что именно пойдут эти полтора миллиарда рублей?
— Во-первых, мы уже в 2020 году переведем весь завод на технологию «Экологичный Содерберг». Когда на КрАЗе проводилась общественная проверка при Минприроды, 91 % электролизеров уже работал по этой технологии, которая позволяет снизить фонарные выбросы за счет герметизации конструкции. Сейчас уже 95 %. Вообще, работу по нацпроекту «Чистый воздух» мы начали еще в 2018 году, значительную ее часть провели в 2019-м, в том числе создание и испытание новых технологий. С текущего года начнем их внедрять в промышленных объемах: это система видеомониторинга, применение нового сырья для производства анодной массы — компаудного пека. Также будем совершенствовать уже внед-ренные системы, например, программно-аналитический модуль ECOLOGY, непрерывно контролирующий экологическое состояние корпусов электролиза и всего завода в целом, а также позволяющий получить оценку экологической эффективности производства.
В ходе слушаний о получении комплексного экологического разрешения вам присылали предложения, вы что-то взяли на заметку?
— Предложений было много, ни одно не осталось без внимания. Мы отвечали авторам, обсуждали с ними какие-то моменты. Были очень интересные, технически обоснованные решения, но таких, которых бы мы не учли и не продумали, не было.
То, что мы поддерживаем однозначно, — это предложение высаживать деревья на границе санитарно-защитной зоны. Мы уже это делаем, в 2020 году планируем высадку между заводом и Солнечным, 1400 деревьев в этой части СЗЗ уже есть, появятся и еще. Высаживаем деревья на территории города, эта работа тоже не остановится.
Чем примечательна система видеомониторинга?
— Она будет применяться в корпусах электролиза. В 2019 году мы проводили испытания в одном — корпусе № 5, они прошли удачно, система признана эффективной, сейчас камерами оснастили корпус № 6, до конца года оборудуем еще два, а потом и весь завод.
Суть в том, что видеокамеры фиксируют разгерметизацию электролизера, распознают тип — санкционированная она или нет, и подают звуковой сигнал о проблеме. Оповещение звучит в корпусе по громкой связи, кроме того, трансляция с камер выведена на рабочее место старшего мастера. Санкционированная разгерметизация, чтобы было понятно, — это, например, открытие специального люка, чтобы взять пробу металла, она делается по графику, как и другие операции, требующие открытия агрегата. В результате время реагирования на проблему снизилось в два раза. Мастеру не надо бегать по цеху и искать, на какой «ванне» проблема, ему это докладывает оповещатель, включенный в систему.
Разрабатывали программу специалисты ИТЦ РУСАЛа, это уникальное решение и уникальное внедрение — такой системы нет пока ни на одном алюминиевом заводе в мире. За время ее тестирования наши программисты получили много предложений по интеграции аналитических модулей, чтобы можно было оценить объемы санкционированной и несанкционированной разгерметизации, отслеживать время реагирования на разные типы задач и многое другое. Лично мне система очень нравится, уверен, что благодаря ее внедрению мы хорошо поработаем над снижением фонарных выбросов и повысим управляемость работы электролизных цехов.
Вы проанонсировали использование нового вида сырья для производства анодной массы. Какой эффект это должно дать?
— Это один из ключевых проектов экологической программы КрАЗа — использование компаундного каменноугольного пека со сниженным содержанием полициклических ароматических углеводородов. Мы начинаем его внедрять в производство анодной массы. Это позволит снизить выбросы смолистых веществ, в том числе бенз(а)пирена. Компаудный пек — это инновационное сырье, связующий элемент анодной массы, недавно завершились испытания по его внедрению. Он изготавливается на основе газойля — это более легкая фракция, чем традиционный неф-тяной пек, производством пока занимаются два предприятия — одно в Австрии, одно в России.
Мы получили первую партию сырья — две тысячи тонн, и начинаем работать с ним. Будем переводить корпуса постепенно. Качество сырья нас устраивает, надо убедиться в том, что поставки будут выполняться в срок и в полном объеме.
КрАЗ первым в мире использует технологию производства анодной массы на основе компаудного пека, ее разработали также специалисты нашего ИТЦ.
Вообще, согласно проекту «Чистый воздух», мы должны к 2025 году снизить выбросы на 10 %. Если учесть, какая огромная работа уже была проделана, то можно представить, какая борьба у нас идет за каждую долю процента. Мы технологически дошли до того, что внедряем мероприятия, которых нет ни у кого вообще. Сначала их надо придумать, разработать, испытать, затем уже внедрить. В реальности эффект снижения вредного воздействия может быть гораздо выше, чем 10 %, но, поскольку технологии экспериментальные, гарантировать это на старте мы не можем. Но, конечно, рассчитываем на это.
Будет ли модернизироваться система газоочистки?
— Конечно! На КрАЗе установлены самые передовые системы, мы единственные, кто применяет двухступенчатую очистку — сначала сухую, затем мокрую. Сейчас ее эффективность — 99,7 % по фторидам, 99,5 % по бенз(а)пирену. Если будет возможность внедрить что-то еще более эффективное, мы это сделаем. Сейчас переводим системы на гофрированные рукавные фильтры, они позволят увеличить объем отсасываемого газа в очистку и уменьшить фонарные выбросы.
По закону в течение четырех лет после получения комплексного экологического разрешения мы должны внедрить систему онлайн-мониторинга выбросов. Такая система уже есть, она работает на двух газоочистках. Полное оснащение ею завода, согласно утвержденной программе, будет выполнено к 2025 году.