Красноярский край переживет кризис легче, чем другие регионы – эксперт DK.RU
Что будет происходить с курсом рубля по отношению к доллару и евро, какие сферы станут стагнировать, а какие развиваться, и почему Красноярскому краю повезло
На этой неделе депутаты Городского совета Красноярска приняли бюджет на 2015 год. После корректировки доходы казны упали, расходы – увеличились. Дефицит бюджета вырос в 12 раз. Депутаты Горсовета спрогнозировали ухудшение уровня жизни населения на 30-40%.
Общероссийская ситуация в экономике тоже выглядит не лучшим образом. Падение рубля продолжается, столичные банки закупают электронные табло с тремя цифрами до запятой, под угрозой банкротства оказались сегменты сферы недвижимости, туристическая отрасль терпит убытки, автодилеры не успеывают менять ценники вслед за растущим курсом доллара. Всех интересует: что будет происходить с курсом рубля после новогодних праздников.
На соотношение рубль-доллар влияют три фактора, говорит старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский:
«Первый – цена на нефть. При снижении цен на нефть, рубль должен падать против доллара. Экспорт уменьшается, это ведет к ослаблению рубля. К сожалению, если у нас цена на нефть будет продолжать снижаться, мы и дальше увидим снижение рубля. Тем не менее, если говорить о долгосрочной перспективе, скажем, на следующий год, я все-таки разделяю оптимистичную точку зрения, что цена нефти должна стабилизироваться и оказаться в итоге близкой к уровню 70-80 долларов за баррель. Дело в том, что при дальнейшем снижении цены на нефть (при нынешних уровнях около 65 долларов за баррель) становится невыгодной добыча так называемой сланцевой нефти, прежде всего в Соединенных штатах. При этой цене они должны выйти с рынка. И, соответственно, должно измениться предложение на рынке нефти».
Есть еще один серьезный фактор: у многих стран, добывающих нефть, бюджеты зависят от цены на нефть. Есть цена, при которой бюджет балансируется. Большинство стран, которые проводят политику фиксированного обменного курса, уже оказалось в дефицитном бюджете. Для них такая низкая цена на нефть – это уже невыгодно, поскольку речь идет о социальной стабильности в стране.
«Второй момент - геополитика, говорит Антон Струченевский. - Летом мы видели снижение обменного курса рубля, при этом цены на нефть были такими же, как в начале года. Сложнее стало привлекать капитал в силу санкций, которые были наложены на российские компании и банки. В итоге увеличились выплаты по внешнему долгу в чистом виде, труднее стало его рефинансировать. Это привело к оттоку капитала, и рубль просел».
Третий момент, который оказывает влияние на соотношение рубль-доллар - внутренние факторы. Прежде всего, это политика обменного курса, которую проводил Центральный банк. Сейчас, с ноября, политика изменилась – рубль был отпущен в свободное плавание. Перейдя к политике свободного плавания, Центральный банк минимизировал возможность строить какие-то спекулятивные стратегии в отношении рубля. Интервенции проводятся точечно, только когда нужно. Однако есть и другое необходимое условие – ужесточение денежной политики. Причем одного подъема процентных ставок здесь недостаточно. Необходимы также и количественные ограничения, а, возможно, и снижение объемов рефинансирования банковской системы.
Ужесточение денежно-кредитной политики, по мнению Антона Струченевского, должно стабилизировать рубль на отметке около 60 за доллар при цене нефти 60 долларов за баррель. Нынешний кризис в целом проходит спокойнее, - отмечает наш эксперт. В 2008 была страшная паника, все привыкли к тому, что деньги ничего не стоят, и вдруг они выросли. Сейчас, после такой «репетиции» - легче.
«Мы живем в период затягивания поясов, поэтому будут нехорошо себя чувствовать те сегменты, которые были перегреты или те, от которых можно отказаться, говорит Антон Стручененвский. - Финансовый сектор. Наверное, если говорить о сфере услуг – тяжко придется тем, кто рассчитывал на верхний сегмент. В пищевой отрасли – рост, есть явный подъем и в таких отраслях, как производство одежды, обуви, бытовой техники. Растет рынок строительных материалов, лакокрасочных изделий. То, что пользуется повседневным спросом – бумага для принтера, например. В более сложных отраслях падение продолжится».
Рубль падает, биржу лихорадит: что ожидает страну и Красноярский край в 2015 году?
Красноярский край имеет шансы выйти из кризиса с меньшими потерями, нежели другие регионы России, директор Strategy Partners Group Максим Лозовский:
«Однозначно нас ожидает если не отрицательный, то точно нулевой рос ВРП и ВНП. И в этой связи сложно рассчитывать, что компании будут бурно расти. Как это скажется на бизнесе и госказне? Меньше роста - значит, меньше прибыли, меньше налогов. В итоге - меньше возможностей у государства финансировать развитие предприятий. У предприятий - меньше возможности платить более высокую зарплату… Нас ожидает реальное сокращение потребления, сокращение инвестиционных бюджетов, бюджетов на развитие со стороны государства … Однако Красноярский край в более выгодном положении на данный момент. Здесь наряду с добывающей промышленностью, хорошо развита цветная металлургия. Это хорошее сочетание. Другое дело, что даже при такой удачной, относительно других регионов России, структуре экономики, внутри региона производительность все-таки не достаточно высокая. Нужно повышать. И на государственном уровне эту задачу ставят, президент заявил о создании 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест и Красноярский край, думаю, выбрав правильные приоритеты, тоже будет двигаться в этом направлении».
По мнению Максима Лозовского, для повышения производительности труда не хватает, прежде всего, системного подхода к управлению уже не просто отраслями, а кластерами:
«Допустим, лес. Это не только лесозаготовка и бумажная промышленность, но и химия, выработка электроэнергии на основе биотоплива, то есть отходов лесного производства, лесозаготовительное оборудование, финансовый сектор, образовательный… Государству нужно применять новые подходы к развитию отрасли и смежных отраслей. Это первое. Второе – развивать промышленную инфраструктуру, в первую очередь, – индустриальные парки и технопарки. У нас их катастрофически не хватает. На какие площадки привлекать инвесторов?»