Кто меняет климат: в Красноярском крае стало влажно и немного теплее
Ученые, специалисты метеослужб и гидроэнергетики обсудили влияние человека на экологию и климатические изменения в регионе.
Эксперты отметили, что сегодня серьезной экологической проблемой является маловодье Байкала. Еще одна общемировая климатическая тенденция, характерная и для региона, глобальное потепление.
«Сейчас мы наблюдаем потепление на Таймыре и в Тыве. В центральных и северных районах края, напротив, отмечается небольшое понижение температур и повышение количества осадков», — рассказала Любовь Щербакова, начальник отдела климата Красноярского гидрометцентра.
По мнению представителей гидроэнергетики, климатические изменения, связанные с деятельностью ГЭС, носят положительный характер, а экологических рисков практически нет.
«К концу марта или в начале апреля мы отметим 30 млрд киловатт-часов энергии, произведенных с момента пуска первых агрегатов Богучанская ГЭС. Для производства аналогичного количества энергии на тепловых станциях потребовалось бы около 4 млн тонн угля. При сжигании в атмосферу попало бы 18 млн кубометров углекислого газа — главного парникового газа. На золоотвалы пришлось бы вывезти около 400 тысяч тонн золы – если укладывать слоем в три метра высотой, то понадобится не менее 12 футбольных полей (90 на 120 метров). В золе, как мы знаем, находятся тяжелые и токсичные металлы – свинец, кобальт, уран, цинк, крайне вредные как для человека, так и для почвы. Влияние Ангарского каскада ГЭС на климат восточных районов Красноярского края изучается более 60 лет и в целом оценивается как положительное. За это время средняя годовая температура в этих районах повысилась примерно на один градус. Казалось бы, немного, но в пересчете на тот же уголь, который не пришлось сжигать для отопления жилых домов и промышленных объектов, получаются существенные величины», — рассказал генеральный директор Богучанской ГЭС Всеволод Демченко.
По мнению директора Красноярской ГЭС Сергея Каминского, незамерзающий Енисей в районе Красноярска — это очевидное благо для города.
«В свои квартиры мы специально покупаем увлажнители воздуха, потому что это полезно. В туманах, которые стоят над рекой, ничего вредного нет. Вредно то, что в них попадает от деятельности человека, выбросы предприятий и автомобилей», — сказал г-н Каминский.
Экологи, ученые и гидроэнергетики единодушно раскритиковали проект заморозки Енисея в пределах города, как вредный. Напомним, такой проект обсуждается еще с 70-х годов и предполагает установку специального экрана перед ГЭС.
«Возле открытой воды жить лучше, чем возле льдов», — заявил директор Красноярской ГЭС.
В тоже время в ходе дискуссии выяснилось, что серьезных исследований о влиянии незамерзающей полыньи Енисея на экосистему и климат в последние десятилетия не проводилось. Последнее исследование датируется 1975 годом.