Куда везёт Потехин
досье Николай Потехин Родился 12 июня 1973 г. в Красноярске. Образование: 1990-1996 гг. — педагогический университет, факультет иностранных языков. Карьера: 1997-1998 гг. — работал торговым
досье
Николай Потехин
Родился 12 июня 1973 г. в Красноярске.
Образование: 1990-1996 гг. — педагогический университет, факультет иностранных языков.
Карьера: 1997-1998 гг. — работал торговым представителем в Pepsi Cola.
1998-2004 гг. — территориальный менеджер по продажам в Красноярском крае компании Gillette.
С 2003 г. — генеральный директор такси «548», впоследствии такси «Мастер».
Семейное положение: женат, двое детей.
Хобби: отдых на природе, путешествия.
Вдетстве Николай Потехин был очень любопытным ребенком. Он, как и многие мальчишки, мечтал стать космонавтом. Но вовсе не потому, что ему очень хотелось изучать планеты, звезды и траекторию пути лунохода. Самым важным для него было понять, как обычная еда — борщ и котлеты — попадает в тюбики и превращается в необычную космическую пищу.
Сегодня создатель такси «Мастер» признается, что именно любопытство многое определило в его жизни.
— Я никогда ничего не делал ради денег, карьеры или славы. Мной всегда двигало элементарное любопытство, желание проверить: а смогу ли я это сделать?
Николай Потехин говорит, что никогда не думал, что будет как-то связан с таксомоторным делом.
— В молодости даже в самые непростые времена мне никогда в голову не приходило самому начать таксовать. Признаться честно, отношение у меня к этой профессии было немного высокомерным: само по себе дело мне казалось неинтересным. А тут случилось так, что мой старый знакомый сообщил мне, что его друг продает небольшой таксопарк. Продает он его уже не первый месяц и все никак не может найти покупателя. Знакомый очень подробно рассказывал мне про машины, про систему работы такси, а потом вдруг неожиданно сказал: «А ты купи такси?» Помню, что я очень сильно удивился такому предложению. Что я буду делать с компанией, ведь я даже не знаю, как подойти к этому бизнесу. И вообще, зачем мне собственный бизнес? Наверняка это сплошная головная боль Все эти мысли вихрем пролетели в голове. Подумал и... согласился. Даже сам от себя не ожидал, потому что из всех плюсов этой авантюры, которые я тогда мысленно прикидывал, был только один — получение новых знаний. Дело незнакомое, а вдруг получится.
Таксомоторная компания «548» (так тогда назывался «Мастер») Николаю Потехину в 2004 году, по его собственному признанию, досталась «за копейки». Чуть больше ста тысяч стоил бизнес, и около 30 тысяч рублей пришлось вложить в оборудование машин рациями. Когда новый директор увидел свое «хозяйство» — был удивлен. Стало понятно, почему никто так долго не покупал компанию: «548» состоял тогда всего из семи машин, которые в сутки выполняли не больше 20 заказов, часть водителей к его приходу разбежались к конкурентам, некоторые просто ушли. Пришлось начинать все с начала.
— Начать все с начала было для меня самым трудным. В этом деле я был новичком и абсолютно не представлял, что и как здесь работает. Помог тот самый знакомый, который предложил мне купить бизнес, — просто рассказал, как вся эта махина работает.
Для начала я через газету объявлений набрал водителей и диспетчеров. И стал наблюдать за их работой. Как принимают заказ, как успокаивают клиента в случае опоздания машины, как водитель ведет себя, когда ему попадается неадекватный пассажир. Я ночи напролет сидел в диспетчерской, а с утра сам выезжал на вызовы. Нелегко сначала было, путался в заказах, сбивался с маршрута. Но уже через месяц уяснил, как работает бизнес, где его слабые стороны. Только сейчас я понял, что делал это не потому, что мне хотелось построить самую глобальную в Красноярске таксомоторную компанию и всех победить. Просто мне было интересно наблюдать за собой: смогу ли я поднять собственное дело.
Новый бизнес начал приносить доход уже через полгода. На первые деньги Николай Потехин увеличил автопарк — купил еще десять машин. По его собственному признанию, уже после нескольких месяцев работы он понял секрет таксомоторного дела.
— Я уловил фишку бизнеса, понял, что надо сделать, чтобы он был успешным. Необходимо найти золотую середину между количеством машин и числом заказов. Пока этой «середины» еще никто из красноярских компаний не нашел. У кого-то много машин, и они сидят без клиентов, а кто-то, наоборот, не успевает выполнять заказы и в итоге теряет пассажиров. Почему-то я уверен, что эту самую золотую середину можно рассчитать математически. Но так как я гуманитарий, мне это сделать было крайне сложно. Поэтому я решил брать количеством — лучше пусть машины стоят, чем их будет не хватать. И поставил себе цель увеличивать автопарк — для начала как минимум вдвое.
Появление собственного таксомоторного дела у многих знакомых и друзей Николая Потехина вызвало удивление. А все потому, что на момент покупки автопарка у него была просто отличная работа и успешная карьера, которой любой мог легко позавидовать. Он год работал торговым представителем, а затем и супервайзером в западной корпорации Pepsi Cola, потом шесть лет трудился территориальным менеджером по продажам в Красноярском крае компании Gillette. По словам Николая Потехина, годы работы в сфере FMCG для него не прошли даром. Именно благодаря опыту службы в ритейле он смог впоследствии выстроить свой собственный бизнес.
— Лучшей школы жизни, чем Pepsi Cola и Gillette, и придумать сложно. Опыт, который я получил там, я бы не получил больше нигде. И несмотря на все минусы работы в западной компании — это и бешеный рабочий график с 8 утра до 12 ночи, и жесткие стандарты в общении с руководством, и муштра в отношении знания продукта, который ты продаешь, — я никогда не жалел, что попал туда. Наоборот, каждый раз вспоминаю те годы с улыбкой. А попал в сферу ритейла я тоже случайно. После окончания университета долго не мог найти работу. Пришлось даже пойти продавцом в уличный киоск, потом потрудиться водителем в одной торговой компании. Вся эта неустроенность меня жутко тяготила. Все-таки за плечами факультет иностранных языков со специализацией «английский», а тут не бог весть какая работа. И вот однажды я увидел объявление: «Западная компания Pepsi Cola набирает торговых представителей. Зарплата $400». Последнее предложение мне особо понравилась. Больших денег я тогда не зарабатывал, а здесь предлагали 400 долларов. В общем, проходил кучу тестов, хотя, думаю, что основную роль при приеме на работу сыграло знание английского языка.
Со временем, шутит Николай Потехин, он стал «гуру» в ритейле. Говорит, что может с закрытыми глазами отличить Pepsi от Coca-Cola и лезвия Gillette от любого другого. Но это, по его словам, не главное, чему научили его «западники».
— Там я научился быстро принимать решения, нести за них ответственность. Уметь убедить человека, да так, чтобы он стал твоим постоянным клиентом. Вот, пожалуй, самое главное. Хотя нет, основное, что я получил и в Pepsi, и в Gillette, — это навыки руководства коллективом. В Pepsi у меня в подчинении было восемь человек. Надо было организовать их работу так, чтобы повысить продажи напитка, чтобы они не конкурировали друг с другом. Можно сказать, там я впервые постигал основы менеджмента, да и маркетинга тоже.
Все ранее полученные знания и опыт г-н Потехин стал применять в своем бизнесе. На начальном этапе, чтобы привлечь клиентов, он проводил одну за одной маркетинговые акции. Это и бонусные километры, и скидки постоянным клиентам, и льготные часы. Особенно людей удивил ребрендинг. Несколько лет назад Николай Потехин переименовал «548» в такси «Мастер». По его словам, старый бренд морально устарел. Был страх, что новое название не приживется, однако клиенты быстро к нему привыкли.
— Все эти идеи для рынка таксомоторных фирм были в новинку. Конкуренты удивлялись: а зачем тебе это надо? Ведь это не выгодно, только сплошные траты. А я изначально завел правило — 10% всего дохода пускать на рекламу и продвижение компании. Использовал все: и ТВ, и радио, и печатные средства массовой информации. Сначала результата не было никакого. Но в Pepsi меня всегда учили: сразу его и не будет. Я ждал. И в итоге уже через год работы мы сумели увеличить поток клиентов как минимум в три раза.
Николай Потехин признается, что самым сложным в таксомоторном бизнесе для него стало решение кадровой проблемы.
— У меня всегда был стереотип, что таксисты — хитрые люди, которые бегают из компании в компанию, причем везде остаются должны, — говорит Николай Потехин. — Поначалу я все время ждал от них подвоха: а вдруг обманут? А вдруг подведут пассажира? А вдруг вообще не выйдут на работу? Я все время был начеку. Пару раз даже поймал водителей на том, что они сливали заказы конкурентам. В конце концов, стало понятно, что жить в таком напряжении дальше нельзя, и я стал тщательно подбирать штат как водителей, так и диспетчеров. Со многими претендентами общался сам, смотрел послужной список. Если в соискателе что-то смущало, тут же отказывался от него.
Сегодня в штате «Мастера» работают около 200 человек. Все они лично знают директора и, по его собственным словам, «уважают».
— Я человек открытый. Во всяком случае, стараюсь быть таким со своими подчиненными и этого же требую от них. Единственное, чего не выношу, — злоупотребления моим хорошим отношением. Пресекаю это на корню. Стараюсь всегда объяснить своим ребятам, что не может быть у сотрудников таксомоторной компании нервных срывов и плохого настроения. Они работают с людьми, конкуренция на рынке сегодня высокая, поэтому, если клиенту что-то не понравится, он легко может уйти в другую компанию.
Непростая конкурентная среда была второй трудностью, с которой пришлось столкнуться собственнику «Мастера». По его словам, конкуренция на рынке такси посерьезнее маркетинговых войн Pepsi с Coca-Cola. Здесь и переманивание персонала, и демпинг.
— Вся проблема в том, что сегодня никто эту сферу не контролирует: нет ни надзирающих органов, ни ассоциаций — ничего. Зайти в этот бизнес можно, вложив всего около 600 тысяч рублей. Вам никто сейчас не назовет точное число участников рынка — его никто не знает. У меня несколько лет назад была идея создать ассоциацию частных перевозчиков. Я даже с некоторыми руководителями компаний успел провести переговоры. Но все оказалось напрасным. На этом рынке каждый сам за себя, никто никому не помогает, никто ни с кем особо не общается. На войне как на войне.
«Я учусь отдыхать от работы»
Николай Потехин признался, что часто размышлял над тем, не зря ли ушел из Gillette. Там он был на хорошем счету, даже становился лучшим менеджером компании в России. Московское начальство две недели не подписывало ему заявление об увольнении, предлагало зарплату выше и должность весомее. Потом сдалось. Сегодня эти сомнения его уже оставили. Он говорит, что, если бы все вернулось назад, он поступил бы точно так же, ничего бы не изменил.
— Могу сказать, что в бизнесе я уже многого достиг. «Мастер» всего за четыре года стал одной из самых крупных таксомоторных компаний в Красноярске с автопарком в сотню машин.
Собственник такси «Мастер» не скрывает, что бизнес его сильно изменил. Причем не только в лучшую сторону. Из своих новых положительных качеств, приобретенных в «Мастере», он называет активность, умение просчитать свои действия на несколько шагов вперед. Из отрицательных — цинизм и эмоциональную скупость.
— Меня уже трудно чем-то растрогать. Бизнес настолько меня закалил, что я стал сдержаннее, а где-то и равнодушнее. Уже нет иллюзий, ожиданий чего-то сверхъестественного. А к любому форс-мажору отношусь спокойно, я бы даже сказал, философски.
Дело поставлено, механизм работает, теперь у меня другая задача — научиться отдыхать от работы. В прошлом году я понял, что абсолютно не умею этого делать. У меня нет привычки отключать на ночь мобильный телефон, а на выходные выбрасывать из головы все мысли о работе. По большому счету, я живу бизнесом. А хочется иметь и другие ценности. Детям больше времени уделять, с друзьями часто встречаться, выбираться на озера или просто в лес, читать больше книг на английском — за годы бизнеса я стал забывать язык. Все это простые желания обычного человека. Но за работой я забыл, как делаются эти банальные вещи. Мне придется заново всему учиться.