Лариса Маркосьян: «Я знаю, что такое счастье»

Этой осенью в Красноярске состоялось событие, которое позволило причислить наш город к культурным столицам мира — I Международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова.

На I Международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова съехались лучшие именитые и молодые скрипачи планеты. Исполнительным директором международного проекта стала Лариса Маркосьян. Она была и одним из идейных вдохновителей этого крупнейшего музыкального события.

Лариса Владимировна, как удалось организовать музыкальный конкурс такого высокого ранга в Красноярске?

— К рождению Международного конкурса скрипачей причастно много людей. Идея же его создания появилась в прошлом году на фестивале «Азия-Сибирь- Европа», где выступал Виктор Викторович Третьяков. Все было в общем-то на поверхности: легендарный музыкант родился в Красноярске, является почетным гражданином города… Идея появилась легко, а дальше был непростой путь ее воплощения. Подключились учреждения и люди, неравнодушные к судьбе скрипичного дела в Красноярске. Осознавая, что престиж профессии музыканта падает и все меньше и меньше детей приходят учиться игре на скрипке, хотелось показать молодых, успешных, увлеченных своим делом скрипачей из ведущих консерваторий мира. Рассказать о том, что музыка не только открывает человеку новые миры, делает его счастливей, от общения с шедеврами, но и став профессией, позволяет достичь очень многого. И что в музыкальном состязании призы за победу могут быть не менее достойными, чем в спорте. И было отрадно видеть, что на конкурсных прослушиваниях приходило много детей и молодежи, которые слушали классику затаив дыхание.

Лариса Маркосьян: «Я знаю, что такое счастье» 1

Фигура Виктора Третьякова собрала жюри мирового класса. О таком могут мечтать самые престижные музыкальные конкурсы мира. Это определило высочайший уровень конкурса и его участников. Атмосфера на конкурсе сложилась замечательная: строгая, но дружелюбная. Но я к этому событию отношусь ни как к состязанию, а как к невероятному концертному событию, во время которого можно было услышать огромное количество потрясающей музыки не только на высоком исполнительском уровне, но и познакомиться с совершенно разными традициями исполнения.

Второй конкурс будет?

— Думаю, да. Это не «разовая акция». Нужно время, чтобы все осмыслить, понять, где были промахи, и что, наоборот, удалось, и определить с какой периодичностью нужно проводить такое масштабное событие.

Профессия музыканта точно не для слабаков. Конкурс скрипачей в очередной раз это показал: многочасовые репетиции, сложнейших репертуар, который нужно было знать наизусть…

— Да, профессия наша нелегка, в ней трудно что-то предсказать и спрогнозировать. Успех выступления зависит от очень многих факторов и как бы и сколько бы ты не занимался, сцена это всегда и для всех особое испытание. Но и вознаграждение за напряжение несравнимо ни с чем: когда видишь благодарные глаза в зрительном зале, слышишь восторженные аплодисменты, это дорогого стоит. Я как пианистка это говорю.

Лариса Маркосьян: «Я знаю, что такое счастье» 2

Как у вас хватает времени на все? На творчество, крупные проекты, где вы выступаете в качестве организатора, директора? Я говорю сейчас не только о конкурсе Третьякова, но и о международном фестивале «Азия — Сибирь — Европа», который проходит ежегодно и представляет красноярским слушателям музыку и лучших исполнителей Запада и Востока.

— Все происходит естественно, один проект является логичным продолжением другого. Так, 25 лет назад мой супруг, профессор Красноярского института искусств, скрипач и дирижер Михаил Бенюмов создал на базе студенческого коллектива Красноярский камерный оркестр. В институте сложился сильный коллектив из студентов-струнников, и было очень обидно с ними расставаться, не хотелось, чтобы они разъехались по другим городам. Создание оркестра было шагом вперед, открывающим новые возможности для творчества. В Красноярске зазвучал уникальный пласт камерно-оркестровой музыки.
Тогда казалось естественным взять часть организационной и административной работы на себя, чтобы избежать привычных в мире искусства конфликтов между художественным руководителем и директором. Опыта никакого не было, многому приходилось учиться в процессе. Знания пригодились, когда оркестр взялся за организацию фестиваля «Сибирь-Италия». В этом году нашему международному проекту исполнилось уже 17 лет, он вырос, окреп, расширил географию и теперь называется «Азия — Сибирь — Европа». Плюс к этому я преподавала в институте, у меня были три маленькие дочери. Я люблю шутить, что такой стиль жизни мог бы назваться непрерывным семейно-производственным совещанием. Офиса сначала у оркестра не было — штаб был у нас дома. Как-то, во время ремонта, мы стали разбирать коробки, где обнаружили тонны факсов, писем, документов. Я смотрела на эту тонну бумаг и думала с ужасом: вот она, моя жизнь и сейчас я ее выкину!

Лариса Маркосьян: «Я знаю, что такое счастье» 3

Мне всегда не хватало пары дополнительных часов за роялем… Всегда хотелось еще лучше подготовиться к концерту. Может быть, если бы не занималась организационными моментами, они бы у меня были. Но… И оркестр, и фестиваль, и административные дела органично сплелись для меня в любви к музыке. Все, что сделано, приносит необыкновенную радость.

Каких звезд вы хотели заполучить на следующие фестивали «Азия-Сибирь-Европа»?

— Мечты, конечно, есть. Одна из них — заполучить на фестиваль гениального музыканта, пианиста Даниила Трифонова. Есть и выдающиеся музыканты, которые не столь известны красноярский публике, но которых бы хотелось здесь представить. За годы существования фестиваля оркестр познакомился с большим количеством прекрасных музыкантов из разных стран. Если бы уровень музыкальных связей совпадал с нашими финансовыми возможностями, то мы бы открыли Красноярску много новых имен. Но, к сожалению, в некоторых случаях без поддержки меценатов не обойтись.

Две ваши дочери и муж — музыканты. Что вы чувствуете, когда выходите вместе с ними на сцену?

— Это прекрасно и волнительно втройне. Я много играла в ансамбле с мужем, в нашем багаже — огромный репертуар. Когда подросла младшая дочь Римма, она, как и отец — скрипачка, мы стали играть эти произведения с ней — в такие моменты я словно проживаю вторую жизнь. Подобные ощущения испытываю, и когда средняя дочь Маша выходит на сцену в качестве дирижера. С одной стороны, быть на сцене с близкими людьми очень сложно, волнуешься по-матерински — не за себя, но с другой, ты чувствуешь своего партнера на биологическом, клеточном уровне. Такое возможно, наверное, только с родными людьми, когда вы проходите долгий путь вместе, прежде чем явить на свет музыку. И когда на концерте наступает момент полного творческого слияния, ты понимаешь, что это и есть истинные и сокровенные моменты жизни. Именно тогда, ни до, ни после, ты понимаешь, что счастлив.
Марина ЯБЛОНСКАЯ
 
<strong>Лариса Маркосьян</strong>
Лариса Маркосьян
пианистка, заслуженная артистка России, солистка Красноярского камерного оркестра.
Родилась в Уфе, там же закончила музыкальную спецшколу для одаренных детей. Получила образование в Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва) и Международной академии музыки в Неаполе у С. Фиорентино. В качестве солистки Красноярского камерного оркестра концертировала в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Италии, Испании, Франции, Польше, Китае. Лариса Маркосьян — лауреат премии главы города Красноярска, обладатель гранта губернатора Красноярского края «За личный вклад в развитие культуры».

 

 

 

 
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.