Лицевой счет:как работает красноярская клиника, занимающаяся наружными протезами для лица

Расположенный в Красноярске российско-германский центр «Эпитетика» — одна из двух клиник в России, занимающихся эпитезами — наружными протезами для пациентов с челюстно-лицевыми дефектами.

Этот проект, скорее, подпадает под определение «благотворительность», нежели «бизнес». Однако, уверен основатель клиники Сергей Николаенко, социальное предпринимательство может быть коммерчески успешным.
 
Лицевой счет:как работает красноярская клиника, занимающаяся наружными протезами для лица  1В 2004 году после окончания ординатуры Красноярского медицинского института по направлению «Стоматология» Сергей Николаенко уехал в Баварию, Университет им. Фридриха-Александра. Межвузовский обмен сроком на три года включал обучение, практику и работу над диссертацией — ее г-н Николаенко защитил, вернувшись в Красноярск.
Первые месяцы в Германии принесли много впечатлений. Огромная университетская клиника, новые технологии и практики, необычные пациенты: у кого-то отсутствовал нос, у кого-то ухо.
—  Я хоть и врач, но, встречая в коридорах клиники людей с серьезнейшими челюстно-лицевыми дефектами, был шокирован. Это не один и не два человека — десятки. Что поражало особенно, врачи возвращали этих пациентов к нормальной жизни с помощью эпитезов. Они скрывали дефект и даже частично восстанавливали утраченную функцию поврежденных органов, — вспоминает основатель российско-германского центра «Эпитетика», доктор медицинских наук, профессор Сергей Николаенко.
 
К решению перенести технологию в Россию он подошел спустя десять лет. 
 
Трансфер технологий 
Ежегодно только в Красноярском крае в восстановлении челюстно-лицевых дефектов нуждается около 400 человек. В целом по России таких пациентов 25-30 тысяч в год. Больше половины из них лишаются уха, носа, глазницы или части челюсти в результате онкологических заболеваний и последовавших после них операций. Бывают также врожденные или полученные в результате травм дефекты.
Сергей Николаенко объясняет:
Люди с такими повреждениями — это пациенты-невидимки, а представление о масштабах проблемы в России есть только у онкологов и небольшого круга ЛОР-врачей, стоматологов и других узких специалистов. Нередко задача по восстановлению утраченной части лица лежит на стыке нескольких направлений.
 
Лицевой счет:как работает красноярская клиника, занимающаяся наружными протезами для лица  2Сам г-н Николаенко занялся эпитетикой, реабилитацией пациентов с челюстно-лицевыми дефектами в области головы-шеи, три года назад. К тому времени он вместе с коллегой Александром Зубаревым уже основал два медицинских проекта — стоматологическую клинику «ЗубНик» и одноименный учебный центр — позже он трансформировался в Центр дополнительного профессионального образования «Профессорская практика». 
Пациентов, которые после тяжелейшей онкологии и последовавшим за ней удалением части лица не опускают руки, единицы. Они в поисках хоть какого-то решения ходят от врача к врачу. Пластическая хирургия подходит единицам, в итоге приходят в РГЦ «Эпитетика». Проблема же большинства людей, опустивших руки, остается без решения. Если говорить языком экономики, спрос на это направление в России есть, а предложение практически отсутствует. Кроме нас, в России работает еще одна клиника, специализирующаяся на восстановлении уха. И это притом что технологии есть. В той же Германии прообразы современных эпитезов появились более 100 лет назад, — рассказывает Сергей Николаенко. 
Чтобы осуществить трансфер технологий по восстановлению челюстно-лицевых дефектов, г-н Николаенко обратился в свой немецкий альма-матер — Университет им. Фридриха-Александра. Весной 2015 года в Красноярске начал работу российско-германский центр «Эпитетика». 
 
Две пачки евро за протез 
Сергей Николаенко называет себя социальным предпринимателем. За два с половиной года работы РГЦ «Эпитетика» в проект было вложено около 10 млн рублей, основные расходы — создание и оснащение лаборатории, трансфер технологий, дорогостоящие импланты и мезоструктуры для крепления эпитезов, обучение. Лишь 1,5 млн рублей из этих средств — гранты, и 1 млн рублей — беспроцентный займ от «РусАла». 
Лицевой счет:как работает красноярская клиника, занимающаяся наружными протезами для лица  3Из двадцати проведенных за это же время реконструкций челюстно-лицевых дефектов коммерческими были только три — средняя стоимость каждой 250 тыс. рублей. Остальные — благотворительность. Однако на коммерческом успехе проекта г-н Николаенко не спешит ставить крест. 
Говорят, дорогу осилит идущий. Только в нашем случае эта дорога очень длинная и, возможно, бесконечная: очень много направлений для работы. С помощью немецких специалистов мы осваиваем область за областью — ухо, нос, окологлазничная область, средняя треть лица. Сейчас подошли к восстановлению нижней челюсти. Немцы приезжают к нам, очередная конференция запланирована на осень, а наши врачи ездят за опытом в Германию. Рынок нишевый — это онкоцентры, детские больницы, травматологии, которые должны понимать, что технология по восстановлению дефектов уже работает в России, и врачи — их нужно обучить методикам, — говорит г-н Николаенко.
Активнее всего работа по этим двум направлениям идет с Москвой, Екатеринбургом и Новосибирском. Обучение проходит на базе учебного центра «Профессорская практика». Особую ставку руководитель центра «Эпитетика» делает на локализацию производства титановых имплантов и мезоструктур для крепления протезов в Красноярске. 
Без собственного производства у проекта нет будущего. Это стало понятно еще на старте, когда мы отдали за первые импланты две пачки евро, где-то 800 тысяч рублей. Просчитывали разные бизнес-модели. Можно было купить станки для обработки титана, но это огромные инвестиции, около 90 млн рублей. Поэтому пошли другим путем — по максимуму используем ресурсы, которые есть в крае. Выстроили отношения с инновационными структурами, в первую очередь, бизнес-инкубатором КРИТБИ и оборонными предприятиями, АО «НПП «Радиосвязь» и АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева», — рассказывает Сергей Николаенко.
Лицевой счет:как работает красноярская клиника, занимающаяся наружными протезами для лица  4Заинтересованные в диверсификации производства предприятия оборонной промышленности охотно пошли на контакт. Сейчас на них изготавливают опытные образцы предназначенных для крепления протезов титановых решеток (матриц) и магнитов (это один из двух вариантов фиксации протеза на коже наряду с адгезивом — специальным клеем). Главное, что даст локализация производства, — в разы удешевит эпитез. Сергей Николаенко приводит такие цифры: стоимость немецкого магнита — 500 евро, отечественного — 500 рублей. Важная задача на этом этапе — сертификация. По словам профессора Николаенко, эта задача будет решена в ближайшее время. 
Убежден, что лицевые протезы должны быть включены в систему ОМС, ведь это часть лечения. Но сегодня это часть социальной реабилитации, именно поэтому пациенты ждут финансирования годами. Государство просто обязано взять на себя заботу о людях, оказавшихся под серьезным прессингом, — говорит руководитель центра «Эпитетика». 
 
Вишенка на торте
С момента запуска проект успел прирасти рядом смежных направлений и партнеров. В их числе НКО «Подари улыбку» — организация с помощью «Благотворительного фонда имени Людмилы Пимашковой» приобрела мобильную стоматологическую установку для лечения инвалидов на дому; «Новая модель медицины Севера» — проект частной поликлиники в Игарке. По инициативе Сергея Николаенко в Красноярске создана ассоциация социального предпринимательства «РУССА».
Все это звенья одной цепи. Правительством России уже подписано постановление о передаче 10% всех финансируемых за счет бюджета социальных услуг, в том числе социально-медицинских, некоммерческим организациям. Госмашина едет не быстро, но рано или поздно она к этому придет, а мы предложим готовые формы и практики.
По мнению Сергея Николаенко, самая трудная задача — верно выстроить цепочку между поставщиком и получателем социальных услуг. 
В российских реалиях можно придумать модели еще лучше, чем на Западе. У нас часто ругают поликлиники, говорят о них как о пережитке советского времени. Но с точки зрения экономики это ведь отличная модель: концентрация разных врачей в одном месте. Часто, например, в работе с инвалидами нужен именно междисциплинарный подход. Задача сегодня — взять эту готовую модель, правильно ее переупаковать и, как на торте, вишенку сверху поставить. Над этим и будем работать. 
Фото в материале: Алина Ковригина. 
Инфографика: Сергей Чистоусов. 
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.