Михаил Шубский: опасения оказались напрасными
Как показал опрос «ДК», на звание главного культурного перформанса года смело могли претендовать такие события, как этнофестиваль «Саянское кольцо», выступление аргентино-испанского коллектива
Красноярские музейщики единственные в России решились организовать к 65-летию победы в ВОВ выставку произведений современных художников. Рискуя быть непонятым публикой, генеральный директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский доверил рассказ о войне молодым и эпатажным мастерам. Красноярцы идею приняли.
Как показал опрос «ДК», на звание главного культурного перформанса года смело могли претендовать такие события, как этнофестиваль «Саянское кольцо», выступление аргентино-испанского коллектива Gruppa Puja, канский видеофестиваль. Однако особо мы решили выделить выставку современного искусства «Послебеды», посвященную 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Экспозиция «Послебеды» стала единственной в России в этом году, где война была представлена в работах современных молодых художников из разных стран мира. Соорганизатор выставки генеральный директор Красноярского музейного центра МИХАИЛ ШУБСКИЙ рассказал «ДК» о внутренней кухне мероприятия, а также о том, как складываются отношения красноярской культуры и бизнеса.
— Вы сказали, что шли на риск, организуя эту выставку. В чем он заключался?
— Ну, во-первых, у нас были сомнения, стоит ли в принципе в очередной раз масштабно обращаться к теме войны. За десятилетия она основательно исчерпала себя, на этом поле уже столько всего сказано и сделано, что придумать нечто новое очень сложно. Иными словами, берясь за эту тему, мы рисковали оказаться банальными и не вызвать интереса аудитории. Отсюда и появилась идея организовать выставку именно современного искусства, отразить войну глазами молодых художников. Однако тут возникал другой риск. Дело в том, что у нас привыкли к традиционному взгляду на события тех времен. Молодые же художники зачастую отличаются неординарным подходом к творчеству, резкими, даже эпатажными средствами выразительности. Поэтому были опасения, что выставку могут не понять и не принять, тем более что в этом году не простая годовщина, а юбилей Великой Победы.
— Насколько удалось реализовать идею масштабности выставки?
— На наше приглашение откликнулись около 50 художников. В их числе красноярские, питерские, московские, екатеринбургские мастера. Прислали свои работы и зарубежные художники — из Германии, Польши, США, Израиля, Голландии, стран ближнего зарубежья. Так что экспозиция получилась более чем представительной: это и живопись, и скульптура, и новаторские произведения.
— Что из экспозиции, на ваш взгляд, стоит отметить особо?
— Сложно кого-то выделить. Все без исключения работы заслуживают внимания. Пожалуй, особым интересом пользуются экспозиция московского художника ДМИТРИЯ ЦВЕТКОВА «Русское оружие», произведение «Триумфальная арка» ХАИМА CОКОЛА из Израиля. Также очень интересна работа москвича КИРИЛЛА ЧЕЛУШКИНА «Вечный огонь», в которой мастер соединил видеоинсталляцию и скульптуру.
Безусловной изюминкой проекта стала экспозиция «паблик арт», когда произведения искусства выставляются не в музее, а прямо на улице. Мы впервые серьезно «замахнулись» на эту форму в рамках подобного мероприятия. Так, например, около музея можно увидеть «Горящую избу» АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВА из Москвы. Это произведение мастер посвятил русской деревянной архитектуре, погибшей во время войны. Также в уличной экспозиции выставлена работа «Родина-мать» известного красноярского художника ВАСИЛИЯ СЛОНОВА.
— Как приняла выставку публика? Сбылись ли ваши опасения оказаться банальными или непонятыми?
— Опасения оказались напрасными. Аудитория проявляет живейший интерес к экспозиции. Я вам скажу, что с мая, когда выставка стартовала, ее ежемесячно посещает около 10 тысяч человек. Сейчас, по нашим подсчетам, на ней побывали в общей сложности 35 тысяч посетителей. Думаю, что к завершению выставки в октябре число увеличится до 47-50 тысяч.
— Какова бизнес-составляющая проекта? Сколько потратили на проведение выставки и приносят ли прибыль подобные мероприятия?
— Конечно, выставку «Послебеды» нельзя назвать бизнес-проектом, поэтому о какой-то окупаемости и тем более прибыли говорить сложно. Затраты же на ее проведение в целом составили около семисот тысяч рублей. Большую их часть взяло на себя министерство культуры Красноярского края, которое выступило соорганизатором мероприятия.
— Какова структура бюджета выставки?
— Самая сложная и, соответственно, затратная часть — это доставка произведений и самих художников. На это уходит практически весь бюджет. Причем это касается не только выставки «Послебеды», но и любого другого мероприятия. Так происходит в силу того, что мы находимся в центре России и транспортировка произведений даже из Москвы отнимает массу средств и времени. Я уже не говорю о работах зарубежных мастеров, которым помимо прочих сложностей приходится проходить таможенный контроль.
— Сколько платит музей художникам за представленные работы?
— Взаимодействие с художниками — вопрос очень деликатный. Конечно, существует гонорарный фонд, но каких-то определенных «тарифов» на участие в выставке нет. Сумма гонорара оговаривается с каждым художником персонально, кто-то соглашается участвовать, что называется, безвозмездно, ну а некоторые готовы предоставить произведения только за определенное вознаграждение.
Г-н Шубский говорит, что сегодня местный бизнес готов участвовать в культурной жизни города в качестве остающегося в тени мецената или спонсора.
— Как сейчас происходит сотрудничество культурных учреждений с бизнес-структурами?
— В первую очередь это спонсорская помощь. У нашего музея, например, есть ряд спонсоров, которые поддерживают нас финансово уже в течение многих лет. Их немного, и это в основном очень крупные предприятия.
Кроме спонсоров есть компании-партнеры, с которыми мы работаем по системе взаимозачетов. Скажем, некая компания помогает нам в финансировании выставки. Мы, в свою очередь, организуем для нее презентационный проект или корпоративное мероприятие.
Другой пример: мы очень тесно работаем с полиграфическими фирмами, багетными мастерскими, они всегда идут нам навстречу, предоставляют скидки и т. д. Мы, со своей стороны, направляем к ним других наших партнеров, то есть способствуем привлечению новых клиентов.
Культура требует долгих денег
Михаил Шубский уверен, что культурные мероприятия могут приносить прибыль. Нужно только уметь находить новые нестандартные проекты, которые еще не приелись местной публике. «Сейчас город не испытывает дефицита, например, в гастролях звезд эстрады, театра, цирка. Однако это традиционные виды искусства, которые успели поднадоесть зрителям и потому не приносят желаемого коммерческого успеха», — поясняет г-н Шубский.
— Есть реальные примеры, когда инвестиции в культурное мероприятие окупились?
— Канский видеофестиваль. Он начал проводиться в 1996 году. Изначально проект был некоммерческим, можно сказать, провальным с финансовой точки зрения. Однако с годами он стал проектом-локомотивом, который вытянул весь город на иной уровень в культурном, социальном отношении, сделал одной из заметных культурных площадок не только края, но и страны. Этот фестиваль уже знают в мире — в этом году там было представлено 456 фильмов из многих стран, его поддерживает Министерство культуры России. Вот пример инвестирования в культуру, когда изначально некоммерческий проект способствует развитию социальной, культурной и бизнес-среды провинциального города.
Приведу еще один пример — гастроли аргентино-испанской компании Gruppa Puja («Группа Пуха»), которую этим летом привозил в Красноярск Фонд Михаила Прохорова. Артисты группы ставили под открытым небом спектакль DoDoLand по мотивам сказки «Алиса в стране чудес». Это совершенно новый, невиданный у нас вид творчества, в котором синтезированы балет, цирковое и театральное искусство, акробатика. При этом действо происходило на 30-метровой высоте, сопровождалось живой музыкой, световым шоу и транслировалось на огромном экране. То есть мы увидели совершенно новую технологию, новый подход к организации культурного мероприятия. Я уверен, что если привозить к нам подобные коллективы, можно получать хорошую прибыль. Я считаю, нам вообще стоит пристальнее изучать опыт Запада в организации и проведении культурных мероприятий. Там они давно уже стали прибыльным бизнесом.
— Там культура тесно связана с туризмом.
— Очень показательна в этом отношении Франция. Мне нравится, например, как там поставлен музейный бизнес. Он, по сути, является частью туристического, поскольку привлекает много приезжих посетителей. Сами же музеи организуются по принципу акционерных обществ, в которых участвуют государство, научное сообщество, частные бизнес-структуры. Соответственно, все они получают прибыль. Мне, например, довелось побывать в парижском Музее науки и техники, который занимает огромную площадь и представляет собой целый комплекс зданий и ландшафтов. В день его посещают около 20 тысяч человек, при этом билет стоит 20-30 долларов. Сами можете судить о размерах прибыли. У нас ничего подобного нет, и интереса пока не наблюдается.
Как показал опрос «ДК», на звание главного культурного перформанса года смело могли претендовать такие события, как этнофестиваль «Саянское кольцо», выступление аргентино-испанского коллектива Gruppa Puja, канский видеофестиваль. Однако особо мы решили выделить выставку современного искусства «Послебеды», посвященную 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Экспозиция «Послебеды» стала единственной в России в этом году, где война была представлена в работах современных молодых художников из разных стран мира. Соорганизатор выставки генеральный директор Красноярского музейного центра МИХАИЛ ШУБСКИЙ рассказал «ДК» о внутренней кухне мероприятия, а также о том, как складываются отношения красноярской культуры и бизнеса.
— Вы сказали, что шли на риск, организуя эту выставку. В чем он заключался?
— Ну, во-первых, у нас были сомнения, стоит ли в принципе в очередной раз масштабно обращаться к теме войны. За десятилетия она основательно исчерпала себя, на этом поле уже столько всего сказано и сделано, что придумать нечто новое очень сложно. Иными словами, берясь за эту тему, мы рисковали оказаться банальными и не вызвать интереса аудитории. Отсюда и появилась идея организовать выставку именно современного искусства, отразить войну глазами молодых художников. Однако тут возникал другой риск. Дело в том, что у нас привыкли к традиционному взгляду на события тех времен. Молодые же художники зачастую отличаются неординарным подходом к творчеству, резкими, даже эпатажными средствами выразительности. Поэтому были опасения, что выставку могут не понять и не принять, тем более что в этом году не простая годовщина, а юбилей Великой Победы.
— Насколько удалось реализовать идею масштабности выставки?
— На наше приглашение откликнулись около 50 художников. В их числе красноярские, питерские, московские, екатеринбургские мастера. Прислали свои работы и зарубежные художники — из Германии, Польши, США, Израиля, Голландии, стран ближнего зарубежья. Так что экспозиция получилась более чем представительной: это и живопись, и скульптура, и новаторские произведения.
— Что из экспозиции, на ваш взгляд, стоит отметить особо?
— Сложно кого-то выделить. Все без исключения работы заслуживают внимания. Пожалуй, особым интересом пользуются экспозиция московского художника ДМИТРИЯ ЦВЕТКОВА «Русское оружие», произведение «Триумфальная арка» ХАИМА CОКОЛА из Израиля. Также очень интересна работа москвича КИРИЛЛА ЧЕЛУШКИНА «Вечный огонь», в которой мастер соединил видеоинсталляцию и скульптуру.
Безусловной изюминкой проекта стала экспозиция «паблик арт», когда произведения искусства выставляются не в музее, а прямо на улице. Мы впервые серьезно «замахнулись» на эту форму в рамках подобного мероприятия. Так, например, около музея можно увидеть «Горящую избу» АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВА из Москвы. Это произведение мастер посвятил русской деревянной архитектуре, погибшей во время войны. Также в уличной экспозиции выставлена работа «Родина-мать» известного красноярского художника ВАСИЛИЯ СЛОНОВА.
— Как приняла выставку публика? Сбылись ли ваши опасения оказаться банальными или непонятыми?
— Опасения оказались напрасными. Аудитория проявляет живейший интерес к экспозиции. Я вам скажу, что с мая, когда выставка стартовала, ее ежемесячно посещает около 10 тысяч человек. Сейчас, по нашим подсчетам, на ней побывали в общей сложности 35 тысяч посетителей. Думаю, что к завершению выставки в октябре число увеличится до 47-50 тысяч.
— Какова бизнес-составляющая проекта? Сколько потратили на проведение выставки и приносят ли прибыль подобные мероприятия?
— Конечно, выставку «Послебеды» нельзя назвать бизнес-проектом, поэтому о какой-то окупаемости и тем более прибыли говорить сложно. Затраты же на ее проведение в целом составили около семисот тысяч рублей. Большую их часть взяло на себя министерство культуры Красноярского края, которое выступило соорганизатором мероприятия.
— Какова структура бюджета выставки?
— Самая сложная и, соответственно, затратная часть — это доставка произведений и самих художников. На это уходит практически весь бюджет. Причем это касается не только выставки «Послебеды», но и любого другого мероприятия. Так происходит в силу того, что мы находимся в центре России и транспортировка произведений даже из Москвы отнимает массу средств и времени. Я уже не говорю о работах зарубежных мастеров, которым помимо прочих сложностей приходится проходить таможенный контроль.
— Сколько платит музей художникам за представленные работы?
— Взаимодействие с художниками — вопрос очень деликатный. Конечно, существует гонорарный фонд, но каких-то определенных «тарифов» на участие в выставке нет. Сумма гонорара оговаривается с каждым художником персонально, кто-то соглашается участвовать, что называется, безвозмездно, ну а некоторые готовы предоставить произведения только за определенное вознаграждение.
Г-н Шубский говорит, что сегодня местный бизнес готов участвовать в культурной жизни города в качестве остающегося в тени мецената или спонсора.
— Как сейчас происходит сотрудничество культурных учреждений с бизнес-структурами?
— В первую очередь это спонсорская помощь. У нашего музея, например, есть ряд спонсоров, которые поддерживают нас финансово уже в течение многих лет. Их немного, и это в основном очень крупные предприятия.
Кроме спонсоров есть компании-партнеры, с которыми мы работаем по системе взаимозачетов. Скажем, некая компания помогает нам в финансировании выставки. Мы, в свою очередь, организуем для нее презентационный проект или корпоративное мероприятие.
Другой пример: мы очень тесно работаем с полиграфическими фирмами, багетными мастерскими, они всегда идут нам навстречу, предоставляют скидки и т. д. Мы, со своей стороны, направляем к ним других наших партнеров, то есть способствуем привлечению новых клиентов.
Культура требует долгих денег
Михаил Шубский уверен, что культурные мероприятия могут приносить прибыль. Нужно только уметь находить новые нестандартные проекты, которые еще не приелись местной публике. «Сейчас город не испытывает дефицита, например, в гастролях звезд эстрады, театра, цирка. Однако это традиционные виды искусства, которые успели поднадоесть зрителям и потому не приносят желаемого коммерческого успеха», — поясняет г-н Шубский.
— Есть реальные примеры, когда инвестиции в культурное мероприятие окупились?
— Канский видеофестиваль. Он начал проводиться в 1996 году. Изначально проект был некоммерческим, можно сказать, провальным с финансовой точки зрения. Однако с годами он стал проектом-локомотивом, который вытянул весь город на иной уровень в культурном, социальном отношении, сделал одной из заметных культурных площадок не только края, но и страны. Этот фестиваль уже знают в мире — в этом году там было представлено 456 фильмов из многих стран, его поддерживает Министерство культуры России. Вот пример инвестирования в культуру, когда изначально некоммерческий проект способствует развитию социальной, культурной и бизнес-среды провинциального города.
Приведу еще один пример — гастроли аргентино-испанской компании Gruppa Puja («Группа Пуха»), которую этим летом привозил в Красноярск Фонд Михаила Прохорова. Артисты группы ставили под открытым небом спектакль DoDoLand по мотивам сказки «Алиса в стране чудес». Это совершенно новый, невиданный у нас вид творчества, в котором синтезированы балет, цирковое и театральное искусство, акробатика. При этом действо происходило на 30-метровой высоте, сопровождалось живой музыкой, световым шоу и транслировалось на огромном экране. То есть мы увидели совершенно новую технологию, новый подход к организации культурного мероприятия. Я уверен, что если привозить к нам подобные коллективы, можно получать хорошую прибыль. Я считаю, нам вообще стоит пристальнее изучать опыт Запада в организации и проведении культурных мероприятий. Там они давно уже стали прибыльным бизнесом.
— Там культура тесно связана с туризмом.
— Очень показательна в этом отношении Франция. Мне нравится, например, как там поставлен музейный бизнес. Он, по сути, является частью туристического, поскольку привлекает много приезжих посетителей. Сами же музеи организуются по принципу акционерных обществ, в которых участвуют государство, научное сообщество, частные бизнес-структуры. Соответственно, все они получают прибыль. Мне, например, довелось побывать в парижском Музее науки и техники, который занимает огромную площадь и представляет собой целый комплекс зданий и ландшафтов. В день его посещают около 20 тысяч человек, при этом билет стоит 20-30 долларов. Сами можете судить о размерах прибыли. У нас ничего подобного нет, и интереса пока не наблюдается.
Михаил Шубский
Генеральный директор Красноярского музейного комплекса
Родился: 26 ноября 1950 г. в г. Ошмяны Белорусской ССР
Образование: 1984 г. — окончил Уральский государственный университет, факультет философии; 2000 г. — окончил аспирантуру Красноярской аэрокосмической академии.
Карьера: 1984–1989 гг. — преподаватель Сибирского технологического института; 1989–1990 гг. — начальник лаборатории Красноярского комбайнового завода; 1990–1991 гг. — социолог культурно-политического центра; с 1991 г. — генеральный директор Красноярского культурно-исторического музейного комплекса.
Достижения: кандидат философских наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.
Хобби: шахматы, моржевание, сбор грибов.
Семья: женат, две дочери.