На красноярский строительный рынок вернулся бартер
Красноярский подрядный бизнес вырос и укрупнился, а вместе с этим ужесточились правила игры на рынке. Заказы получают те, кто готов кредитовать застройщика и работать по бартерным схемам.
Директор по развитию компании «Культбытстрой» Антон Глушков рассказал «ДК», что нужно делать, чтобы быть успешным подрядчиком.
Когда рынок на подъеме, на него стремятся зайти новые игроки, увеличивается конкуренция, а с ней - предложения, услуг, товаров, скидок и др. Такой была красноярская строительная отрасль до 2008 г. От прежних условий работы не осталось и следа. Число организаций сократилось, при этом оставшиеся расширили сферы деятельности. Например, компания «Культбытстрой» - одно из крупнейших строительных предприятий города - в условиях дефицита новых площадок вынуждена была наниматься на проекты других застройщиков, чтобы обеспечить себе необходимый объем работ. Это спасло компанию от экономических проблем, позволило сохранить штат сотрудников. Сейчас заработать на строительных подрядах может только игрок с большими оборотами и наработанными партнерскими связями.
Изменилось многое
По оценке Антона Глушкова, в Красноярске около двух десятков компаний-застройщиков. Большая тройка: «Монолитхолдинг», «Сибиряк» и «Культбытстрой». Они формируют более 30% красноярского строительного рынка. Они же являются крупнейшими генподрядными организациями. Генподрядные компании так называемого второго эшелона: «Сибагропромстрой», «СибЛидер», «Омега», «Енисейлесстрой» и др. примерно равны по объемам работ, но в меньшей степени ориентированы на подрядные работы. Состав основных игроков на рынке не изменился за последние годы, а вот условия работы для подрядчиков претерпели серьезные изменения.
- Многие считают, что с началом строительства какого-то объекта формируется команда субподрядчиков, которые участвуют в объявленном тендере. Наверное, в идеале так и должно быть, но в действительности так происходит редко. Главная причина - сложившаяся система отношений с субподрядчиками, и методы расчета с ними. Это не всегда деньги.
Вместо денег - бартерные схемы?
Сейчас бартера де-юре не существует, расчет происходит в денежной форме. Но принимается за условную единицу квадратный метр. Кроме того, когда начинается проект, сложно сделать для него оперативно какое-то комплексное предложение, если ты недавно работаешь. Потому что любой объект имеет свою специфику. В-третьих, сегодня красноярский застройщик оплачивает объект подрядчику по факту выполнения работ, и неважно чем – квадратными метрами или рублями.
Как поменялся в последнее время рынок подрядных работ?
Мелким компаниям стало тяжело существовать на рынке. Даже добропорядочным небольшим организациям не под силу иметь необходимый объем оборотных средств, чтобы выполнить подряд сначала за свой счет. Это могут себе позволить только крупные застройщики. Генподрядчик вынужден привлекать огромный объем средств на покупку и подготовку земельных участков под строительство, на проектирование и др. Ему нужно эти риски размывать. Делается это, как правило, за счет субподрядных организаций: нанимаются компании, которые выполняют работы, после чего получают условные квадратные метры жилья и продают их. Факт оплаты, кассовый разрыв от выполнения работ до получения денег, в среднем составляет шесть месяцев. Кроме того, заказчики обычно комплектуются под ключ, т.е. субподрядчик должен произвести авансовые платежи поставщикам, чтобы получить в срок комплектующие. Иными словами, молодой организации, у которой не наработана система отношений с заказчиками, придется в этих условиях невероятно сложно. К тому же, крупным застройщикам тяжело менять субподрядчика на каждом объекте, проще иметь постоянных, уже проверенных партнеров. Все это приводит к значительному укрупнению рынка субподрядных услуг, сейчас в Красноярске в основном работают только подрядчики с большими объемами выполняемых работ. По большому счету, эти компании кредитуют генподрядчиков. Это веяние рынка.
А есть ниши для маленьких компаний, которые не заняты?
Если игрок хочет зайти в подрядный бизнес, он должен работать в очень узком сегменте, который не требует больших затрат. Потому что, когда застройщику нужно выполнить небольшие работы: установить пожарную систему или вентиляцию, какие-нибудь уникальные счетчики в инженерных сетях и т.д., за эти услуги строительные компании готовы заплатить сразу. Это не очень большие суммы. Как раз в такие ниши можно заходить. Но повторюсь, если компания предлагает общестроительные работы, отделочные, сантехнические, электрические, благоустройство дворов и др., то сейчас, без большого собственного капитала, без заемных средств, на рынке Красноярска в качестве подрядчика работать всерьез невозможно.
В этих узкоспециализированных нишах существует конкуренция?
Есть игроки, но их немного, что вполне объяснимо. Для таких бизнесов большого объема работ нет, к тому же, чтобы эффективно осваивать эти сегменты, нужно понимать их специфику. Трудно открыть такую компанию, взяв в банке кредит на 5 млн руб. Нужны десятки миллионов, квалифицированные специалисты и дорогостоящее, требующее частого обновления оборудование. Да, для таких компаний нет отсрочки по платежам, но есть этот входной минимум, без которого на рынок не зайти.
Какую роль играет репутация подрядчика?
Сегодня красноярские заказчики перестали перебирать субподрядчиков, все опираются на уже сложившиеся отношения. Из серии «от добра добра не ищут». Если организация не подводила по срокам, по качеству работ, всех устраивала существующая система взаиморасчетов, то с такими партнерами работают и по другим объектам. Субподрядчики редко меняются.
Получается, что конкуренция на рынке между субподрядчиками отсутствует, главное завязать нужные контакты?
Нет. Это не так. Сейчас любой застройщик сознательно среди партнеров-подрядчиков устраивает внутреннюю конкурентную борьбу. Все понимают: когда ты работаешь с одним контрагентом, это риск. Тем более, если на разных объектах трудятся разные компании, заказчику проще. Есть возможность регулировать загрузку объектов, наличие конкуренции влияет на эффективность работ. Каждый красноярский заказчик имеет, как правило, не менее двух проверенных субподрядчиков, и время от времени пробует работать с молодыми организациями, которые заходят на рынок, стараются закрепиться на нем и заинтересовывают своими предложениями.
Что это за предложения, на что «клюют» сейчас застройщики?
По-прежнему, важна цена. Но она перестала быть главным фактором в принятии решений. На первый план вышло либо новое качество работы, либо новые схемы оплаты. Всем застройщикам нужны рассрочки, все растягивают деньги, как могут. А если растет качество –генподрядчик получает более конкурентоспособный продукт, что тоже немаловажно для его продажи.
Насколько строителю выгодно работать с субподрядчиками?
Долгое время считалось, что чем больше работ генподрядчик выполняет самостоятельно, тем рентабельнее у него получается бизнес. Сейчас ситуация поменялась. Что выигрывает заказчик, когда отдает работу подрядчикам? Первое, нужно меньше оборотных средств. Второе, любые работы предполагают коллектив, а это значит, постоянная загрузка и своевременная зарплата. Когда их обеспечивает подрядчик, конечно, это выгодно. Причем, не только заказчику, но и подрядчику. Например, мы монтажная организация. Чтобы загрузить предприятие, нужно, чтобы было, где монтировать. У субподрядчика часто бывает, что бригада жутко загружена полгода, а потом ей нечем заняться. Как у застройщика есть две основные субподрядные организации, так и у подрядчика существует, как минимум, два заказчика. Этим можно обеспечить ритмичность работ.
В ожидании масштабных строек
Сейчас на красноярском строительном рынке сложилась интересная ситуация. Если до кризиса 2008 г. цены на квартиры двигали вверх сами застройщики, то сейчас стоимость кв. м диктует спрос. По-прежнему, больше всего востребовано комфортное жилье класса эконом, дорогие квартиры продаются с трудом.
- Сегодня застройщики думают не как в 2008 г.: «Как продать?», а «Как снизить затраты?». Это важнее. Кто сделает дешевле, у того не будет проблем с продажами. Многие считают, что строители получают 100% прибыли от объекта, на самом деле, сейчас застройщики существуют за счет больших оборотов, а прибыли невелики. Все крупные красноярские строительные компании вышли на оборот более 1 млрд руб. в год, примерная норма прибыли составляет 7%. Иногда, чтобы обеспечить себя работой, компания идет на нулевую доходность. Еще один выход – работать с госзаказом, как делает, в частности, «Культбытстрой». Ни краевой, ни городской бюджет не дают заработать ни копейки прибыли, зато по качеству всегда повышенные требования, проверки прокуратуры, надзорных инстанций. Совершенно неблагодарная работа. Но зато она дает ритмичную загрузку компании и обеспечивает бесперебойное движение средств на объект. Выиграть тендер, пусть с нулевой рентабельностью или даже отрицательной, это все же дешевле, чем брать кредит в банке.
Несколько лет назад, когда застройщикам не выдавали участки под строительство, работа в качестве подрядчика стала спасением для «Культбытстроя». Что изменилось с того времени?
Мы посчитали, что наилучшая стратегия - диверсификация. Основная прибыль формируется, когда ты выступаешь как заказчик, строишь собственные дома. Но загрузку предприятию дают генподряды, подряды и госзаказы. Стараемся, чтобы у нас в портфеле было все. Кризис 2008 г. показал, что мы выдержали благодаря большому пакету заказов краевых и городских властей, по которым получали бесперебойную оплату. Сейчас у нас есть свои земельные участки, где мы выступаем заказчиками, но работаем мы с ними аккуратно. Пришло понимание, что лучше всегда держать в резерве часть собственных проектов. Основной объем работ около 30-40% - это сторонние заказы. Стараемся никому не отказывать, а в приоритет ставим сохранение собственных земельных участков. И мы по-прежнему остаемся на госзаказе, на них приходится 10-15% всех работ «Культбытстроя». Это своеобразная страховка, и также элемент политики, статуса предприятия.
Какие новые крупные площадки под строительство обсуждаются сейчас в Красноярске?
Основная тенденция – реновация промзон под площадки для жилищного строительства. Сейчас совместно с органами местного самоуправления обсуждается несколько территорий. Совещания по этим вопросам идут раз в две недели, власть ищет вариант, чтобы от этой инициативы выиграли все: и муниципалитет, и застройщик, и собственники жилья, которое подпадает под развитие этих территорий. Уже есть несколько готовых проектов, о которых можно говорить серьезно. Например, реновация «Красноярского завода комбайнов». Земельный участок «КЗК» уже купила «Сибиряк». Это реальный, почти готовый проект, с перспективой строительства 6-7 лет. Через пару-тройку лет увидим, как серьезно начнет преображаться это место. Второй участок - бывший завод «Сибсталь». Прошли слушания, будет выдвинут проект планировки. Там пытаются создать зону активности микрорайона, чтобы он мог существовать автономно, чтобы там были и места занятости людей, и сфера обслуживания, и социальные объекты, и досуг. Третий микрорайон, о котором стоит говорить, - Мясокомбинат. Эта площадка уже застраивается и будет развиваться в ближайшие годы. Мясокомбинат интересен тем, что сейчас на его территории муниципальной земли практически не осталось, все в частной собственности. Социальную инфраструктуру по договоренности с властями будет строить застройщик за свой счет. Эти объекты потом будет выкупать город. На этой площадке построено уже четыре жилых дома, сейчас воздвигается еще пять, в ближайшее время четыре дома получат разрешение на строительство. Если говорить о нашем проекте в этом районе, мы решили сконцентрироваться на новом продукте – комфортном малоэтажном жилье. Это не ИЖС, а дома по типу послевоенных сталинских микрорайонов - 2-3этажные, с большой свободной территорией, наличием бесплатной стоянки автотранспорта.
Участок мы купили у фонда Бровермана при содействии фонда Жилищного строительства, на понятных и правильных условиях: чем быстрее строим, тем меньше платим, это прописано в договоре аренды. Согласно проекту, 60% площадей, которые мы должны возвести - это социальное жилье. Коллеги следят за нашим экспериментом, если у нас получится, мы станем первопроходцами в масштабное малоэтажное строительство. В чем могут быть проблемы? Платежеспособный спрос есть, что построим – все продадим, но такие проекты требуют большого порога вхождения. Например, чтобы построить первый дом, нужно на инженерные сети потратить 1 млрд. руб. Первую прибыль получим, построив 50% микрорайона. Значит, этот миллиард мы должны либо занять, либо изъять из оборота, и заморозить на 5-6 лет. В этом главный риск. Непонятно, что за это время произойдет с рынком, миллиард нужно растянуть настолько лет. И с этим сейчас ничего не сделаешь, рыночные условия таковы: не осталось территории, где можно построить один домик и уйти.
Недавно в Красноярск пришел крупный федеральный игрок – компания «СУ-155». Ожидаете обострения конкуренции?
«СУ-155» не камикадзе. Они могут зайти и существовать в Красноярске, но нужно иметь в виду, что наш рынок уже сформирован, порог вхождения в него очень высокий. Требуются колоссальные вложения для мощного старта.
Конечно, мы следим за «новичком», но ему все равно нужно начать с земельного участка. Пройдет время, прежде чем он сможет что-то предложить населению, а пока он не конкурент. Скорее, наоборот, стратегия таких организаций, как «СУ-155», не предусматривает становления собственной производственной базы, главное – грамотная служба заказчика. Они покупают землю, согласовывают проект, продают квартиры, а строительные работы делают субподрядные организации. Так что, может быть они еще и нас работой обеспечат, и других подрядчиков.
Юлия Спирина
ДОСЬЕ
Антон Глушков
Директор по развитию компании «Культбытстрой», Председатель Совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края»
Родился в 1978 г. в Красноярске.
Образование:
2000 г. — закончил факультет экономики КГУ;
2002 г. — закончил юридический факультет КГУ.
Карьера:
1999–2000 гг. — красноярское региональное отделение ФСС РФ, специалист–ревизор;
2000–2003 гг. — научный сотрудник «Красноярского НИИ геологии и минерального сырья»;
с 2003 г. — директор по развитию компании «Культбытстрой».
Достижения: кандидат экономических наук.
Хобби: реставрация автомобилей.
Семейной положение: женат, воспитывает сына.