Не бойтесь бартера!
Во время кризиса бартерные операции помогают удержаться на рынке Сегодня, по нашим подсчетам, каждая четвертая компания в Красноярске использует обмен. Примерно треть участников нашей торговой пл
Сегодня, по нашим подсчетам, каждая четвертая компания в Красноярске использует обмен. Примерно треть участников нашей торговой площадки до 40% всех сделок проводят по бартеру. Очевидно, что денег на рынке стало меньше. Даже самые ярые противники обменных сделок начинают использовать их. При этом они считают это временным явлением и мечтают вернуть былые товарно-денежные отношения. Хотя я убежден, что если использовать бартер грамотно, можно вполне успешно развивать свой бизнес.
Трактор на мед
не меняем
Основная претензия противников бартера — неравноценность сделок. Один мой приятель все время говорит: «Кто мне гарантирует, что за свой качественный и дорогой товар я получу адекватный по цене товар?»
Скепсис в отношении бартера идет еще с начала 90-х, когда он только появился в России. Тогда денег в бизнесе крутилось мало, все жили за счет обмена. И, надо сказать, носил он хаотичный характер. Я помню, что тогда каждое мое рабочее утро начиналось с вопроса партнерам: «У кого что есть обменять?» А день заканчивался аналогичными звонками с уже другим вопросом: «Кому что надо на обмен?»
Что тогда только не меняли… Доходило до абсурда. Полуприцепы меняли на постельное белье, кирпичи — на книги, а чайные сервизы на женские туфли. В 90% случаев из 100 обмен был неравноценный. Но тогда выхода не было. Сегодня все изменилось. Уже никто не меняет трактор на мед. Бартер стал цивилизованной формой отношений между компаниями. Мы, например, прежде чем заключить сделку, внимательно изучаем товар партнера, анализируем ценовое предложение на рынке. Еще ни разу не было случая, чтобы за нашу продукцию нам предложили неликвидный товар или товар с завышенной ценой. Кроме того, в вопросе ликвидности товара при обмене на защиту предпринимателей встал закон. Бартер признан законной формой проведения сделок. В случае, если одну из сторон не удовлетворит качество полученного по обмену товара, то этот вопрос очень легко решается в суде.
Бартер — спасение для производственников
Бартер помогает компаниям выжить во время кризиса. По нашей торговой площадке «Бартер Сибири» я вижу, что пока эту истину поняли в основном компании-производители. Около 70% сделок совершается именно между ними. Это и понятно: в сложившейся экономической ситуации производители оказались наиболее уязвимы. Спрос упал, материалы, используемые в производстве, подорожали. Получился замкнутый круг, и для многих встал вопрос: искать новые формы взаимоотношений с партнерами или закрывать производство. Я знаю предприятия, которые, вернувшись к бартерным сделкам, сумели сохранить весь коллектив, не снизить объемы производства. Могу привести пример из собственного опыта. Одна из компаний, которой я руковожу, занимается пошивом спецодежды. Своим партнерам мы предлагаем поменять спецодежду на нужный нам инструмент. Сделка выгодна всем. Обе компании не тратят заработанные деньги на расходные материалы, а выплачивают их сотрудникам.
Через бартер
к кэшу
Скептики говорят, что после использования бартерных схем сложно вернуться к прежним товарно-денежным отношениям. Но практика показывает, что это ошибочное мнение. Наоборот, бартер помогает выйти на новые рынки сбыта, где можно найти партнеров, готовых платить «налом». Обычно большинство компаний мыслят стандартно. Предлагают свой продукт узкой аудитории. Им и представить сложно, что он может заинтересовать кого-то другого. А обменные схемы расширяют сознание. Ведь фактически при бартере мы не ищем потенциальных клиентов, скорее, нам нужны просто партнеры, которые могут предложить нужный нам товар. В итоге же оказывается, что «просто партнер» может стать клиентом. Недавний пример: один из участников нашей торговой площадки — компания «ИТ-Восток» — владеет несколькими предприятиями, в том числе угольным разрезом. Она сначала по бартеру работала с китайской компанией, занимающейся производством промышленных товаров. В процессе выяснилось, что иностранцы не отказались бы покупать у «ИТ-Востока» и уголь. В итоге компания заключила долгосрочный договор на поставку угля на десятки миллионов рублей.
Мнение ЗА
Я провожу бартерные сделки с 1994 г. За это время удалось накопить уникальный опыт в проведении операций по обмену товаром. Сейчас, во время кризиса, этот опыт как никогда пригодился. У нашей компании, а мы занимаемся продажей и арендой жилой и коммерческой недвижимости, до 40% объема всех операций приходится на бартер. Практически каждый день мы либо ведем переговоры, либо уже совершаем бартерные сделки. Лично я в бартере вижу только плюсы. Во-первых, нам удается избавиться от избытка товара на складе. Так, буквально на прошлой неделе, мы поменяли кирпич на инструмент. Кирпича на складе у нас было в излишке, а инструмента не хватало. В итоге остались довольны обе стороны.
Во-вторых, с помощью бартера мы вышли на новых партнеров. За время работы по обменным схемам нам удалось заключить договоры о сотрудничестве с несколькими компаниями. Со многими из которых мы теперь постоянно работаем».
Мнение ПРОТИВ
Мы никогда не использовали бартер, и даже кризис не подтолкнул нас к этому. При бартерных схемах возникает много проблем. Самая главная из них — равноценность обмена. Никто мне не может гарантировать, что за свою деревоплиту я смогу получить равную по ее стоимости, например, бумагу или канцтовары. Как показывает практика, «менялы» предлагают бартер на неравных условиях — сильно завышая цену своей продукции либо предлагая некачественный товар. Кроме того, если перевести большинство сделок компании в бартерные, это может убить стандартные отношения «купли-продажи». А это рано или поздно приведет к тому, что платить заработную плату рабочим будет нечем. Придется вернуться к началу 90-х и отдавать долги тем, что мы «наменяли». Поэтому я предпочитаю действовать как герой «12 стульев»: утром деньги — вечером стулья».