«Не обносите школы «колючей проволокой», — Анатолий Сергеев, «ИТЭРА»
«Бояться «цифры» и технологий не нужно. Новые поколения уже срослись с ними. Нужно не отставать». Директор Ассоциации технологических компаний «ИТЭРА» сформулировал 7 тезисов о проблемах образования.
Анатолий Сергеев, директор Ассоциации технологических компаний «ИТЭРА», основатель ГК «СибитSystems»:
— Пообщались и немножко поспорили недавно с преподавателями и руководителями школ, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Чувствуется растерянность в сфере образования и, в особенности, в связи с «наступлением цифры». Тут и недопонимание, и страхи, и крайности, и сомнения в подходах к обучению детишек, начиная с началки.
Предложил несколько тезисов:
1. Считаю, что грядёт не постиндустриальный период, а скорее неоиндустриальный. С сохранением привычных отраслей в непривычном облике с дозагрузкой качественно новых индустрий и игроков рынка.
Как когда-то произошёл переход в транспортной отрасли с лошадей на автомобили, с овса на бензин, с ямщиков и конюхов на водителей и автослесарей.
2. Бояться «цифры» и технологий не нужно, тем более, что новые поколения уже срослись с ними. Нужно не отставать, а включаться. Примерно так же, как не стоило противопоставлять овёс бензину, и пугать людей страшными свойствами последнего.
3. Не нужно стремиться сделать из всех программистов, аналитиков, предпринимателей. Их нужно-то 3%, ну, от силы 5%. Ведь не стали же наши предки включать в школьное образование предметы глубокого изучения физико-химических свойств топлива, деталей технологического процесса крекинга и возгонки и т.д. Ознакомительно, на относительно базовом уровне, и достаточно. Кому нужно уже погрузятся и разберутся в деталях.
4. Категорически нельзя жертвовать объемом знаний фундаментальных дисциплин (письменная и устная грамотность, математика, физика, химия, история, физкультура, биология, обществознание) в угоду сомнительным предметам и дисциплинам. Нужно повышать скорость и концентрированность передачи знаний.
Молодёжь живёт примерно в режиме 3х по отношению к привычным и устаревшим процессам в образовании. А в освободившееся время включать ознакомление и базовую грамотность с явлениями и направлениями нового мира.
5. Возможность более глубокого погружения в выбранные траектории развития давать через внеурочные и внесистемные механизмы (кружки, секции, негосударственные школы, факультативы...), в т.ч. онлайн, электронные и комбинированные форматы.
6. Отрадно, что на федеральном уровне возвращается разумный подход, и в образование возвращают вредительски убранную ранее функцию воспитания. Многие беды в стране от того, что мы имеем поколение родителей, не получивших воспитания и не ставших гражданами своей страны не в формальном, а в глубинном практическом смысле.
Потому и в школах необходимо восстановить воспитательные функции, превращающие человека в Человека и гражданина своей страны (как бы пафосно это ни звучало).
7. В части развивающих в детях творческие и гармонические свойства инструментов не следует искать «универсальной пилюли». Ни шашки, ни лего, ни футбольный мяч в одиночку не способны закрыть все потребности растущего и развивающегося организма ребёнка. Нужно предусматривать широкий набор возможностей выбора.
Для этого порой достаточно лишь вспомнить, что школа — это ещё и кампус, к которому должны иметь доступ негосударственные тренеры, воспитатели, наставники, тьюторы... Не обносите эти кампусы «колючей проволокой». Верните обществу связность.