Ненаглядный дуэт

досье Анатолий и Зинаида Роот Родились в 1956 году в поселке Гигант (Казахстан). Образование: 1962-1972 гг. — общеобразовательная школа поселка Гигант. 1983-1986 гг. — Красноярский металлу

Совсем недавно в бизнесе семьи Роот приняли участие самые маленькие представители фамилии. Пятилетняя Виолетта и Рудольф (он младше девочки на полгода) стали моделями для рекламного макета компании «Экспресс-оптика». Основатели династии, Зинаида и Анатолий Роот, ничего необычного в этом не видят: «Когда-то мы начинали бизнес для детей. Сейчас дети, а теперь уже и внуки, помогают бизнесу».

досье
Анатолий и Зинаида Роот
Родились в 1956 году в поселке Гигант (Казахстан).
Образование:
1962-1972 гг. — общеобразовательная школа поселка Гигант.
1983-1986 гг. — Красноярский металлургический техникум.
Карьера:
Зинаида Роот: 1978-1994 гг. — приемщица металла в литейном цехе КраМЗа.
Анатолий Роот: 1979-1993 гг. — крановщик КраМЗа.
С 1994 г. по настоящее время — директора ООО «Экспресс-оптика» (с 1994-го по 2003 г. — ЧП «Роот»)
Семейное положение: Женаты, трое детей.
Хобби: Главное — семья.

Детство и юность Анатолия и Зинаиды прошли в поселке Гигант, в окрестностях Алма-Аты. Яблоневые сады, плантации винограда, горы, благодатный климат Когда одноклассники уезжали в Сибирь, на комсомольскую стройку Красноярского алюминиевого завода, в Казахстане еще не было проблем, позже пришедших почти в каждую союзную республику. Сейчас понять причины, которые заставили вчерашних школьников покинуть теплые края, сложно.
— Раньше ссылали в Сибирь, а мы — сами приехали. Чем для нас тогда был Красноярск? Мороз, медведи по улицам ходят, — вспоминает Анатолий Роот. — И все-таки мы поехали сюда. Не только из-за комсомольской стройки — из-за желания сделать что-то значительное.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что романтика связана с огромным количеством бытовых неудобств. Анатолий приехал на КрАЗ без «путевки» или направления, поэтому устроиться туда на работу не смог. Найти место в чужом городе было практически невозможно — без прописки никуда не брали. Приходилось перебиваться случайными заработками. Зинаида решила получить образование, но это тоже у нее как-то не очень получилось. Сначала поступила в торговый институт, но спустя год бросила, затем в пищевой техникум — и тоже забрала документы через пару семестров.

В литейном цехе
В 1975 году молодые люди поженились. Свадьбу сыграли у родителей, в Казах­стане. Примерно через год у них появился старший сын Олег. Стало совсем трудно: ни квартиры, ни прописки, с маленьким ребенком на руках. Снимали дом в поселке Коркино, на окраине города. Решили обратиться на один из находившихся по соседству заводов — Красноярский металлургический. Анатолия приняли на должность крановщика, Зинаиду — приемщицей металла в литейку.
— Пошли туда только из-за квартиры, — рассказывает Анатолий Роот. — Тогда ведь даже на работу на левом берегу было сложно устроиться, если ты жил, например, на правом. В городе-то всего один мост был. А уж в нашем положении это было почти безнадежно. Нам тогда очень помог один из руководителей завода — Александр Нощиков. И не только потому, что взял на работу. Он решил вопросы с пропиской, с квартирой. Ребенка мы смогли устроить в детский сад.
На КраМЗе понадобилось специальное образование, и супруги вместе по­ступили в Красноярский металлургический техникум. Учиться было непросто, хотя занятия были вечерние: приходилось выкраивать время между работой и маленькими детьми.
Продавали только ширпотреб
В начале 90-х на заводе, как почти на любом предприятии постперестроечной России, начались проблемы с выплатой зарплаты. Первым уволился Анатолий — нанялся в бригаду, которая строила мосты. Затем написала заявление об уходе и Зинаида — когда ей предложили неоплачиваемый бессрочный отпуск.
— И я, такая умная барышня, бросила все и ушла торговать на рынок. А что делать? Анатолий Эмильевич тоже денег тогда не получал, а у нас — трое детей маленьких.
Зинаида Роот недолго работала на чужих людей. Вместе с мужем они решили заняться собственным бизнесом.
— Почему именно оптика? У нашего сына Олега в детстве были проблемы со зрением. Еще до школы он перенес две операции. Как только в руки мне или Анатолию попадали какие-нибудь брошюрки по офтальмологии, мы сразу их прочитывали от корки до корки. К счастью, Олега удалось вылечить, но интерес к оптике, тем не менее, остался.
В те годы в Красноярске работали четыре государственных предприятия оптики. Практически одновременно с супругами Роот этим делом начали заниматься еще лишь три предпринимателя — конкуренция была минимальной. Поток клиентов не иссякал. Поначалу торговали только «массовыми» товарами: недорогими, без изысков, оправами, очковыми линзами с самыми «популярными» диоптриями.
— Продавали тогда ширпотреб — именно он и нужен был людям, — поясняет Анатолий Роот. — Чтобы купить первую партию — несколько сотен пар очков, — пришлось залезть в долги. Договорились взять кредит, как говорится, у знакомых знакомых. Мало кому тогда верили, а вот нам поверили. Обычные молодые люди, которые зарабатывали на этом деньги. Взяли пять тысяч долларов под 20%.
Первую партию Зинаида Роот собирала буквально по крохам. Пришлось объехать не один город: оптовые фирмы по продаже оптики тогда только начали появляться. Побывала в Казахстане — там остались родные и друзья, поэтому достать товар подешевле было проще. Потом вышла на московских оптовиков.
— Роли распределились так: сначала Анатолий торговал, а я занималась поиском товара, — поясняет Зинаида Роот. — У мужа как-то лучше получалось общаться с людьми, а у меня обнаружились организаторские способности.
От столика на рынке
Поначалу приходилось очень трудно. И не только потому, что весь семейный бизнес четы Роот полностью умещался на складном столике на рынке. Тогда, вспоминает Зинаида, даже торговля весь день на морозе воспринималась как-то спокойно — столько было сил и энергии. И главное, стимул имелся — нужно было кормить трех детей.
Самым сложным оказалось понять, что требуется для успешной торговли очками. Основной принцип супруги Роот усвоили интуитивно: главное — не навредить.
Сначала у предпринимателей не было собственного врача. Подбирали очки в прямом и переносном смысле «на глазок». Однако серьезных претензий со стороны покупателей никогда не было. Не ленились предложить покупателям перемерить десять, а то и двадцать пар. И сразу предупреждали: «Если почув­ствуете хоть малейший дискомфорт, обязательно приходите к нам, подберем еще что-нибудь».
— Когда мы работали на заводе, по­знакомились с замечательным окулистом — Людмилой Никифоровой, — вспоминает Анатолий Роот. — Она нам очень помогала советами. Консультировались с ней перед покупкой каждой новой партии. Иногда просили доктора посмотреть какую-нибудь бабушку-покупательницу.
Скоро стало ясно, что консультаций у знакомых офтальмологов недостаточно для ведения бизнеса. Однако о поступлении в Красноярскую медицинскую академию нечего было и думать: «заочки» там нет, а совмещать учебу на дневном отделении и собственное дело невозможно.
— К счастью, мы нашли контакты в Новосибирском медицинском училище. Учились там сначала сами (и до сих пор то и дело проходим курсы повышения квалификации), а потом стали отправлять своих продавцов, — рассказывает Зинаида Роот. — Там же отучился и наш старший сын.
Бизнес больших доходов не приносил — денег было даже меньше, чем супруги получали на заводе. Но с первым кредитом удалось расплатиться в срок, в течение года. За ним сразу же последовали другие займы. Поначалу приходилось брать в долг, чтобы купить очередную партию очков. Затем — чтобы расширить сеть.
к сети салонов
Как только появилась возможность, Рооты открыли небольшой отдел в магазине (это был «Агропром»). Первый салон под вывеской «Экспресс-оптика» открылся три года назад, на улице Партизана Железняка. Сейчас их восемь: на речном вокзале, в Северо-Западном районе, на Взлетке, в Черемушках.
Давно прошли времена, когда в Красноярске было четыре предпринимателя, торговавших оптикой. Делая ставку на один лишь ширпотреб, обойти конкурентов невозможно.
— Как только стало чуть свободнее со средствами, мы начали подбирать для продажи необычные оправы, — рассказывает Зинаида Роот. — Приходилось ездить по оптовикам и выбирать буквально по единичкам. И конечно, у нас, одних из первых в Красноярске, всегда появлялись новинки (например, цветные контактные линзы или гибкие оправы «с памятью» для детей).
Контактные линзы и очки приносят примерно одинаковый доход в «глазном» бизнесе. Линзы дешевле, зато клиенты часто — раз в месяц или раз в полгода — их меняют. Очки в среднем приобретают раз в два-три года, но зато и стоят они намного дороже (например, в «Экспресс-оптике» продаются оправы стоимостью более десяти тысяч рублей). Своих покупателей семья Роот старается «зацепить». Так, оптометрист, который занимается контактной коррекцией, предупреждает клиентов, что у них заканчивается срок ношения линз.
— Мы создали базу постоянных покупателей. Мы их обзваниваем, предлагаем познакомиться с новинками, — поясняет Зинаида Роот. — Главное — показать, что мы не только продаем, но и заботимся о своих клиентах. Каждая из девочек-продавщиц обязана завершить беседу с ними так: «Любая ваша проблема — наша проблема. Если понадобится консультация, звоните непременно, доктор ответит на все ваши вопросы».
Отцы и дети
Трое детей Зинаиды и Анатолия — 26-летняя Олеся, 24-летняя Алена и 30-летний Олег — на равных с родителями управляют бизнесом. Хотя спорят отцы и дети Роот постоянно. Сейчас, например, вот по какому поводу. Старшее поколение хочет продвигать продукцию премиум-класса (например, элитные оправы), от продаж которой не приходится ждать мгновенной прибыли. Младшее — получать быстрые доходы от очков и линз, рассчитанных на средний класс.
— У нас совет директоров, в котором каждый занимается своим делом. Хотя, конечно, если у кого-то возникают трудности, остальные члены семьи сразу придут на помощь, — поясняет Зинаида Роот. — Сейчас мы с мужем все больше инициативы отдаем детям. Раньше мы их учили, а теперь стараемся проникнуться энергией, которая свойственна молодости.
Олег пришел в семейный бизнес первым. Для этого ему пришлось отказаться от карьеры военного. Но после того как родители сказали: «Без тебя никак», он согласился. Закончил Новосибирское медицинское училище по специальности «оптика». Сейчас именно старшему сыну принадлежат самые необычные идеи по продвижению семейного дела. Например, в сети проходит акция «Праздник каждый день». Клиентам с хорошим настроением поднимают его еще больше подарками вроде бутылки шампанского или коробки конфет. Время от времени в магазинах проходят «целевые» акции, когда к дорогой оправе бесплатно «прилагаются» высококлассные линзы немецкой фирмы «Руденштук». Или вместе с цветными контактными линзами дарят специальную жидкость, зеркальце, контейнер.
— Если Олеся сразу начинала работать с нами, то Алена сначала получила образование психолога, — рассказывает Зинаида Роот. — И опять мы ее поставили перед фактом, что без собственного психолога нам будет очень тяжело — коллектив постоянно увеличивается. Сейчас она учится на оптика и одновременно работает с персоналом.
То, что без квалифицированного специалиста по «человеческим ресурсам» в этом бизнесе не обойтись, стало ясно, как только у Роотов появились наемные работники. Консультанты в салонах не могут быть обычными продавцами. Практически все отучились или на курсах в новосибирском училище, или на специальных семинарах, которые часто устраивают директора сети для своих сотрудников. Даже свойства характера, необходимые типичному продавцу (например, напористость), здесь совсем не подходят. Консультант в салоне оптики должен быть (или хотя бы казаться) интеллигентным человеком. И тут немалую роль играет внешний вид. Девицу с огромными накладными ногтями и ярким макияжем на работу в «Экспресс-оптику» не примут никогда. Не принято здесь появляться с волосами, собранными в «мышиный хвостик», в длинных, до пят, хипповских юбках или прозрачных блузках. Жесткий дресс-код предусматривает только классический стиль одежды.
Правила эти Рооты не в книжках вычитали. Требования продиктованы здравым смыслом и опытом. Кто сам на рынке торговал, тот на своей шкуре ощутил, какие бывают покупатели и чем их брать.
Этот же самый здравый смысл подсказывает, что в семейном бизнесе главное слово — не «бизнес». Зинаида Роот: «Если мне кто-то из детей позвонит сейчас и попросит немедленно приехать, брошу все дела, брошу абсолютно все. Семья — это самое главное».
Самое читаемое
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.
  • Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»
  • Арбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерамАрбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерам
  • «Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах«Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.