Ненаглядный дуэт

досье Анатолий и Зинаида Роот Родились в 1956 году в поселке Гигант (Казахстан). Образование: 1962-1972 гг. — общеобразовательная школа поселка Гигант. 1983-1986 гг. — Красноярский металлу

Совсем недавно в бизнесе семьи Роот приняли участие самые маленькие представители фамилии. Пятилетняя Виолетта и Рудольф (он младше девочки на полгода) стали моделями для рекламного макета компании «Экспресс-оптика». Основатели династии, Зинаида и Анатолий Роот, ничего необычного в этом не видят: «Когда-то мы начинали бизнес для детей. Сейчас дети, а теперь уже и внуки, помогают бизнесу».

досье
Анатолий и Зинаида Роот
Родились в 1956 году в поселке Гигант (Казахстан).
Образование:
1962-1972 гг. — общеобразовательная школа поселка Гигант.
1983-1986 гг. — Красноярский металлургический техникум.
Карьера:
Зинаида Роот: 1978-1994 гг. — приемщица металла в литейном цехе КраМЗа.
Анатолий Роот: 1979-1993 гг. — крановщик КраМЗа.
С 1994 г. по настоящее время — директора ООО «Экспресс-оптика» (с 1994-го по 2003 г. — ЧП «Роот»)
Семейное положение: Женаты, трое детей.
Хобби: Главное — семья.

Детство и юность Анатолия и Зинаиды прошли в поселке Гигант, в окрестностях Алма-Аты. Яблоневые сады, плантации винограда, горы, благодатный климат Когда одноклассники уезжали в Сибирь, на комсомольскую стройку Красноярского алюминиевого завода, в Казахстане еще не было проблем, позже пришедших почти в каждую союзную республику. Сейчас понять причины, которые заставили вчерашних школьников покинуть теплые края, сложно.
— Раньше ссылали в Сибирь, а мы — сами приехали. Чем для нас тогда был Красноярск? Мороз, медведи по улицам ходят, — вспоминает Анатолий Роот. — И все-таки мы поехали сюда. Не только из-за комсомольской стройки — из-за желания сделать что-то значительное.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что романтика связана с огромным количеством бытовых неудобств. Анатолий приехал на КрАЗ без «путевки» или направления, поэтому устроиться туда на работу не смог. Найти место в чужом городе было практически невозможно — без прописки никуда не брали. Приходилось перебиваться случайными заработками. Зинаида решила получить образование, но это тоже у нее как-то не очень получилось. Сначала поступила в торговый институт, но спустя год бросила, затем в пищевой техникум — и тоже забрала документы через пару семестров.

В литейном цехе
В 1975 году молодые люди поженились. Свадьбу сыграли у родителей, в Казах­стане. Примерно через год у них появился старший сын Олег. Стало совсем трудно: ни квартиры, ни прописки, с маленьким ребенком на руках. Снимали дом в поселке Коркино, на окраине города. Решили обратиться на один из находившихся по соседству заводов — Красноярский металлургический. Анатолия приняли на должность крановщика, Зинаиду — приемщицей металла в литейку.
— Пошли туда только из-за квартиры, — рассказывает Анатолий Роот. — Тогда ведь даже на работу на левом берегу было сложно устроиться, если ты жил, например, на правом. В городе-то всего один мост был. А уж в нашем положении это было почти безнадежно. Нам тогда очень помог один из руководителей завода — Александр Нощиков. И не только потому, что взял на работу. Он решил вопросы с пропиской, с квартирой. Ребенка мы смогли устроить в детский сад.
На КраМЗе понадобилось специальное образование, и супруги вместе по­ступили в Красноярский металлургический техникум. Учиться было непросто, хотя занятия были вечерние: приходилось выкраивать время между работой и маленькими детьми.
Продавали только ширпотреб
В начале 90-х на заводе, как почти на любом предприятии постперестроечной России, начались проблемы с выплатой зарплаты. Первым уволился Анатолий — нанялся в бригаду, которая строила мосты. Затем написала заявление об уходе и Зинаида — когда ей предложили неоплачиваемый бессрочный отпуск.
— И я, такая умная барышня, бросила все и ушла торговать на рынок. А что делать? Анатолий Эмильевич тоже денег тогда не получал, а у нас — трое детей маленьких.
Зинаида Роот недолго работала на чужих людей. Вместе с мужем они решили заняться собственным бизнесом.
— Почему именно оптика? У нашего сына Олега в детстве были проблемы со зрением. Еще до школы он перенес две операции. Как только в руки мне или Анатолию попадали какие-нибудь брошюрки по офтальмологии, мы сразу их прочитывали от корки до корки. К счастью, Олега удалось вылечить, но интерес к оптике, тем не менее, остался.
В те годы в Красноярске работали четыре государственных предприятия оптики. Практически одновременно с супругами Роот этим делом начали заниматься еще лишь три предпринимателя — конкуренция была минимальной. Поток клиентов не иссякал. Поначалу торговали только «массовыми» товарами: недорогими, без изысков, оправами, очковыми линзами с самыми «популярными» диоптриями.
— Продавали тогда ширпотреб — именно он и нужен был людям, — поясняет Анатолий Роот. — Чтобы купить первую партию — несколько сотен пар очков, — пришлось залезть в долги. Договорились взять кредит, как говорится, у знакомых знакомых. Мало кому тогда верили, а вот нам поверили. Обычные молодые люди, которые зарабатывали на этом деньги. Взяли пять тысяч долларов под 20%.
Первую партию Зинаида Роот собирала буквально по крохам. Пришлось объехать не один город: оптовые фирмы по продаже оптики тогда только начали появляться. Побывала в Казахстане — там остались родные и друзья, поэтому достать товар подешевле было проще. Потом вышла на московских оптовиков.
— Роли распределились так: сначала Анатолий торговал, а я занималась поиском товара, — поясняет Зинаида Роот. — У мужа как-то лучше получалось общаться с людьми, а у меня обнаружились организаторские способности.
От столика на рынке
Поначалу приходилось очень трудно. И не только потому, что весь семейный бизнес четы Роот полностью умещался на складном столике на рынке. Тогда, вспоминает Зинаида, даже торговля весь день на морозе воспринималась как-то спокойно — столько было сил и энергии. И главное, стимул имелся — нужно было кормить трех детей.
Самым сложным оказалось понять, что требуется для успешной торговли очками. Основной принцип супруги Роот усвоили интуитивно: главное — не навредить.
Сначала у предпринимателей не было собственного врача. Подбирали очки в прямом и переносном смысле «на глазок». Однако серьезных претензий со стороны покупателей никогда не было. Не ленились предложить покупателям перемерить десять, а то и двадцать пар. И сразу предупреждали: «Если почув­ствуете хоть малейший дискомфорт, обязательно приходите к нам, подберем еще что-нибудь».
— Когда мы работали на заводе, по­знакомились с замечательным окулистом — Людмилой Никифоровой, — вспоминает Анатолий Роот. — Она нам очень помогала советами. Консультировались с ней перед покупкой каждой новой партии. Иногда просили доктора посмотреть какую-нибудь бабушку-покупательницу.
Скоро стало ясно, что консультаций у знакомых офтальмологов недостаточно для ведения бизнеса. Однако о поступлении в Красноярскую медицинскую академию нечего было и думать: «заочки» там нет, а совмещать учебу на дневном отделении и собственное дело невозможно.
— К счастью, мы нашли контакты в Новосибирском медицинском училище. Учились там сначала сами (и до сих пор то и дело проходим курсы повышения квалификации), а потом стали отправлять своих продавцов, — рассказывает Зинаида Роот. — Там же отучился и наш старший сын.
Бизнес больших доходов не приносил — денег было даже меньше, чем супруги получали на заводе. Но с первым кредитом удалось расплатиться в срок, в течение года. За ним сразу же последовали другие займы. Поначалу приходилось брать в долг, чтобы купить очередную партию очков. Затем — чтобы расширить сеть.
к сети салонов
Как только появилась возможность, Рооты открыли небольшой отдел в магазине (это был «Агропром»). Первый салон под вывеской «Экспресс-оптика» открылся три года назад, на улице Партизана Железняка. Сейчас их восемь: на речном вокзале, в Северо-Западном районе, на Взлетке, в Черемушках.
Давно прошли времена, когда в Красноярске было четыре предпринимателя, торговавших оптикой. Делая ставку на один лишь ширпотреб, обойти конкурентов невозможно.
— Как только стало чуть свободнее со средствами, мы начали подбирать для продажи необычные оправы, — рассказывает Зинаида Роот. — Приходилось ездить по оптовикам и выбирать буквально по единичкам. И конечно, у нас, одних из первых в Красноярске, всегда появлялись новинки (например, цветные контактные линзы или гибкие оправы «с памятью» для детей).
Контактные линзы и очки приносят примерно одинаковый доход в «глазном» бизнесе. Линзы дешевле, зато клиенты часто — раз в месяц или раз в полгода — их меняют. Очки в среднем приобретают раз в два-три года, но зато и стоят они намного дороже (например, в «Экспресс-оптике» продаются оправы стоимостью более десяти тысяч рублей). Своих покупателей семья Роот старается «зацепить». Так, оптометрист, который занимается контактной коррекцией, предупреждает клиентов, что у них заканчивается срок ношения линз.
— Мы создали базу постоянных покупателей. Мы их обзваниваем, предлагаем познакомиться с новинками, — поясняет Зинаида Роот. — Главное — показать, что мы не только продаем, но и заботимся о своих клиентах. Каждая из девочек-продавщиц обязана завершить беседу с ними так: «Любая ваша проблема — наша проблема. Если понадобится консультация, звоните непременно, доктор ответит на все ваши вопросы».
Отцы и дети
Трое детей Зинаиды и Анатолия — 26-летняя Олеся, 24-летняя Алена и 30-летний Олег — на равных с родителями управляют бизнесом. Хотя спорят отцы и дети Роот постоянно. Сейчас, например, вот по какому поводу. Старшее поколение хочет продвигать продукцию премиум-класса (например, элитные оправы), от продаж которой не приходится ждать мгновенной прибыли. Младшее — получать быстрые доходы от очков и линз, рассчитанных на средний класс.
— У нас совет директоров, в котором каждый занимается своим делом. Хотя, конечно, если у кого-то возникают трудности, остальные члены семьи сразу придут на помощь, — поясняет Зинаида Роот. — Сейчас мы с мужем все больше инициативы отдаем детям. Раньше мы их учили, а теперь стараемся проникнуться энергией, которая свойственна молодости.
Олег пришел в семейный бизнес первым. Для этого ему пришлось отказаться от карьеры военного. Но после того как родители сказали: «Без тебя никак», он согласился. Закончил Новосибирское медицинское училище по специальности «оптика». Сейчас именно старшему сыну принадлежат самые необычные идеи по продвижению семейного дела. Например, в сети проходит акция «Праздник каждый день». Клиентам с хорошим настроением поднимают его еще больше подарками вроде бутылки шампанского или коробки конфет. Время от времени в магазинах проходят «целевые» акции, когда к дорогой оправе бесплатно «прилагаются» высококлассные линзы немецкой фирмы «Руденштук». Или вместе с цветными контактными линзами дарят специальную жидкость, зеркальце, контейнер.
— Если Олеся сразу начинала работать с нами, то Алена сначала получила образование психолога, — рассказывает Зинаида Роот. — И опять мы ее поставили перед фактом, что без собственного психолога нам будет очень тяжело — коллектив постоянно увеличивается. Сейчас она учится на оптика и одновременно работает с персоналом.
То, что без квалифицированного специалиста по «человеческим ресурсам» в этом бизнесе не обойтись, стало ясно, как только у Роотов появились наемные работники. Консультанты в салонах не могут быть обычными продавцами. Практически все отучились или на курсах в новосибирском училище, или на специальных семинарах, которые часто устраивают директора сети для своих сотрудников. Даже свойства характера, необходимые типичному продавцу (например, напористость), здесь совсем не подходят. Консультант в салоне оптики должен быть (или хотя бы казаться) интеллигентным человеком. И тут немалую роль играет внешний вид. Девицу с огромными накладными ногтями и ярким макияжем на работу в «Экспресс-оптику» не примут никогда. Не принято здесь появляться с волосами, собранными в «мышиный хвостик», в длинных, до пят, хипповских юбках или прозрачных блузках. Жесткий дресс-код предусматривает только классический стиль одежды.
Правила эти Рооты не в книжках вычитали. Требования продиктованы здравым смыслом и опытом. Кто сам на рынке торговал, тот на своей шкуре ощутил, какие бывают покупатели и чем их брать.
Этот же самый здравый смысл подсказывает, что в семейном бизнесе главное слово — не «бизнес». Зинаида Роот: «Если мне кто-то из детей позвонит сейчас и попросит немедленно приехать, брошу все дела, брошу абсолютно все. Семья — это самое главное».
Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.