Нездоровый интерес к обыденной жизни чиновников вредит местному самоуправлению

Александр Глисков адвокат, депутат Горсовета Красноярска Узападного ТВ мы перенимаем самое плохое. В том числе извращенные привычки выслеживать известных людей и подлавливать их в пикантных ситуац

Александр Глисков адвокат, депутат Горсовета Красноярска
Узападного ТВ мы перенимаем самое плохое. В том числе извращенные привычки выслеживать известных людей и подлавливать их в пикантных ситуациях. При этом на местном телевидении практически исчезли аналитические программы о политике, судебной журналистики как не было, так и нет, а новости превратились в бесконечный набор картинок из разряда что вижу, то и говорю. Наверняка у журналистов такому положению дел найдется множество оправданий. Но лично мне, как зрителю, они все не интересны, поэтому я практически перестал смотреть телевизор.
Но увы, зритель, который будет охотно узнавать какие-то бытовые подробности из жизни публичных людей, всегда найдется. Кто в каком магазине одевается, кто что ест, кто куда ходит — все это будут смаковать.
Устраивая всевозможные «подглядушки», журналисты пользуются тем, что наше законодательство и судебная система не готовы к такому «творчеству». Нет ни легального определения частной жизни, ни института судебного запрета для папарацци приближаться на определенное расстояние к интересующему персонажу, ни достаточной судебной практики по этим вопросам как таковой.
Еще в 1997 году я написал на эту тему статью в журнале «Право и СМИ», где попытался разграничить частную и публичную жизнь. Общий вывод был примерно такой: частная жизнь заканчивается там, где начинается законодательное регулирование. К примеру, законно введена обязанность для чиновников декларировать имущество и доходы, значит, эти сведения из разряда конфиденциальных превратились в общественно значимые.
Вновь вспомнить об этой теме заставил недавний сюжет на одном из местных каналов, где городских чиновников подловили в летнем кафе. Я все же склоняюсь к тому, что здесь речь идет о частной жизни. Никаким законодательством не регулируется, в каком кафе чиновник вправе выпивать и что именно, это его личное дело. Интерес журналистов здесь абсолютно праздный, и все попытки подвести под него теоретическую базу, мол, как так, он за здоровый образ жизни, а сам пиво пьет, выглядят притянутыми за уши. Во-первых, одно другому не противоречит. Во-вторых, спрашивается, а что вы хотели — чтобы чиновники нам врали, заявляя, что все они трезвенники?
На мой взгляд, культивирование такого рода нездорового интереса к обыденной жизни чиновников только вредит местному самоуправлению. С одной стороны, мы жалуемся на их излишнюю закрытость и отстраненность. А с другой — сами же не даем быть ближе к народу, высасывая новости из банального выхода чиновника в народ. Смешно смотреть новость, как министр транспорта впервые за 20 лет проехал в автобусе. По мне полезнее, если он каждый день ездил бы на работу на велосипеде.
Чиновник в первую очередь не должен воровать. А все остальное, на мой взгляд, это такая очень лукавая позиция – политика двойных стандартов. Мы хотим видеть в них таких же людей, как мы сами, но почему-то предъявляем к ним какие-то иные требования. И в итоге к чему мы стремимся? Хотим загнать чиновников в какую-то резервацию, чтобы они не общались с простыми людьми? В резервацию, где бы они жили, отдыхали, открывали свои кафе, выпивали бокал вина после работы. Думаю, все, что сегодня допустимо с точки зрения уклада жизни обычного человека, то, что мы позволяем себе, допустимо и в жизни чиновника. Мы просто не вправе требовать с государственных и муниципальных служащих какого-то иного поведения.
Отдельный вопрос, как себя вести чиновнику в ситуациях, когда его «настигли» журналисты. Понятно, что бегать от них нет никакого смысла, впрочем, как и оправдываться. Зачем что-то объяснять, если не виноват. Достаточно заявить, что в данном случае идет вторжение в неприкосновенность частной жизни. А если это журналиста не остановит и сюжет попадет в эфир, подать в суд и попробовать наказать рублем. Надеюсь, что вскоре западным стандартам на ТВ будут соответствовать и западные стандарты ответственности за ущерб, причиненный нематериальным благам.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • В УрФУ идут обыски в кабинетах руководителей вузаВ УрФУ идут обыски в кабинетах руководителей вуза
  • Поездки в Европу станут еще сложнее, зато вырастет доступность УзбекистанаПоездки в Европу станут еще сложнее, зато вырастет доступность Узбекистана
  • Крупная реорганизация в ТМК: три завода в Свердловской области получили новый статусКрупная реорганизация в ТМК: три завода в Свердловской области получили новый статус
  • В российских структурах компаний Canpack и Rockwool введено временное управлениеВ российских структурах компаний Canpack и Rockwool введено временное управление
  • Участки в РФ, на которых должна была появиться IKEA, скупают застройщики жильяУчастки в РФ, на которых должна была появиться IKEA, скупают застройщики жилья
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.