Нужна критическая масса людей, которые хотят работать по-другому. Они и будут «проводниками» инноваций

Работа в иерархичных структурах очень популярна в России. Человек в такой системе имеет понятный алгоритм действий и размытую ответственность за результат. На вершине такой системы находится хари

Работа в иерархичных структурах очень популярна в России. Человек в такой системе имеет понятный алгоритм действий и размытую ответственность за результат. На вершине такой системы находится харизматичный лидер, который спускает «вниз» директивы, «вверх» идут отчеты о проделанной работе. Интересно высказался на эту тему Ицхак Адиезис: «В России у сотрудников компании пассивная позиция, они ждут, что все их проблемы решит big boss. В свою очередь руководители не привыкли слушать подчиненных». Кроме этого, иерархичная модель не гибкая и любое потрясение внешней среды в виде финансового кризиса или выхода на рынок сильного конкурента ставит ее в уязвимое состояние. 

 

Первая попытка изменить такую систему у меня была 12 лет назад в одной из красноярских компаний. Начальник поставил мне задачу: «С сегодняшнего дня ты руководитель отдела и ответственна за работу с клиентами. Если у тебя будут предложения, как можно сделать лучше, всегда приходи». Я вышла от него, окрыленная новой работой, через 10 дней у меня было куча предложений, как изменить продажи и как улучшить обслуживание абонентов. Мы часто встречались по поводу этих предложений, но все заканчивалось разговорами «что еще можно делать…». Реально получилось сделать немногое. Инновации «спотыкались» о людей.

 

Иерархичная структура — это большой треугольник. У каждого человека есть своя «клеточка». Человек видит только фрагмент, который ему разрешен для просмотра. Кто видит картинку целиком? На первый взгляд кажется, что руководитель. На самом деле руководитель не видит и не понимает, что делается «внизу». И любые предложения «снизу» до него просто не доходят. Если даже и доходят, то, чтобы их внедрить, необходимо провести изменения всей системы, а сделать это бывает очень сложно.

 

С этим я столкнулась 3 года назад, когда необходимо было провести изменение в крупной российской компании, а ее собственники не были готовы к изменениям бизнес-модели всей компании. Работая в такой системе, я осознала: собственникам таких компаний даже руководитель нужен как «руки», а не как «голова».

 

Позже, прорабатывая стратегию уже для нового проекта, мы с командой поняли, что для построения сервисной компании нужна другая модель управления. Такую модель мы нашли в западных компаниях Jet Blue, South West Airlines, Mercadona, Media Markt. Ее называют «плоской моделью управления». В ней мы исключаем дублирующие функции между бизнес-образующим звеном и управляющей компанией. А ответственность за результат бизнеса делегируем менеджерам среднего звена.

 

Вот конкретный пример из нашей отрасли — мобильного ритейла. В магазин электроники приходит покупатель, который может описать свое «хочу» на уровне «я слышал, сейчас рекламируется такой-то телефон или хочу камеру красного цвета». Продавцы в иерархичной модели управления не имеют свободы в принятии решений: они действуют по алгоритму — продаю то, что закупила управляющая компания. Исследуя такие компании, мы поняли, они не создают ценности для потребителя, потому что просто обменивают товар на деньги. Покупатель приходит домой и начинает разбираться с инструкцией телефона или просто использует его для звонков, не понимая, какие в нем возможности. В структуре дохода таких компаний большая часть — бонусы от производителей и операторов связи.

 

В нашей модели управления продавцы имеют свободу в принятии решений — они работают с потребностью клиентов и заказывают товар, который нужен потребителю.  Менеджер магазина уполномочен принимать решения о скидках и о том, что поставить сегодня «на полку». Мы делегируем ответственность за бизнес менеджеру магазина. Но для этого менеджер проходит обучение.

 

Создание обучающей среды в компании — стратегический вопрос. В начале это происходило с большим скрипом. Мы продекларировали всем коллегам, что строим компанию нового образца — с предпринимательским подходом к бизнесу, а на деле ничего не получалось. Происходило так же, как и в моем опыте 12 лет назад, — инновации тонули. В это время мне попалась на глаза работа Джона Коттера «8 шагов к изменениям», в ней описан алгоритм проведения изменений. Я поняла, что инновации в компании — это процесс. Его нельзя делать быстро, его нужно пройти целиком. Необходимо собрать критическую массу людей, которые хотят работать по-другому, они и будут «проводниками» инноваций. Поэтому мы с командой вернулись в исходную точку и начали все с начала, отвечая на вопросы: «кто» хочет и «кто» может развивать наш проект?

 

Было тяжело, потому что пришлось расстаться со многими людьми, с которыми была история отношений. Каждый из них принимал решение сам — работать «руками» в иерархичных структурах или уметь брать на себя ответственность, реализовывая свои идеи в нашей компании.

 

Одновременно с этим я осознала и свою ошибку. Мне хотелось, чтобы в компании работали интересные, включенные люди, но мой авторитарный стиль управления и стремление монополизировать все решения подавляли людей. Я искала ответы на вопрос: как мне управлять по-другому? Сейчас я учусь больше слушать людей и молчать, когда у меня есть «лучшее решение» в кармане. Это не всегда получается, но ребята помогают мне — либо приносят на рассмотрение лучшие решения, либо говорят, что им нужно время, чтобы их придумать. Согласна, этот путь более длинный, чем раздача поручений, но он необходим. Создание обучающей атмосферы в компании — это учеба на реальном бизнесе. Поэтому, второе, что я в себе тренирую, — это терпение. Надо терпеливо относиться к людям, позволять им делать ошибки. Пришла к выводу, терпение и любовь должны быть в бизнесе.

 

Часто HR нашей компании находится в дилемме — кого брать на работу — готового под работу специалиста или молодого, не готового специалиста, выпускника вуза. Первый выбор — путь более короткий к прибыли. Но мы выбираем другой путь — решаемся нанимать людей с предпринимательским подходом к бизнесу, даем им свободу для принятия решений, обучаем их на реальном бизнесе.

 

Анжела Рябова

 

 

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.