Общепит. Прирос столовыми

  Д иректор компании «Марс» (заведения «Кабинетъ», «GoodВин») АНДРЕЙ БЛИНОВ вспоминает: до кризиса клиенты посещали заведения общепита по нескольку раз в день — обедали и ужинали, а кто-

 

Директор компании «Марс» (заведения «Кабинетъ», «GoodВин») АНДРЕЙ БЛИНОВ вспоминает: до кризиса клиенты посещали заведения общепита по нескольку раз в день — обедали и ужинали, а кто-то даже и завтракал. «Нередко клиенты даже не заглядывали на цены в меню, просто просили «накрыть поляну». Люди были готовы часто ходить в рестораны и оставлять в них немаленькие деньги», — вспоминает г-н Блинов.

Сейчас «залихватские», «широкие», «сладкие» времена, именно так говорят о прошлом рестораторы, кажутся очень далекими. Игроки красноярского ресторанного рынка признаются: в разгар кризиса приходилось просчитывать самые пессимистичные варианты развития событий. «День, второй, третий, неделя — я с ужасом подсчитывал дни, когда ресторан просто пустовал. Думал, как быть, если «затишье» продлится месяц. Не исключал, что уйду из общепита в другую сферу», — рассказал «ДК» владелец одного из ресторанов Красноярска.

Ведущие рестораторы отмечают: положение на рынке постепенно улучшается — число посетителей в кафе и ресторанах увеличивается. Однако пока люди не готовы оставлять в заведениях общепита суммы, с которыми с легкостью расставались раньше. Вернуться на прежний, докризисный уровень, по оценкам экспертов, можно будет не раньше, чем через два-три года.

Иллюзии
Нет свободных мест

До кризиса потребительский интерес к общепиту в Красноярске был настолько высок, что провести вечер пятницы в кафе или ресторане было большой удачей. Администраторы заведений нередко встречали посетителей фразой: «Извините, мест нет». АНАТОЛИЙ ВАЩЕНКО, директор компании «Бар» (заведения «Свинья и бисер», «Перцы», «Крем» и т. д.): «Часто в тех же «Перцах» найти свободный столик, даже в будние дни, было проблематично. Общепит наилучшим образом вписался в идеологию потребления, царившую тогда. Число заведений в городе, как и число посетителей в них, постоянно увеличивалось».

По данным Красноярскстата, начиная с 2001 г. рынок общепита Красноярского края показывал стабильный рост, в среднем на 15–20% ежегодно. Рестораторы как тиражировали уже готовые проекты, так и открывали новые заведения. Некоторые их них, не боясь экспериментов, даже запускали необычные для Красноярска форматы (кофейня премиум-класса «Likёr», гастропаб «Свинья и бисер» и др.).

По итогам 2008 г., годовой объем рынка общепита Красноярского края составил
14 млрд руб. Президент Сибирской ассоциации гостеприимства, член координационного совета Федерации рестораторов и отельеров России МАРИНА БЕЗФАМИЛЬНАЯ оценила 2008 г. как один из самых удачных периодов для красноярских рестораторов за последние 5 лет: «Практически все крупные ресторанные холдинги запустили новые заведения.
Рынок в среднем вырос на 30%, а по некоторым форматам, например, демократичным заведениям со средним чеком до 500 руб., рост был еще больше — 40–50%».

Страхи
Поход в ресторан только по праздникам

Как вспоминают рестораторы, уже в ноябре 2008 г. стало очевидно: кризис добрался и до них. Спад посетителей достигал 50%, а в некоторых заведениях и 70%, рассказали игроки ресторанного рынка, опрошенные «ДК».

Вслед за частниками к заведениям общественного питания охладели и корпоративные клиенты. В начале декабря многие крупные и средние предприятия отказались от проведения новогодних праздников, запланированных ранее. Андрей Блинов: «Люди звонили один за другим, извинялись и говорили, что обстоятельства вынуждают их отменить «корпоратив». А бюджет тех мероприятий, которые все-таки состоялись, пришлось корректировать в сторону существенного уменьшения».

Большинство рестораторов, даже в разгар кризиса, было уверено: смерть красноярскому рынку общепита не грозит. Директор компании «Владимиров и Ко» ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВ: «Опасений, что все рухнет, у меня не было. По опыту работы в кризис
1998 г. я четко понимал: люди не перестанут ходить в кафе и рестораны. Питание — это базовая человеческая потребность, жертвовать ею, даже в экономически трудное время, люди не будут», — пояснил г-н Владимиров.

Однако экономить на ресторанах стали даже очень обеспеченные люди. «В начале кризиса я заметил, что употреблять дорогие спиртные напитки начали значительно меньше. В январе-феврале дорогой алкоголь перестали заказывать вообще», — рассказал Анатолий Ващенко. По оценкам экспертов, средний чек в премиум-заведениях сократился на 30–40%. Однако поток посетителей в этом сегменте упал незначительно.

В заведениях же среднего ценового уровня число клиентов резко сократилось еще в ноябре. Анатолий Ващенко: «Изначально у нас очень сильно пострадали «Перцы». Это был такой шокирующий удар…»

Желание среднего класса сэкономить на питании привело к росту числа столовых. «В этом году в Красноярске активно развивались заведения дешевого и быстрого питания. Такие, как сеть столовых «Съем слона», «Горожанин». По моим оценкам, этот сегмент прирос на 30–40%. Сегодня для многих экономия даже 50 руб. на обеде — существенная», — говорит ЕВГЕНИЙ ШЕЛЕПОВ (заведения «Суриковъ», «Рыбное место»).

Рестораторы отмечают: в заведениях общепита произошло «обновление» клиента. Евгений Шелепов: «В кафе сейчас можно встретить тех, кто в прежние времена посещал только рестораны. Руководители уровня выше среднего даже проводят здесь деловые переговоры».

Удержать клиента в период кризиса стало для рестораторов задачей номер один.

«Во многих заведениях появились так называемые антикризисные предложения рестораторов, в соответствии с которыми посидеть в ресторане можно от 100 до 300 руб.», — заметила г-жа Безфамильная. Анатолий Ващенко: «Мы старались встать на сторону потребителя, предлагать ему то, за что он будет готов заплатить. Так, в «Перцах» вводили бизнес-ланчи, противником которых я был всегда».

Многие ввели различные дополнительные услуги в своих заведениях. Так, сегодня в нескольких недорогих кафе клиентам предлагают бесплатный wi-fi, в пиццериях выступают диджеи, и даже некоторые столовые перешли на круглосуточный режим работы.

Возможности
Аренда перестала «кусаться»

 Эксперты отмечают: кризис заставил оптимизировать бизнес-процессы. Ужимали рестораторы все возможные статьи расходов: арендную плату, заработную плату, экономить пришлось даже на  салфетках и средствах для мытья посуды. Анатолий Ващенко: «Оптимизация, которую мы провели, дала нам запас прочности в самые тяжелые месяцы. Не поверите, всего лишь наладив контроль за использованием чистяще-моющих средств, мы сэкономили на них в разы!»

В результате оптимизации персонала рынок труда сжался, что значительно повысило лояльность работников. Попросту говоря, люди стали «держаться» за свои рабочие места. Анатолий Ващенко отмечает: в общении с персоналом исчез элемент «шантажа». «До кризиса постоянно приходилось находиться в ситуации выбора: потерять работника или увеличить ему зарплату. В кризис рынок труда уменьшился, возник круг незадействованных людей. Перед выбором «или-или» сегодня меня как руководителя уже никто не ставит», — сказал г-н Ващенко.

Андрей Блинов рассказал: кризис позволил ему усилить штат профессиональными кадрами. «Если раньше у нас работало два официанта низкой квалификации, то сегодня мы заменили их одним более квалифицированным работником», — рассказал г-н Блинов.

Кроме того, кризис снял, пожалуй, самую главную проблему рестораторов — высокие арендные ставки и, как следствие, дефицит помещений для запуска новых проектов. Владимир Владимиров: «До кризиса ощущался большой дефицит площадей, а сейчас наоборот — сами звонят и предлагают занять помещения в центре города, в торговых комплексах». «Сегодня арендная плата достигла разумного уровня. Недавно мы рассматривали помещение на Взлетке, цена аренды — всего 450 руб. за кв. м, а это первая линия — центральная улица. Раньше такое даже и не снилось», — рассказывает Анатолий Ващенко.

Однако пока рестораторы не готовы использовать эту возможность. Даже Владимир Владимиров — ресторатор, в прежние времена открывавший по новому заведению чуть ли не каждый месяц, усомнился в целесообразности запуска в кризис нового проекта. «Вновь появившиеся возможности сейчас никому не нужны. Пока лучше заниматься поддержанием уже работающих заведений. Новое заведение потребует значительных инвестиций не только в его открытие, но и в раскрутку», — говорит г-н Владимиров.

В будущее красноярского рынка общепита рестораторы смотрят осторожно-оптимистично. Анатолий Ващенко: «Я не ожидаю огромного роста на рынке, но чувствую, что ситуация постепенно улучшается».

По мнению многих игроков, одной из примет того, что рынок начал подниматься, стал спрос на новогодние «корпоративы». Число заказов в этом году в несколько раз больше, чем в прошлом. «Думаю, что сейчас точка дна уже пройдена и начинается пусть медленный, но рост. Достаточно много заказов на проведение новогодних «корпоративов», — сказал Андрей Блинов.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.