Обзор ДК: Агентства по подбору персонала

эксперты Наталья Дьячук директор компании «КАД рекрутинг» Нина Корнеева директор КА «Докерт-Юкон» Ольга Орлова генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал» Полин

Красноярский рынок кадровых агентств (КА) — один из самых быстрорастущих в Сибири. Между тем, большинство компаний на нем — фирмы-однодневки, которые грешат демпингом. В условиях жесткой конкуренции лидеры вынуждены расширять линейку услуг и двигаться в смежные бизнесы. По прогнозам экспертов, уже через три года в Красноярск зайдут западные рекрутеры, и тогда большинству местных компаний придется покинуть рынок.

эксперты

Наталья Дьячук
директор компании «КАД рекрутинг»
Нина Корнеева
директор КА «Докерт-Юкон»
Ольга Орлова
генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал»
Полина Реберка
директор рекрутинговой компании «Персонал-Сервис»
Людмила Ружилова
директор КА «Анкор-Красноярск»

Сколько компаний работает сегодня на кадровом рынке, точно не знает никто. Старожилы устали вести подсчет новичков. ПОЛИНА РЕБЕРКА, директор рекрутинговой компании «Персонал-Сервис»: ««В 1997 г. было всего четыре игрока. В 2000-м — уже десять. Вернувшись два года назад из двухнедельной командировки, с удивлением обнаружила пять новых агентств. Сегодня в Красноярске работает более 80 КА, новые появляются каждый месяц». По данным директора КА «Анкор-Красноярск» ЛЮДМИЛЫ РУЖИЛОВОЙ, на рынке действуют около 120 агентств.

Пятерка лидеров контролирует половину рынка
Игроки уверены, что молодые компании идут на этот рынок по двум причинам: кажущаяся простота бизнеса и небольшой порог вхождения. Директор КА «Докерт-Юкон» НИНА КОРНЕЕВА: «Они думают, здесь не нужно особого образования и технологий: сегодня организуют фирму, дадут объявление в «бегущей строке», в Интернете скопируют резюме, а завтра к ним выстроятся толпы желающих набрать штат. Но это псевдолегкость. Хорошее агентство так не работает. Уже через месяц такие предприятия закрываются - деньги с клиентов собраны, цель достигнута». По оценке г-жи Корнеевой, сегодня для входа в кадровый бизнес «по минимуму» нужно лишь 15 тыс. руб. - чтобы снять офис, зарегистрироваться и поставить телефон: «Я даже не беру в расчет компьютер. Большинство таких «умельцев» обходятся без него». В то же время директор компании «КАД рекрутинг» НАТАЛЬЯ ДЬЯЧУК отмечает, что для создания агентства, занимающегося квалифицированным поиском персонала, требуется не менее 500 тыс. руб.: «Кадровый бизнес — это постоянное обучение своих сотрудников, современная оргтехника, участие в семинарах, реклама и т. д. Все это требует затрат».
Среди крупных агентств города рекрутеры выделяют пятерку лидеров. В нее входят две федеральные компании — «Анкор» (Москва), «Ориан-Персонал» (Москва) - и три местных игрока: «Докерт-Юкон», «КАД рекрутинг» и «Персонал-Сервис». По мнению г-жи Ружиловой, основной критерий попадания в лидерский пул — работа в кадровом бизнесе не менее пяти лет и портфель крупных, постоянных клиентов: «Наличие у компании масштабных и «долговечных» заказчиков говорит о ее стабильности. Нашему агентству более половины прибыли приносят как раз постоянные клиенты». По оценкам экспертов, на долю лидеров приходится около 50% рынка. Людмила Ружилова: «Примерно 30% составляют «середняки» и не более 20-25% — небольшие компании». Г-жа Ружилова добавляет, что никто из крупных агентств не контролирует более 10% отрасли. Емкость рынка она оценивает примерно в $6 млн.
По данным экспертов, уровень рентабельности этого бизнеса сегодня составляет 5-7%. Нина Корнеева: «Многим кажется, что здесь заоблачная доходность. Но это миф. В хорошие месяцы рентабельность может доходить до 10%, однако это бывает редко».
Новички грешат демпингом
Генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал» ОЛЬГА ОРЛОВА считает, что на местном рынке слишком много компаний по подбору персонала: «В Новосибирске их около 70, но и город больше. В Красноярске около 20 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Но из них пользуются услугами рекрутеров только 30-40%». Г-жа Орлова также отмечает, что лишь около десятка агентств работают профессионально.
Высококонкурентная среда вынуждает некоторых участников рынка прибегать к демпингу. Нина Корнеева: «Демпингуют чаще молодые фирмы. Им надо как–то закрепиться на рынке, и здесь все средства хороши». Г-жа Корнеева рассказывает, что многие новички и даже старожилы берут деньги с кандидатов, что противоречит стандартам работы на этом рынке: «Доходит до того, что соискатель должен оплатить даже заполнение анкеты, мол, «ее посмотрит наш психолог, поможет составить вам резюме». Все это ерунда!». Ольга Орлова: «Например, компания ищет главного бухгалтера. Есть агентства, которые за свои услуги по данной вакансии берут 4-5 тыс. руб. Хотя в солидных КА это стоит в пять-десять раз дороже. Когда мне называют такие маленькие суммы гонораров, я удивляюсь. Невозможно провести качественный поиск за эти деньги». Г-жа Орлова добавляет, что у новичков получается «играть на ценах», поскольку клиенты все еще пытаются сэкономить на подборе персонала: «Особенно это касается малого бизнеса. Большинству компаний кажется, что гонорар в 10-20% от годовой заработной платы кандидата слишком велик. Тем более, когда «соседняя» фирма предлагает услуги в два раза дешевле».
Рекрутеры идут в смежные рынки
Демпинг и конкуренция со стороны небольших компаний заставляют крупные и средние агентства расширять линейку предложений. Многие КА пытаются зайти на смежные рынки: разрабатывают и внедряют обучающие программы, организуют тренинги, привозят иногородних бизнес-гуру. Сегодня около 40 компаний кадрового рынка таким образом диверсифицируют свои риски. Обучающие центры при агентствах есть у «КАД рекрутинга», «Докерт-Юкона», «Агентства кадровых решений». Тренеров привозят «Эксклюзивъ», «Протеже», «Резон» и т. д.
Компании, продвигающие дополнительные услуги, выделяют еще две причины для освоения новых бизнесов. Нина Корнеева: «Консалтинг и рекрутинг — близкие отрасли. Подбирая персонал, мы одновременно консультируем человека. Поэтому нельзя сказать, что мы вышли на чужое поле». Вторую причину обозначила Наталья Дьячук: комплексный подход - один из способов укрепить лояльность существующих и привлечь новых клиентов. «Сначала мы подбирали персонал, обучали его, а с весны прошлого года стали привозить бизнес-тренеров. У нас много клиентов, которые пользуется всеми услугами компании», — говорит г-жа Дьячук.
Помимо захода на смежные рынки, крупные компании пытаются расширить предложение в пределах кадрового бизнеса. По словам Людмилы Ружиловой, за последний год начали активно развиваться аутстаффинг (выведение персонала за штат) и лизинг персонала (финансовая аренда сотрудников) . Сегодня эти услуги оказывают три агентства: «Анкор-Красноярск», «Персонал-Сервис» и «Ориан-Персонал». Есть уже и первые результаты работы в новых направлениях. Так, «Анкор-Красноярск» за год действия аутстаффинга увеличил число заказов на 220%, у «Персонал-Сервиса» на аутстаффинге пять фирм. Людмила Ружилова: «Некоторые компании уже сейчас поняли, что при помощи этих механизмов можно сэкономить. Правда, пока основные заказы у нас идут от западных фирм, в основном работающих в области товаров массового потребления. Местный бизнес все еще осторожен». Полина Реберка: «Аутстаффинг - услуга новая для нашего региона. Некоторые российские компании взяли ее на вооружение только несколько лет назад. На мой взгляд, заказов немного в связи с тем, что для местных предприятий преимущества и выгоды данной услуги пока неочевидны». Нина Корнеева: «Это интересные схемы. Но пока наши компании не готовы их использовать, мы не рискнем ввести их в перечень своих услуг». Ольга Орлова добавляет, что сейчас аутстаффинг и лизинг пользуются спросом у банков и сотовых операторов.
Западные операторы вытеснят местных игроков
По прогнозам аналитиков, через три-пять лет на рынке произойдут структурные изменения — в город могут зайти западные агентства. Людмила Ружилова: «Например, Kelly Service имеет свой филиал в Новосибирске. Я не исключаю, что рано или поздно оно придет и в Красноярск». Г-жа Ружилова уверена, что в такой ситуации у местных небольших компаний есть два пути: войти в альянс с федеральным игроком или выбрать специализацию. По первому пошло крупное местное агентство «Персонал-Сервис» - в прошлом году оно вступило в федеральный альянс Avenue (в его составе 30 агентств по всей России). Полина Реберка: ««Я просто уверена, что будущее за сетевыми проектами. Агентства, которые работают с крупными клиентами только на местном рынке, при появлении московских или западных игроков изначально будут проигрывать в денежном и человеческом ресурсе. Сеть для крупных компаний-клиентов в России дает возможность подобрать персонал в любой точке России из Москвы. Для нас же сеть означает не столько дополнительные заказы, сколько возможность обмена опытом с партнерскими агентствами».
Аналитики полагают, что агентства, не вошедшие в федеральные альянсы, будут искать свободные ниши. Таковой может стать поисковая специализация на той или иной отрасли. Например, компания подбирает только юристов или менеджеров по продажам. Ольга Орлова: «Пока в городе нет ни одного узкоспециализированного агентства. Хотя необходимость в них чувствуется. Практически нет фирм, профессионально занимающихся массовым подбором персонала, что очень важно, например, при открытии больших сетевых магазинов и супермаркетов». Людмила Ружилова считает, что сейчас острый дефицит агентств, занимающихся рекрутингом для общепита: «К нам постоянно обращаются с просьбой — найти поваров, технический персонал, управленцев для ресторанов. Сегодня в Красноярске каждый месяц открывается новое заведение. Доходит до того, что повара «арендуют» у конкурентов на запуск проекта. Если бы было КА, которое знает рынок общепита «от и до» не только в Красноярске, но и по всей России, это решило бы многие проблемы».

Г-жа Ружилова отмечает, что в любом случае с приходом западных компаний в Красноярск число кадровых агентств резко сократится: «Я думаю, через пять-шесть лет в городе останется не больше десяти КА».
Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.