Обзор ДК: Агентства по подбору персонала
эксперты Наталья Дьячук директор компании «КАД рекрутинг» Нина Корнеева директор КА «Докерт-Юкон» Ольга Орлова генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал» Полин
эксперты
Наталья Дьячук
директор компании «КАД рекрутинг»
Нина Корнеева
директор КА «Докерт-Юкон»
Ольга Орлова
генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал»
Полина Реберка
директор рекрутинговой компании «Персонал-Сервис»
Людмила Ружилова
директор КА «Анкор-Красноярск»
Сколько компаний работает сегодня на кадровом рынке, точно не знает никто. Старожилы устали вести подсчет новичков. ПОЛИНА РЕБЕРКА, директор рекрутинговой компании «Персонал-Сервис»: ««В 1997 г. было всего четыре игрока. В 2000-м — уже десять. Вернувшись два года назад из двухнедельной командировки, с удивлением обнаружила пять новых агентств. Сегодня в Красноярске работает более 80 КА, новые появляются каждый месяц». По данным директора КА «Анкор-Красноярск» ЛЮДМИЛЫ РУЖИЛОВОЙ, на рынке действуют около 120 агентств.
Игроки уверены, что молодые компании идут на этот рынок по двум причинам: кажущаяся простота бизнеса и небольшой порог вхождения. Директор КА «Докерт-Юкон» НИНА КОРНЕЕВА: «Они думают, здесь не нужно особого образования и технологий: сегодня организуют фирму, дадут объявление в «бегущей строке», в Интернете скопируют резюме, а завтра к ним выстроятся толпы желающих набрать штат. Но это псевдолегкость. Хорошее агентство так не работает. Уже через месяц такие предприятия закрываются - деньги с клиентов собраны, цель достигнута». По оценке г-жи Корнеевой, сегодня для входа в кадровый бизнес «по минимуму» нужно лишь 15 тыс. руб. - чтобы снять офис, зарегистрироваться и поставить телефон: «Я даже не беру в расчет компьютер. Большинство таких «умельцев» обходятся без него». В то же время директор компании «КАД рекрутинг» НАТАЛЬЯ ДЬЯЧУК отмечает, что для создания агентства, занимающегося квалифицированным поиском персонала, требуется не менее 500 тыс. руб.: «Кадровый бизнес — это постоянное обучение своих сотрудников, современная оргтехника, участие в семинарах, реклама и т. д. Все это требует затрат».
Среди крупных агентств города рекрутеры выделяют пятерку лидеров. В нее входят две федеральные компании — «Анкор» (Москва), «Ориан-Персонал» (Москва) - и три местных игрока: «Докерт-Юкон», «КАД рекрутинг» и «Персонал-Сервис». По мнению г-жи Ружиловой, основной критерий попадания в лидерский пул — работа в кадровом бизнесе не менее пяти лет и портфель крупных, постоянных клиентов: «Наличие у компании масштабных и «долговечных» заказчиков говорит о ее стабильности. Нашему агентству более половины прибыли приносят как раз постоянные клиенты». По оценкам экспертов, на долю лидеров приходится около 50% рынка. Людмила Ружилова: «Примерно 30% составляют «середняки» и не более 20-25% — небольшие компании». Г-жа Ружилова добавляет, что никто из крупных агентств не контролирует более 10% отрасли. Емкость рынка она оценивает примерно в $6 млн.
По данным экспертов, уровень рентабельности этого бизнеса сегодня составляет 5-7%. Нина Корнеева: «Многим кажется, что здесь заоблачная доходность. Но это миф. В хорошие месяцы рентабельность может доходить до 10%, однако это бывает редко».
Новички грешат демпингом
Генеральный директор центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал» ОЛЬГА ОРЛОВА считает, что на местном рынке слишком много компаний по подбору персонала: «В Новосибирске их около 70, но и город больше. В Красноярске около 20 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Но из них пользуются услугами рекрутеров только 30-40%». Г-жа Орлова также отмечает, что лишь около десятка агентств работают профессионально.
Высококонкурентная среда вынуждает некоторых участников рынка прибегать к демпингу. Нина Корнеева: «Демпингуют чаще молодые фирмы. Им надо как–то закрепиться на рынке, и здесь все средства хороши». Г-жа Корнеева рассказывает, что многие новички и даже старожилы берут деньги с кандидатов, что противоречит стандартам работы на этом рынке: «Доходит до того, что соискатель должен оплатить даже заполнение анкеты, мол, «ее посмотрит наш психолог, поможет составить вам резюме». Все это ерунда!». Ольга Орлова: «Например, компания ищет главного бухгалтера. Есть агентства, которые за свои услуги по данной вакансии берут 4-5 тыс. руб. Хотя в солидных КА это стоит в пять-десять раз дороже. Когда мне называют такие маленькие суммы гонораров, я удивляюсь. Невозможно провести качественный поиск за эти деньги». Г-жа Орлова добавляет, что у новичков получается «играть на ценах», поскольку клиенты все еще пытаются сэкономить на подборе персонала: «Особенно это касается малого бизнеса. Большинству компаний кажется, что гонорар в 10-20% от годовой заработной платы кандидата слишком велик. Тем более, когда «соседняя» фирма предлагает услуги в два раза дешевле».
Рекрутеры идут в смежные рынки
Демпинг и конкуренция со стороны небольших компаний заставляют крупные и средние агентства расширять линейку предложений. Многие КА пытаются зайти на смежные рынки: разрабатывают и внедряют обучающие программы, организуют тренинги, привозят иногородних бизнес-гуру. Сегодня около 40 компаний кадрового рынка таким образом диверсифицируют свои риски. Обучающие центры при агентствах есть у «КАД рекрутинга», «Докерт-Юкона», «Агентства кадровых решений». Тренеров привозят «Эксклюзивъ», «Протеже», «Резон» и т. д.
Компании, продвигающие дополнительные услуги, выделяют еще две причины для освоения новых бизнесов. Нина Корнеева: «Консалтинг и рекрутинг — близкие отрасли. Подбирая персонал, мы одновременно консультируем человека. Поэтому нельзя сказать, что мы вышли на чужое поле». Вторую причину обозначила Наталья Дьячук: комплексный подход - один из способов укрепить лояльность существующих и привлечь новых клиентов. «Сначала мы подбирали персонал, обучали его, а с весны прошлого года стали привозить бизнес-тренеров. У нас много клиентов, которые пользуется всеми услугами компании», — говорит г-жа Дьячук.
Помимо захода на смежные рынки, крупные компании пытаются расширить предложение в пределах кадрового бизнеса. По словам Людмилы Ружиловой, за последний год начали активно развиваться аутстаффинг (выведение персонала за штат) и лизинг персонала (финансовая аренда сотрудников) . Сегодня эти услуги оказывают три агентства: «Анкор-Красноярск», «Персонал-Сервис» и «Ориан-Персонал». Есть уже и первые результаты работы в новых направлениях. Так, «Анкор-Красноярск» за год действия аутстаффинга увеличил число заказов на 220%, у «Персонал-Сервиса» на аутстаффинге пять фирм. Людмила Ружилова: «Некоторые компании уже сейчас поняли, что при помощи этих механизмов можно сэкономить. Правда, пока основные заказы у нас идут от западных фирм, в основном работающих в области товаров массового потребления. Местный бизнес все еще осторожен». Полина Реберка: «Аутстаффинг - услуга новая для нашего региона. Некоторые российские компании взяли ее на вооружение только несколько лет назад. На мой взгляд, заказов немного в связи с тем, что для местных предприятий преимущества и выгоды данной услуги пока неочевидны». Нина Корнеева: «Это интересные схемы. Но пока наши компании не готовы их использовать, мы не рискнем ввести их в перечень своих услуг». Ольга Орлова добавляет, что сейчас аутстаффинг и лизинг пользуются спросом у банков и сотовых операторов.
Западные операторы вытеснят местных игроков
По прогнозам аналитиков, через три-пять лет на рынке произойдут структурные изменения — в город могут зайти западные агентства. Людмила Ружилова: «Например, Kelly Service имеет свой филиал в Новосибирске. Я не исключаю, что рано или поздно оно придет и в Красноярск». Г-жа Ружилова уверена, что в такой ситуации у местных небольших компаний есть два пути: войти в альянс с федеральным игроком или выбрать специализацию. По первому пошло крупное местное агентство «Персонал-Сервис» - в прошлом году оно вступило в федеральный альянс Avenue (в его составе 30 агентств по всей России). Полина Реберка: ««Я просто уверена, что будущее за сетевыми проектами. Агентства, которые работают с крупными клиентами только на местном рынке, при появлении московских или западных игроков изначально будут проигрывать в денежном и человеческом ресурсе. Сеть для крупных компаний-клиентов в России дает возможность подобрать персонал в любой точке России из Москвы. Для нас же сеть означает не столько дополнительные заказы, сколько возможность обмена опытом с партнерскими агентствами».
Аналитики полагают, что агентства, не вошедшие в федеральные альянсы, будут искать свободные ниши. Таковой может стать поисковая специализация на той или иной отрасли. Например, компания подбирает только юристов или менеджеров по продажам. Ольга Орлова: «Пока в городе нет ни одного узкоспециализированного агентства. Хотя необходимость в них чувствуется. Практически нет фирм, профессионально занимающихся массовым подбором персонала, что очень важно, например, при открытии больших сетевых магазинов и супермаркетов». Людмила Ружилова считает, что сейчас острый дефицит агентств, занимающихся рекрутингом для общепита: «К нам постоянно обращаются с просьбой — найти поваров, технический персонал, управленцев для ресторанов. Сегодня в Красноярске каждый месяц открывается новое заведение. Доходит до того, что повара «арендуют» у конкурентов на запуск проекта. Если бы было КА, которое знает рынок общепита «от и до» не только в Красноярске, но и по всей России, это решило бы многие проблемы».
Г-жа Ружилова отмечает, что в любом случае с приходом западных компаний в Красноярск число кадровых агентств резко сократится: «Я думаю, через пять-шесть лет в городе останется не больше десяти КА».