Обзор ДК: Бизнес-образование - 08.10.2007
эксперты Наталья Дьячук директор компаний «КАД рекрутинг», «Харизма Красноярск» Геннадий Литвинович директор бизнес-школы «Инопроф» Илья Ломакин исполнительный директор DISCOVERY Resear
Наталья Дьячук
директор компаний «КАД рекрутинг», «Харизма Красноярск»
Геннадий Литвинович
директор бизнес-школы «Инопроф»
Илья Ломакин
исполнительный директор DISCOVERY Research Group
Алексей Молчанов
учредитель тренинговой компании «В&В»
Татьяна Суетова
директор бизнес-школы «ЛИНК»
Ефим Чеботарев
директор компании «ТренингХолл»
Игроки местного рынка бизнес-образования утверждают, что сегодня о серьезной конкуренции на нем говорить еще рано. «У наших соседей-новосибирцев только в сегменте краткосрочного образования работают около 200 организаций. В Красноярске же я вижу не более 10 тренинговых фирм», — приводит пример директор компаний «КАД рекрутинг», «Харизма Красноярск» НАТАЛЬЯ ДЬЯЧУК. Г-жу Дьячук поддерживает ЕФИМ ЧЕБОТАРЕВ, директор компании «ТренингХолл»: «Конкуренция в Красноярске на рынке БО смешная — с регионами европейской части России ее не сравнить».
Среди участников местного рынка бизнес-образования так и не возникло единого понимания БО. Директор бизнес-школы «ЛИНК» ТАТЬЯНА СУЕТОВА объясняет этот термин широко: «В это понятие я включаю все возможные пути получения образования на базе имеющегося, будь то краткосрочные или долгосрочные занятия». Однако директор бизнес-школы «Инопроф» ГЕННАДИЙ ЛИТВИНОВИЧ считает, что для российского рынка такое понятие неприменимо. «Я против использования термина «бизнес-образование» вообще. Корректнее было бы выражаться такими определениями, как тренинговое, профессиональное образование и т.п.», — сказал г-н Литвинович.
Большинство экспертов готовы говорить лишь о сегментах, в которых они работают, но не о рынке в целом. Геннадий Литвинович называет не более десяти компаний, занимающихся профессиональным обучением в Красноярске. «Из тренинговых компаний я могу выделить не более 10-15, не считая кадровые агентства, которые тоже занимаются обучением», — говорит Ефим Чеботарев. Что же касается программы MBA, то сегодня в Красноярске работать по ней имеют право только два учреждения — Представительство Международного института менеджмента «ЛИНК» и СФУ (бывший КрасГУ).
Участники рынка также отмечают, что крепкие позиции в Красноярске у тренеров-фрилансеров. По разным оценкам, они держат от 10 до 15% сектора краткосрочного бизнес-образования. АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ, учредитель тренинговой компании «B&B», считает, что такая ситуация в сегменте тренингов неизбежна: «Мировая практика показывает, что 5-10% игроков на нем — фрилансеры. На Западе, конечно, это именитые тренеры. Но что можно спрашивать с местного рынка, когда, по большому счету, он еще формируется?»
Эксперты так определили лидирующие группы: в сегменте краткосрочного образования — «ТренингХолл», «Бест Бизнес Консалтинг+», «Харизма Красноярск», «Протеже». «Инопроф», «КАД рекрутинг» и УЦ СКТБ «Наука» — среди учреждений, дающих профессиональное образование. Бизнес-школа «ЛИНК» — лидер в области обучения по программе MBA.
Аналитики считают, что емкость местного рынка БО — примерно 200 млн руб. Алексей Молчанов: «Я полагаю, минимальная емкость рынка краткосрочного бизнес-образования Красноярска равна 150 млн руб». Обучение же профессиональным навыкам, по оценке Геннадия Литвиновича, обходится красноярцам примерно в 40 млн руб. «Через «ЛИНК» за год проходит около 10 млн руб. Долю же нашего конкурента, Сибирского федерального университета, также работающего по программе MBA, нам посчитать сложно», — сказала Татьяна Суетова.
Самым доходным, по словам специалистов, на рынке БО по-прежнему считается сегмент тренингов: работа в нем не требует серьезных капиталовложений. Большинство экспертов оценивают доходность профессиональных курсов в 20-27%, а тренингов — в 40-50%. С этим мнением согласна Татьяна Суетова: «Красноярское представительство Международного института менеджмента «ЛИНК» около 50% прибыли тратит на образовательные программы и получение возможности работать под международным брендом». Кроме того, на краткосрочное образование потребитель откликается охотнее всего. По оценке Алексея Молчанова, сектор тренингов и семинаров вырос за минувший год примерно наполовину. Тогда как рост долгосрочного сегмента БО, по мнению Геннадия Литвиновича, составил 20-30%.
Сегодня в основном учатся участники конкурентных рынков
Игроки рынка БО фиксируют, что популярность бизнес-образования в Красноярске растет. «Еще пару лет назад обучение по программе Международного института менеджмента было диковинкой для местных бизнесменов. Сегодня же наш потенциальный потребитель — владелец бизнеса или ключевой управленец — в курсе того, чему учат в «ЛИНКе», — говорит г-жа Суетова.
Ефим Чеботарев: «По своей компании я вижу, что спрос на местном рынке БО превышает предложение. Все наши тренеры на данный момент заняты полностью. Поэтому мы ежегодно «воспитываем» по одному-два новых специалиста».
Обучать персонал начинают компании, руководители которых сами постоянно учатся, отмечает Наталья Дьячук: «Все идет от головы. Если владелец бизнеса или топ-менеджер все время учится, то такой руководитель понимает целесообразность и необходимость в обучении подчиненных, иначе «говорить» они будут на «разных языках». Тогда и двигаться к единой цели будет сложнее». Алексей Молчанов утверждает, что крупные игроки наиболее конкурентных рынков в городе первыми почувствовали на себе необходимость в образовании. «Когда качество — одна из важнейших составляющих успеха, компании начинают обучать сотрудников. Создают корпоративные университеты или чаще всего обращаются к тренинговым организациям. Так, из 250-300 игроков рынка недвижимости Красноярска около 15-20 крупнейших риэлторских фирм систематически обучают свой персонал», — привел пример г-н Молчанов. Аналитики в том числе заметили высокий интерес к БО со стороны участников рынков общепита и ритейла.
Повышенный интерес к бизнес-образованию эксперты также связывают и со сравнительно невысокой его стоимостью. Например, средняя цена корпоративного тренинга в Красноярске составляет от 15 до 20 тыс. руб. в день. А в Москве подобных цен уже давно нет. «Средняя стоимость одного тренингового дня в столице сегодня — $2,5 тыс. Самая высокая цена, насколько я знаю, доходит до $7 тыс. за день», — рассказал исполнительный директор столичной компании DISCOVERY Research Group ИЛЬЯ ЛОМАКИН.
Компании хотят получить корпоративные заказы
Сейчас, по словам г-жи Дьячук, в Красноярске наиболее популярны тренинги специалистов-продажников. Наталья Дьячук: «Мы предлагаем клиенту также тренинги по командопостроению, которые в условиях кадрового дефицита становятся очень востребованными. Владельцы же бизнеса часто выбирают так называемые «мировоззренческие» программы — они нужны для создания стратегии развития компании».
Геннадий Литвинович говорит, что из всех образовательных направлений, в которых работает его бизнес-школа, особенно популярны творческие. Наталья Дьячук добавляет, что в УЦ «КАД рекрутинг» неизменно стабилен спрос на курсы по обучению 1С.
Что же касается бизнес-школы «ЛИНК», то, по словам Татьяны Суетовой, модули (трехмесячные программы) пользуются большим спросом, чем программа MBA. «Примерно половина слушателей первой базовой программы «Менеджер-профессионал» переходит далее на второй год обучения. А уже из этих людей, в свою очередь, только половина идет на MBA», — уточняет г-жа Суетова. Сегодня, отмечают эксперты, многие участники рынка БО делают ставку на корпоративный сегмент. Ефим Чеботарев: «С самого начала мы ясно очертили круг своей целевой аудитории. «Тренинг- Холл» работает только в сегменте B2B». Наталья Дьячук: «Корпоративный сектор гораздо выгоднее, нежели работа с открытыми тренингами, поэтому по- следних мы проводим лишь около 2-3 в месяц». В компании «B&B», по словам Алексея Молчанова, открытые тренинги проводятся больше в целях продвижения, а также для руководителей высшего и среднего звена. «Чтобы клиент мог посмотреть, как мы работаем, и убедиться, стоит ли ему заказывать корпоративный тренинг, мы обычно предлагаем ему посетить открытое мероприятие», — делится г-н Молчанов.
Кроме того, эксперты отмечают, что сегодня местные игроки постепенно начинают выстраивать индивидуальные корпоративные программы бизнес-образования. «Если раньше красноярские тренинговые компании пользовались стандартизированными модульными продуктами на основе западных бизнес-технологий, то сегодня все более популярны программы, разрабатываемые под конкретные задачи и под конкретные проекты конкретных заказчиков», — говорит Наталья Дьячук. «Местные тренеры также выходят на тот уровень, когда они постоянно занимаются обучением сотрудников одной компании. Это тоже положительно сказывается на качестве услуги», — отмечает Ефим Чеботарев.
Местные игроки будут укрупняються за счет сотрудничества с внешними компаниями
Еще год назад местные аналитики предполагали, что красноярский рынок бизнес-образования в ближайшее время «осадят» федеральные компании. Но сегодня эксперты оценили долю внешних игроков на местном рынке не более чем в 5%. Геннадий Литвинович согласен с коллегой: «Насколько мне известно, московские компании в Красноярске в минусе».
Наталья Дьячук считает, что, несмотря на динамичный рост местного рынка БО, федералы неактивны в Красноярске из-за небольшой его емкости: «С теми бюджетами, которыми оперируем мы сегодня, не все московские компании готовы работать. Тем более им сложно это делать на расстоянии».
Однако Илья Ломакин утверждает, что организациям из Москвы и Санкт-Петербурга очень интересны регионы. «Если столичный рынок растет ежегодно в среднем на 10%, то в регионах рост составляет около 40%. Этот факт делает рынки БО крупнейших городов России очень привлекательными. Уже сейчас некоторые московские и питерские компании более половины заказов получают из регионов. Думаю, эта тенденция лишь усилится», — замечает г-н Ломакин.
По мнению Геннадия Литвиновича, ближайшие изменения, которые коснутся сегмента долгосрочного бизнес-образования Красноярска, — уход мелких демпингующих компаний. «Сегодня на рынке очень много однодневок, которые еле сводят концы с концами. Они будут вынуждены уйти, поскольку потребитель все чаще требует качества», — считает г-н Литвинович.
Перспектива местных фирм, предоставляющих услуги бизнес-образования, — в укрупнении, заявляет Ефим Чеботарев. «Поработав лишь с тренингами, мы пришли к выводу, что этого недостаточно. Поэтому приняли решение развить свою структуру и работать по типу холдинга. К концу года мы будем функционировать как Sistem development holding (SDH)», — поясняет директор «ТренингХолла». Холдинг станет оказывать услуги разных видов консалтинга и бизнес-обучения. «Это совмещение поможет нам лучше понимать, что нужно компаниям-клиентам», — пояснил директор «ТренингХолла». В процессе создания холдинга Ефим Чеботарев уже подписал партнерские соглашения с новосибирцами — Alexagroup — и москвичами — PMO. «У внешних игроков мы будем черпать опыт в вопросах кадрового консалтинга, управления проектами и, конечно же, коучинга», — заключил Ефим Чеботарев.
Татьяна Суетова: «Сегодня портрет среднестатистического студента «ЛИНКа» — собственник или ведущий топ-менеджер 30-33 лет. Думаю, что вскоре расширится возрастная аудитория наших слушателей. Кроме того, считаю, что в ближайшем будущем в полной мере необходимость учиться ощутят не только мужчины, но и женщины».
Помимо этого, по мнению экспертов, будет меняться и содержание бизнес-образования. Например, «ЛИНК» сейчас готовит к выходу программу более высокого уровня — DBA (Doctor of Business Administration). «DBA и MBA — это разные степени. Если говорить об уровне, то, безусловно, у DBA он выше, а сам курс — продолжительнее по времени. И спрос на такое образование обязательно будет — европейская практика уже подтверждает это», — подвела итог Татьяна Суетова.
детали
Самые популярные в России формы краткосрочного бизнес-образования:
- практические семинары
- лекции
- консультационные семинары
- тренинги и деловые игры
- конференции
- экспертные семинары
- инновационные игры
2008 год станет «пиковым» в развитии российского рынка бизнес-образования
Темпы роста объема российского рынка бизнес-образования, в % к предыдущему году
в 2006 году — на 15%
в 2007 году — на 30%
в 2008 году — на 33% (по прогнозам)