Обзор ДК: Бизнес-образование - 08.10.2007

эксперты Наталья Дьячук директор компаний «КАД рекрутинг», «Харизма Красноярск» Геннадий Литвинович директор бизнес-школы «Инопроф» Илья Ломакин исполнительный директор DISCOVERY Resear

Красноярский рынок бизнес-образования крепко держат в своих руках местные игроки. По оценке экспертов, доля федералов на нем составляет не больше 5%. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы с ростом потребности в обучении доля внешних компаний увеличится, а местные игроки будут укрупняться, развивать новые направления и осваивать смежные рынки.
эксперты

Наталья Дьячук
директор компаний «КАД рекрутинг», «Харизма Красноярск»
Геннадий Литвинович
директор бизнес-школы «Инопроф»
Илья Ломакин
исполнительный директор DISCOVERY Research Group
Алексей Молчанов
учредитель тренинговой компании «В&В»
Татьяна Суетова
директор бизнес-школы «ЛИНК»
Ефим Чеботарев
директор компании «ТренингХолл»

Игроки местного рынка бизнес-образования утверждают, что сегодня о серьезной конкуренции на нем говорить еще рано. «У наших соседей-новосибирцев только в сегменте краткосрочного образования работают около 200 организаций. В Красноярске же я вижу не более 10 тренинговых фирм», — приводит пример директор компаний «КАД рекрутинг», «Харизма Красноярск» НАТАЛЬЯ ДЬЯЧУК. Г-жу Дьячук поддерживает ЕФИМ ЧЕБОТАРЕВ, директор компании «ТренингХолл»: «Конкуренция в Красноярске на рынке БО смешная — с регионами европейской части России ее не сравнить».

На местном рынке БО вращается около 200 миллионов рублей
Среди участников местного рынка бизнес-образования так и не возникло единого понимания БО. Директор бизнес-школы «ЛИНК» ТАТЬЯНА СУЕТОВА объясняет этот термин широко: «В это понятие я включаю все возможные пути получения образования на базе имеющегося, будь то краткосрочные или долгосрочные занятия». Однако директор бизнес-школы «Инопроф» ГЕННАДИЙ ЛИТВИНОВИЧ считает, что для российского рынка такое понятие неприменимо. «Я против использования термина «бизнес-образование» вообще. Корректнее было бы выражаться такими определениями, как тренинговое, профессиональное образование и т.п.», — сказал г-н Литвинович.

Большинство экспертов готовы говорить лишь о сегментах, в которых они работают, но не о рынке в целом. Геннадий Литвинович называет не более десяти компаний, занимающихся профессиональным обучением в Красноярске. «Из тренинговых компаний я могу выделить не более 10-15, не считая кадровые агентства, которые тоже занимаются обучением», — говорит Ефим Чеботарев. Что же касается программы MBA, то сегодня в Красноярске работать по ней имеют право только два учреждения — Представительство Международного института менеджмента «ЛИНК» и СФУ (бывший КрасГУ).

Участники рынка также отмечают, что крепкие позиции в Красноярске у тренеров-фрилансеров. По разным оценкам, они держат от 10 до 15% сектора краткосрочного бизнес-образования. АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ, учредитель тренинговой компании «B&B», считает, что такая ситуация в сегменте тренингов неизбежна: «Мировая практика показывает, что 5-10% игроков на нем — фрилансеры. На Западе, конечно, это именитые тренеры. Но что можно спрашивать с местного рынка, когда, по большому счету, он еще формируется?»

Эксперты так определили лидирующие группы: в сегменте краткосрочного образования — «ТренингХолл», «Бест Бизнес Консалтинг+», «Харизма Красноярск», «Протеже». «Инопроф», «КАД рекрутинг» и УЦ СКТБ «Наука» — среди учреждений, дающих профессиональное образование. Бизнес-школа «ЛИНК» — лидер в области обучения по программе MBA.

Аналитики считают, что емкость местного рынка БО — примерно 200 млн руб. Алексей Молчанов: «Я полагаю, минимальная емкость рынка краткосрочного бизнес-образования Красноярска равна 150 млн руб». Обучение же профессиональным навыкам, по оценке Геннадия Литвиновича, обходится красноярцам примерно в 40 млн руб. «Через «ЛИНК» за год проходит около 10 млн руб. Долю же нашего конкурента, Сибирского федерального университета, также работающего по программе MBA, нам посчитать сложно», — сказала Татьяна Суетова.

Самым доходным, по словам специалистов, на рынке БО по-прежнему считается сегмент тренингов: работа в нем не требует серьезных капиталовложений. Большинство экспертов оценивают доходность профессиональных курсов в 20-27%, а тренингов — в 40-50%. С этим мнением согласна Татьяна Суетова: «Красноярское представительство Международного института менеджмента «ЛИНК» около 50% прибыли тратит на образовательные программы и получение возможности работать под международным брендом». Кроме того, на краткосрочное образование потребитель откликается охотнее всего. По оценке Алексея Молчанова, сектор тренингов и семинаров вырос за минувший год примерно наполовину. Тогда как рост долгосрочного сегмента БО, по мнению Геннадия Литвиновича, составил 20-30%.
Сегодня в основном учатся участники конкурентных рынков
Игроки рынка БО фиксируют, что популярность бизнес-образования в Красноярске растет. «Еще пару лет назад обучение по программе Международного института менеджмента было диковинкой для местных бизнесменов. Сегодня же наш потенциальный потребитель — владелец бизнеса или ключевой управленец — в курсе того, чему учат в «ЛИНКе», — говорит г-жа Суетова.
Ефим Чеботарев: «По своей компании я вижу, что спрос на местном рынке БО превышает предложение. Все наши тренеры на данный момент заняты полностью. Поэтому мы ежегодно «воспитываем» по одному-два новых специалиста».

Обучать персонал начинают компании, руководители которых сами постоянно учатся, отмечает Наталья Дьячук: «Все идет от головы. Если владелец бизнеса или топ-менеджер все время учится, то такой руководитель понимает целесообразность и необходимость в обучении подчиненных, иначе «говорить» они будут на «разных языках». Тогда и двигаться к единой цели будет сложнее». Алексей Молчанов утверждает, что крупные игроки наиболее конкурентных рынков в городе первыми почувствовали на себе необходимость в образовании. «Когда качество — одна из важнейших составляющих успеха, компании начинают обучать сотрудников. Создают корпоративные университеты или чаще всего обращаются к тренинговым организациям. Так, из 250-300 игроков рынка недвижимости Красноярска около 15-20 крупнейших риэлторских фирм систематически обучают свой персонал», — привел пример г-н Молчанов. Аналитики в том числе заметили высокий интерес к БО со стороны участников рынков общепита и ритейла.

Повышенный интерес к бизнес-образованию эксперты также связывают и со сравнительно невысокой его стоимостью. Например, средняя цена корпоративного тренинга в Красноярске составляет от 15 до 20 тыс. руб. в день. А в Москве подобных цен уже давно нет. «Средняя стоимость одного тренингового дня в столице сегодня — $2,5 тыс. Самая высокая цена, насколько я знаю, доходит до $7 тыс. за день», — рассказал исполнительный директор столичной компании DISCOVERY Research Group ИЛЬЯ ЛОМАКИН.
Компании хотят получить корпоративные заказы
Сейчас, по словам г-жи Дьячук, в Красноярске наиболее популярны тренинги специалистов-продажников. Наталья Дьячук: «Мы предлагаем клиенту также тренинги по командопостроению, которые в условиях кадрового дефицита становятся очень востребованными. Владельцы же бизнеса часто выбирают так называемые «мировоззренческие» программы — они нужны для создания стратегии развития компании».

Геннадий Литвинович говорит, что из всех образовательных направлений, в которых работает его бизнес-школа, особенно популярны творческие. Наталья Дьячук добавляет, что в УЦ «КАД рекрутинг» неизменно стабилен спрос на курсы по обучению .
Что же касается бизнес-школы «ЛИНК», то, по словам Татьяны Суетовой, модули (трехмесячные программы) пользуются большим спросом, чем программа MBA. «Примерно половина слушателей первой базовой программы «Менеджер-профессионал» переходит далее на второй год обучения. А уже из этих людей, в свою очередь, только половина идет на MBA», — уточняет г-жа Суетова. Сегодня, отмечают эксперты, многие участники рынка БО делают ставку на корпоративный сегмент. Ефим Чеботарев: «С самого начала мы ясно очертили круг своей целевой аудитории. «Тренинг- Холл» работает только в сегменте B2B». Наталья Дьячук: «Корпоративный сектор гораздо выгоднее, нежели работа с открытыми тренингами, поэтому по- следних мы проводим лишь около 2-3 в месяц». В компании «B&B», по словам Алексея Молчанова, открытые тренинги проводятся больше в целях продвижения, а также для руководителей высшего и среднего звена. «Чтобы клиент мог посмотреть, как мы работаем, и убедиться, стоит ли ему заказывать корпоративный тренинг, мы обычно предлагаем ему посетить открытое мероприятие», — делится г-н Молчанов.
Кроме того, эксперты отмечают, что сегодня местные игроки постепенно начинают выстраивать индивидуальные корпоративные программы бизнес-образования. «Если раньше красноярские тренинговые компании пользовались стандартизированными модульными продуктами на основе западных бизнес-технологий, то сегодня все более популярны программы, разрабатываемые под конкретные задачи и под конкретные проекты конкретных заказчиков», — говорит Наталья Дьячук. «Местные тренеры также выходят на тот уровень, когда они постоянно занимаются обучением сотрудников одной компании. Это тоже положительно сказывается на качестве услуги», — отмечает Ефим Чеботарев.
Местные игроки будут укрупняються за счет сотрудничества с внешними компаниями
Еще год назад местные аналитики предполагали, что красноярский рынок бизнес-образования в ближайшее время «осадят» федеральные компании. Но сегодня эксперты оценили долю внешних игроков на местном рынке не более чем в 5%. Геннадий Литвинович согласен с коллегой: «Насколько мне известно, московские компании в Красноярске в минусе».
Наталья Дьячук считает, что, несмотря на динамичный рост местного рынка БО, федералы неактивны в Красноярске из-за небольшой его емкости: «С теми бюджетами, которыми оперируем мы сегодня, не все московские компании готовы работать. Тем более им сложно это делать на расстоянии».

Однако Илья Ломакин утверждает, что организациям из Москвы и Санкт-Петербурга очень интересны регионы. «Если столичный рынок растет ежегодно в среднем на 10%, то в регионах рост составляет около 40%. Этот факт делает рынки БО крупнейших городов России очень привлекательными. Уже сейчас некоторые московские и питерские компании более половины заказов получают из регионов. Думаю, эта тенденция лишь усилится», — замечает г-н Ломакин.

По мнению Геннадия Литвиновича, ближайшие изменения, которые коснутся сегмента долгосрочного бизнес-образования Красноярска, — уход мелких демпингующих компаний. «Сегодня на рынке очень много однодневок, которые еле сводят концы с концами. Они будут вынуждены уйти, поскольку потребитель все чаще требует качества», — считает г-н Литвинович.
Перспектива местных фирм, предоставляющих услуги бизнес-образования, — в укрупнении, заявляет Ефим Чеботарев. «Поработав лишь с тренингами, мы пришли к выводу, что этого недостаточно. Поэтому приняли решение развить свою структуру и работать по типу холдинга. К концу года мы будем функционировать как Sistem development holding (SDH)», — поясняет директор «ТренингХолла». Холдинг станет оказывать услуги разных видов консалтинга и бизнес-обучения. «Это совмещение поможет нам лучше понимать, что нужно компаниям-клиентам», — пояснил директор «ТренингХолла». В процессе создания холдинга Ефим Чеботарев уже подписал партнерские соглашения с новосибирцами — Alexagroup — и москвичами — PMO. «У внешних игроков мы будем черпать опыт в вопросах кадрового консалтинга, управления проектами и, конечно же, коучинга», — заключил Ефим Чеботарев.

Татьяна Суетова: «Сегодня портрет среднестатистического студента «ЛИНКа» — собственник или ведущий топ-менеджер 30-33 лет. Думаю, что вскоре расширится возрастная аудитория наших слушателей. Кроме того, считаю, что в ближайшем будущем в полной мере необходимость учиться ощутят не только мужчины, но и женщины».
Помимо этого, по мнению экспертов, будет меняться и содержание бизнес-образования. Например, «ЛИНК» сейчас готовит к выходу программу более высокого уровня — DBA (Doctor of Business Administration). «DBA и MBA — это разные степени. Если говорить об уровне, то, безусловно, у DBA он выше, а сам курс — продолжительнее по времени. И спрос на такое образование обязательно будет — европейская практика уже подтверждает это», — подвела итог Татьяна Суетова.
 

детали
Самые популярные в России формы краткосрочного бизнес-образования:

  • практические семинары
  • лекции
  • консультационные семинары
  • тренинги и деловые игры
  • конференции
  • экспертные семинары
  • инновационные игры


2008 год станет «пиковым» в развитии российского рынка бизнес-образования
Темпы роста объема российского рынка бизнес-образования, в % к предыдущему году
в 2006 году — на 15%
в 2007 году — на 30%
в 2008 году — на 33% (по прогнозам)

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.