Обзор ДК: Интернет-провайдеры - 16.10.2006

эксперты Александр Демешко генеральный директор компании «Орион Телеком» Наталья Кузакова начальник службы маркетинга и тарифной политики красноярского филиала компании «Сибирьтелеком» Ст

Свободных от Интернета районов в Красноярске больше нет. Теперь провайдеры в частном секторе разворачивают борьбу за каждого нового абонента, в корпоративном — ломают голову над тем, как переманить пользователей у соседа. В ближайшее время конкуренцию усилят федеральные компании, заинтересовавшиеся местным рынком.

эксперты

Александр Демешко
генеральный директор компании «Орион Телеком»
Наталья Кузакова
начальник службы маркетинга и тарифной политики красноярского филиала компании «Сибирьтелеком»
Станислав Кухаренко
директор ГК «Взлетка.net»
Иван Малышев
директор компании «Энергия»
Олег Морозов
заместитель директора направления наземных сетей связи КБ «Искра»
Максим Петенев
заместитель коммерческого директора компании «СибТрансТелеКом»
Павел Симонов
генеральный директор компании «Крастелеком»
Андрей Тараник
главный инженер компании «Интертакс»
Александр Чеглыгбашев
начальник отдела корпоративных продаж красноярского филиала компании «Голден Телеком»

Поданным исследовательской компании IKS Консалтинг, сегмент услуг интернет-доступа — один из самых динамичных в российской телекоммуникационной отрасли. Его рост в 2005 г. составил около 40%. По оценкам местных провайдеров, показатели красноярского рынка интернет-услуг не уступают общероссийским. А в отдельных направлениях, например, подключении по технологии ADSL , он за последний год вырос более чем на 100%.

Мелкие игроки уходят с рынка
Компания «Сибирьтелеком» летом 2006 г. провела собственное исследование уровня проникновения Интернета в Красноярск. По его результатам, 56% красноярских семей (или домохозяйств) имеют компьютеры. Из них чуть менее половины пользуются услугой доступа в Интернет, то есть в сеть сейчас выходят примерно из каждой пятой квартиры города. Для сравнения, средний показатель проникновения по России — около 10%.
По оценке директора компании «Энергия» ИВАНА МАЛЫШЕВА, высокий потребительский спрос на краснояр­ском рынке интернет-провайдинга пытаются удовлетворить около 150 компаний. Большая часть из них работает нелегально: без лицензии и разрешительной документации. Такие игроки, как правило, локальны, их сети охватывают несколько домов. Заместитель директора направления наземных сетей связи КБ «Искра» ОЛЕГ МОРОЗОВ считает, что число активных участников этого рынка постоянно и составляет примерно 30 компаний. Они обслуживают все районы города, включая окраины. «Из них около 10 — провайдеры, созданные на базе телефонных операторов: «Голден Телеком», «Сибирьтелеком», «Флик», КБ «Искра» и др. Несколько компаний работают по технологии «прямого включения», они ориентированы на корпоративный сектор: «Интертакс», «Крастелеком», «Энергия». И около 20 разнокалиберных кампусных сетей: «Взлетка.net», «Орион Телеком», «Скала», «Саяны», «Игра Сервис» и т. д.», — уточняет г-н Морозов. Группу лидеров формируют 7-10 компаний. Им, по разным оценкам, принадлежит около 70-80% рынка.
По наблюдениям директора ГК «Взлетка.net» СТАНИСЛАВА КУХАРЕНКО, сейчас на рынке идет процесс отмирания сетей «пионерского» характера: «В последнее время наблюдается слияние совсем неразвитых участников рынка с более крупными сетями». Главный инженер компании «Интертакс» АНДРЕЙ ТАРАНИК: «На рынке идет укрупнение: компании, имеющие до 500-1000 абонентов, не выдерживают конкуренции с более крупными операторами. Скупаются безымянные сети на окраинах, про которые никто и не слышал. По моей информации, такие покупки более активны на правом берегу».
Уже есть примеры покупок компаний «с именем»: в 2003 г. федеральный оператор связи ГК «Голден Телеком» приобрел местных операторов связи «Сибчелендж-Телеком» и «Тел». АЛЕКСАНДР ДЕМЕШКО, генеральный директор «Орион Телекома»: «Наша компания также появилась путем покупки двух провайдеров: «КРК» и «Утренняя сеть» были объединены новым собственником под другим брендом».
Укрупнение участников рынка во многом продиктовано снижающейся доходностью бизнеса. «Рентабельность услуги пять-семь лет назад была сказочной: она могла достигать 100-300%. Растущая конкуренция серьезно уронила доходность. Сейчас она выходит на среднерыночные показатели, примерно в 30%», — рассказал генеральный директор компании «Крастелеком» ПАВЕЛ СИМОНОВ.
Рынок интернет-провайдеров будет прирастать частным сектором
Как рассказал заместитель коммерческого директора компании «СибТрансТелеКом» МАКСИМ ПЕТЕНЕВ, рынок интернет-провайдеров неоднороден. Традиционно он подразделяется по пользователям и видам доступа.
«Все серьезные провайдеры Красноярска  — это так называемые операторы «первого уровня». Они приобретают трафик у российских магистральных операторов оптом и реализуют его мелким компаниям», — рассказал г-н Петенев.
«Каждый более-менее крупный игрок стремится выйти на рынок межоператорских отношений, проще говоря, оптовый. Но на сегодня это направление бизнеса теряет свою актуальность», — считает Олег Морозов. По его словам, раньше на перепродаже трафика можно было заработать 300-400 руб. с одного гигабайта, сейчас же из-за постепенного снижения цен на услугу маржа упала до 60-90 руб.
О невысокой рентабельности этого направления заявили и в ГК «Голден Телеком». АЛЕКСАНДР ЧЕГЛЫГБАШЕВ, начальник отдела корпоративных продаж красноярского филиала «Голден Телекома»: «Межоператорский бизнес — это хорошие доходы, но рентабельность их всегда ниже, чем, например, по корпоративным клиентам. В наших доходах от Интернета WHS составляет 16%».
Самым денежноемким сегментом на рынке считается корпоративный. По оценке Ивана Малышева, трафик у юридических лиц примерно в 10 раз больше, чем у частников. НАТАЛЬЯ КУЗАКОВА, начальник службы маркетинга и тарифной политики красноярского филиала компании «Сибирьтелеком»: «Корпоративный клиент наиболее платежеспособен, доходность от него самая высокая».
Александр Чеглыгбашев оценил уровень проникновения Интернета на рынке юридических лиц в 94-99% — для крупного и среднего бизнеса и в 70-75% — для мелкого. По его мнению, корпоративный сегмент уже практически охвачен Интернетом. Рост пользователей здесь возможен за счет появления на рынке новых компаний, смены технологии доступа в Интернет, а также за счет перераспределения клиентских баз операторов. «Возможности экстенсивного развития практически исчерпаны. На корпоративном рынке начинается жесткая конкуренция, я бы даже сказал, «грызня». Особенно в центре города, в офисных зданиях, где самые платежеспособные и емкие по потреблению трафика абоненты. Там уже присутствуют по 3-6 операторов, которые «перетягивают» друг у друга клиентов», — сказал Олег Морозов.
В данной ситуации наиболее перспективной нишей многие операторы считают сектор физических лиц, где проникновение Интернета составляет 15-20%. Эксперты уверены, что у этого сектора огромный потенциал. Наталья Кузакова: «Думаю, максимальное проникновение здесь будет на уровне 60%. При общем уровне компьютеризации 80%. А может, и выше, ведь никто не ожидал, что у сотовой связи оно достигнет 150%. Так и здесь: верхнюю границу прогнозировать сложно».
В последние два года в нишу физических лиц, ранее занятую в основном домашними сетями, вторгаются связисты. Иван Малышев: «Крупные операторы, чьи доходы от основной деятельности падают, активно вторгаются в среду интернетчиков». Операторы связи этот факт не отрицают. «Для «Сибирьтелекома» интернет-провайдинг обозначен как приоритетное направление. Доходность его выше, чем проводной телефонии и других наших услуг», — рассказала Наталья Кузакова. Для физлиц компания предлагает услуги широкополосного доступа по технологии ADSL и коммутируемый доступ в Интернет. В «Голден Телекоме» также отметили, что их компания намерена активно работать на рынке физических лиц.
Коммутируемый доступ в Интернет останется в прошлом
Росту рынка, по мнению экспертов, способствует и увеличение числа технологий доступа в Интернет. Практика показывает, что пользователь идет по цепочке: Dial-up — кампус — ADSL. Каждый новый способ подключения оптимизирует соотношение «цена-качество». «Сейчас на местном рынке схлестнулись технологии Ethernet со стороны кампусных сетей и ADSL со стороны телефонных операторов. Последние ведут достаточно агрессивную борьбу за абонента, например, некоторые дарят оборудование. В этой ситуации домашним сетям становится непросто», — сказал Олег Морозов.
Станислав Кухаренко уверен: несмотря на серьезный финансовый ресурс и агрессивное продвижение телефонных операторов, домашние сети останутся на рынке хотя бы потому, что они более гибкие и мобильные, чем связисты. Клиенту достаточно позвонить в кампусную сеть, и через день у него будет выход в Интернет. У телефонных операторов это займет больше времени, к тому же у них много формальных требований, к оформлению услуги, например. По мнению Станислава Кухаренко, сейчас домашним сетям, чтобы удержаться на рынке, необходимо начать наращивать дополнительные контент-услуги и совершенствовать сервис.
Наряду с проводными коммуникациями, на рынке появляются и технологии беспроводного подключения. Крупные операторы рынка, в частности, «КБ «Искра», «Сибирьтелеком», заявили о намерении выстроить сети хот-спотов — точек радиодоступа в Интернет по технологии Wi-Fi. Участники рынка верят, что в ближайшей перспективе в городе появится и более совершенная технология — WiMAX, позволяющая создавать 3-7-километровые зоны широкополосного беспроводного доступа в Интернет.
Единственная технология, в перспективы которой не верят провайдеры, — это Dial-up. Эксперты отмечают, что сейчас этот низкоскоростной способ доступа занимает значительное место на рынке. По некоторым оценкам, 40-50% от всех подключений. Но в будущем доля Dial-up будет падать, хотя совсем с рынка он не исчезнет. Александр Чеглыгбашев: «Коммутированный доступ останется для пользователей-новичков и малобюджетных абонентов».
По оценкам Павла Симонова, доля Dial-up сократится в ближайшие 2-3 года до 10-15%. Пока же провайдеры не намерены от него отказываться, так как это все еще рентабельная и востребованная услуга.
Безлимитные тарифы — ближняя перспектива
Серьезных перемен владельцы сетей ждут в сегменте магистральных операторов (провайдеры для провайдеров) — компаний, доставляющих Интернет в Красноярск. Как рассказал Максим Петенев, сейчас в Красноярске это направление представлено двумя игроками — «СибТрансТелеКомом» и «Ростелекомом» (РТК). «Прогнозируется, что конкурент­ная обстановка в регионе постепенно приведет к снижению общего уровня цен на услуги магистрального доступа в Интернет», — считает г-н Петенев.
Станислав Кухаренко уверен, что снижение стоимости магистрального трафика должно привести к появлению безлимитных тарифов, которые так ждет рынок. «Кто предложит самую выгодную безлимитку, тот и завоюет первичных операторов. Я думаю, это случится уже в ближайшие два года», — считает г-н Кухаренко.
Олег Морозов: «Интернет как технология перестает быть самостоятельной ценностью. В Москве сейчас это просто некая услуга — без учета потребляемого трафика. Условно, платишь 300 руб. — и у тебя есть Интернет без меры, просто есть».
Пока же гигабайт трафика все еще обходится местным провайдерам в десятки раз дороже, чем он стоит в столице. Эксперты прогнозируют, что для его закупки у магистральных операторов по более выгодной цене компании будут объединяться — не юридически, а просто создавать альянсы. На рынке уже есть примеры таких союзов. Например, Ассоциация операторов связи, объединившая нескольких локальных провайдеров Советского района. Есть альянс и в северо-западной части города.
Местные компании рассматривают вариант продажи бизнеса
Павел Симонов уверен, что в ближайшее время на рынке продолжится процесс консолидации. «Через 2-3 года мелкие компании уйдут, и это останется незамеченным для конечного потребителя», — считает г-н Симонов.
Наталья Кузакова: «Будущее за крупными провайдерами, мелкие постепенно будут сливаться, создавать сети. Не исключаю, что в долгосрочной перспективе на рынке и из сегодняшней десятки лидеров не все останутся».
Прогнозы Андрея Тараника более радикальны: «В конечном итоге, я думаю, на этом рынке останутся 3-4 организации, которые будут предоставлять доступ в Интернет».
Сейчас, по признанию экспертов, на рынке витают настроения продажи бизнеса. «Уверен, все мелкие и средние компании пытались определить свою рыночную стоимость. Размышляли, кто может быть стратегическим инвестором, покупателем. Вариант цивилизованного ухода с рынка для себя рассматривают многие», — сказал Павел Симонов. По информации «ДК», свою рыночную стоимость компании городского уровня определяют от 15 до 45 млн руб.
По мнению экспертов, внешние инвесторы не заставят себя долго ждать. Красноярским телекоммуникационным рынком заинтересовались москвичи, в частности, АФК «Система». Кроме того, на этот рынок собирается выходить «Норильск Телеком». Сейчас компания пришла в город как оператор кабельного телевидения, приобретя долю компании «Астрон». В ее планах, по словам экс­пертов, выход на красноярский рынок интернет-провайдинга.
Более того, интерес проявляют и компании с востока. По информации одного из участников рынка, крупный провайдер из Приморского края планирует открытие филиала в Красноярске.
С тем, что внешние игроки будут скупать местные компании, согласны не все. «Сегодня мы видим, что крупные федеральные операторы приняли решение о строительстве собственных сетей в Красноярске с «нуля». Это обусловлено тем, что качественные характеристики существующих здесь сетей далеки от идеала или число абонентов в таких сетях ниже определенного порогового значения. Приобретая готовую местную сеть, им придется делать серьезные дополнительные капиталовложения», — считает Павел Симонов. По его словам, практика красноярских покупок уже показала, что для достижения необходимого уровня качества услуги в сети приходилось вкладывать до 70% от их рыночной стоимости.
Самое читаемое
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.
  • Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»
  • Арбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерамАрбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерам
  • «Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах«Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.