Обзор ДК: Консалтинговые компании - 24.09.2007
эксперты Дмитрий Бех генеральный директор компании «Финансовые технологии» Михаил Коркишко партнер компании iTeam Мария Миркес директор «Школы антропоники» Людмила Носкова заместитель
эксперты
Дмитрий Бех
генеральный директор компании «Финансовые технологии»
Михаил Коркишко
партнер компании iTeam
Мария Миркес
директор «Школы антропоники»
Людмила Носкова
заместитель председателя УК «Агентство правовых услуг и международного сотрудничества»
Маргарита Суходолова
директор консалтинг-центра «Резон»
Владимир Фидаров
директор по персоналу и социальным вопросам завода «КрасЦветМет»
Денис Чурилов
генеральный директор консалтингового агентства DA partners
Александр Шубин
управляющий партнер компании Partner Business Consulting
Пословам партнера московской фирмы iTeam МИХАИЛА КОРКИШКО, сегодня в России принято обращаться к консалтерам, как ко врачам, — только в кризисной ситуации. «И поэтому всех консультантов я сравниваю с докторами. Одни — терапевты, которые дают «больным» компаниям советы, как «вылечиться», без возможности проконтролировать процесс «выздоровления». Другие — хирурги, которые сами устраняют причину «болезни» и несут полную ответственность за результаты «операции». И на данный момент в России среди консалтеров больше терапевтов, — констатирует г-н Коркишко. Директор «Школы антропоники» МАРИЯ МИРКЕС добавляет: «Эта тенденция характерна и для Красноярска, однако сегодня здесь появляются компании, которые работают на результат».
Как утверждают эксперты, на местном рынке работают не больше 10-20 крупных консалтинговых компаний. ЛЮДМИЛА НОСКОВА, заместитель директора «Агентства правовых услуг и международного сотрудничества»: «Специально этот рынок в Красноярске никто не мониторит. О наличии тех или иных игроков мы можем говорить судя только по рекламе. Так, по нашим подсчетам, в городе сегодня работают не больше 10 компаний». Директор компании «Финансовые технологии» ДМИТРИЙ БЕХ назвал 15-20 консалтинговых организаций. «Эта цифра получается, если не причислять к консалтерам большое количество специализированных аудиторских, рекрутинговых и юридических фирм», — говорит г-н Бех.
Специалисты также подчеркивают, что помимо крупных консалтинговых компаний на местном рынке трудится много фрилансеров. «Таких одиночек в Красноярске сотни», — сообщает директор консалтинг-центра «Резон» МАРГАРИТА СУХОДОЛОВА. Основная причина масштабного нашествия «фриланса» — низкий порог вхождения в бизнес. Мария Миркес объясняет: «Сегодня, чтобы назваться консалтером, можно потратить лишь 300 рублей на визитные карточки. Пара книг о консалтинге прочитана, компьютер дома есть, а офис снимать и вовсе не обязательно».
Аналитики говорят, что из-за большого количества консалтеров-одиночек очень сложно посчитать емкость рынка. Управляющий партнер компании Partner Business Consulting АЛЕКСАНДР ШУБИН оценивает емкость рынка «без фриланса» в 150-160 млн руб. Директор агентства DA partners ДЕНИС ЧУРИЛОВ считает: «По нашим оценкам, Красноярский край забирает около 15% от объема консалтингового рынка СФО».
Большинство экспертов полагают, что около 80% местного рынка консалтинговых услуг держат московские компании. Дмитрий Бех: «В Красноярске дистанционно работают две-три транснациональные организации из так называемой «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte & Touche и KPMG), а также московские фирмы «БДО ЮНИКОН», «ФБК», «Финэкспертиза». На их долю и приходится большая часть рынка».
Лидерами среди местных консалтеров специалисты называют «Финансовые технологии», «М.О.И стратегии», «Тренинг-Холл», Partner Business Consulting, Красноярскую ассоциацию бизнес-консультантов.
Основные клиенты консалтеров — крупный и средний бизнес
Почти все консалтеры сошлись во мнении, что за последний год рынок вырос на 40%. «Рост рынка обоснован повышением спроса в основном со стороны крупного и среднего бизнеса», — говорит Денис Чурилов. Александр Шубин: «Мы работаем как с крупными организациями — Центробанком и Дивногорской ГЭС, — так и со средними, например, с «ФормулойХолдингом». Им консалтинг нужен как для сокращения издержек, стандартизации бизнес-процессов, так и для эффективного внедрения IT-технологий».
Денис Чурилов замечает, что в практике DA partners были прецеденты, когда за помощью консультанта приходили и представители малого бизнеса. «Сегодня такой пример скорее исключение, чем правило. Многие мелкие предприниматели финансово не готовы прибегать к услугам консультантов, даже если осознают необходимость в них», — говорит г-н Чурилов.
Игроки красноярского рынка консалтинга отмечают, что за последний год спрос на их услуги вырос на 30-40%. Мария Миркес рассказывает: «Особенно заметно увеличение востребованности готовых управленческих схем. Так, сегодня очень популярны среди компаний-заказчиков схемы мотивации сотрудников. Нельзя сказать, что каждый клиент готов платить большие деньги за качественные схемы, которые дорого стоят, однако сегодня он хотя бы осознал их необходимость». Людмила Носкова говорит, что также спрос вырос и на юридический консалтинг: «Компании часто консультируются при оформлении земельных участков». «Постепенно становятся престижными вложения в персонал, разработку схем управления, программ аттестации и т.п.», — добавляет Маргарита Суходолова.
Некоторые компании под растущий спрос на тот или иной вид консалтинга открывают новые направления. Так, Partner Business Consulting создает дочернюю организацию Drive Business Solution. Александр Шубин: «По нашим планам, эта фирма будет заниматься только внедрением IT-технологий». Дмитрий Бех заявил: «В этом году мы уже открыли несколько новых направлений. Теперь мы оказываем услуги брендинга, кадрового консалтинга и веб-дизайна».
Фрилансеры вынуждают заказчиков требовать с консалтеров результат
Сегодня все чаще клиент начинает требовать видимый результат, отмечают аналитики. Мария Миркес: «Два года назад заказчику и в голову не приходило спросить об этом. А сегодня сам клиент настаивает на обсуждении возможных исходов сотрудничества с консультантами». Дмитрий Бех говорит, что его компания уже давно работает с ориентировкой на результат: «Два года назад мы взялись работать с гарантией результата. И сегодня пришли к такой схеме, когда заказчик оплачивает основную часть стоимости проекта на «выходе».
Возникшие требования заказчика к результативности и качеству работы с консалтерами обусловлены тем, полагают эксперты, что клиенты «обжигались» на сотрудничестве с фрилансерами. «Ресурс одного человека ограничен. Он не может в одиночку работать на всех направлениях. Крупный проект фрилансеру явно не «потянуть». Если консультант-одиночка не справится с проектом, это бросает тень на весь рынок консультационных услуг», — констатирует Денис Чурилов. С этой точкой зрения согласна и Мария Миркес: «Каждая консалтинговая компания зарабатывает себе имидж. А после безрезультатного сотрудничества с фрилансером заказчик зачастую предвзято реагирует на всех консультантов. И тогда заново приходится доказывать, что ты не жираф».
Однако сами фирмы-клиенты, требуя от консалтера результатов, не готовы «пускать» их к себе в компанию. ВЛАДИМИР ФИДАРОВ, директор по персоналу и социальным вопросам завода «КрасЦветМет», утверждает, что консультанты нужны компании для решения точечных вопросов. «Нам предоставляется возможность выбирать — следовать советам или нет. «Вживление» стороннего специалиста в компанию — мощный прием, но нам он сегодня не нужен. Такие шаги более уместны, если на предприятии кризис. На моей памяти всплывает только один случай «вживления» из местной практики: когда на «КрАЗ» были приглашены специалисты из Австралии», — говорит эксперт.
Владимир Фидаров отмечает, что «КрасЦветМет» выбрал для себя другую модель работы с консультантами: «Мы сотрудничаем с разными консалтерами. За кадровым и юридическим консалтингом обращаемся к местным организациям, так как они хорошо знают красноярскую специфику. IT-внедрения проводим совместно с москвичами — у них больше опыта в этой сфере. А для того, чтобы запустить в работу такие серьезные проекты, как, например, новые системы качества, мы прибегаем к помощи немцев». Г-н Фидаров рассказал также, что постоянный консалтинг удобен компании, поскольку «на ситуацию специалист-консультант смотрит со стороны и с опытным «багажом» предыдущих проектов».
Михаил Коркишко считает, что московские компании-клиенты уже «созрели» для «вживления». Г-н Коркишко приводит пример: «В моей практике есть случаи, когда я на целый год становился председателем совета директоров компании. Только при получении таких полномочий я мог быть уверен в результате и нести за него ответственность. Думаю, скоро до таких методов работы дорастут и местные фирмы».
Москвичи вынуждают местных игроков укрупняться
Большинство крупных заказов сейчас находится в руках федералов, утверждают игроки. «Так, почти все производственные предприятия по большим проектам консультируются у москвичей — нас нанимают только по мелочам», — рассказывает Маргарита Суходолова. Денис Чурилов говорит, что сильные позиции федеральных компаний легко объяснимы: «Во-первых, за их плечами опыт. Во-вторых, москвичи уже успели выстроить свои бренды, которым доверяет местный бизнес».
В сложившейся ситуации местным компаниям остается укрупняться, считают эксперты. Так, сегодня некоторые красноярские консалтеры уже начали совместно работать с другими организациями: «Резон» начал сотрудничество Alexagroup из Новосибирска, а «Финансовые технологии» — с «Духовным наследием» из Санкт-Петербурга. «С новосибирцами мы сможем отработать новые проекты, набраться опыта. Сейчас учимся внедрять системы оплаты труда, премирования топ-менеджмента компании», — делится Маргарита Суходолова. Дмитрий Бех добавляет: «Духовному наследию» сотрудничество с нами выгодно, поскольку за счет нас они расширяют свое присутствие. Мы получаем от питерской компании большой опыт работы в области pr-технологий, поскольку только открыли свое агентство в этом направлении».
Дмитрий Бех уверен, что со временем с помощью укрупнения местным компаниям удастся занять около половины рынка услуг консалтинга в Красноярске: «Тем более что сейчас наблюдается тенденция «вылета» москвичей из проектов. Насколько я знаю, федералы уже «проваливали» проекты в области связи, цветной металлургии и химической промышленности. Они осваивают деньги безрезультатно — долго заказчик терпеть это не будет». С мнением коллеги согласен Александр Шубин: «Красноярские консалтеры должны доказать клиенту, что ему незачем платить за московский консалтинг в 2,5 раза больше. Для этого местным компаниям нужно набраться опыта — например, попробовать поработать в подряде у москвичей, показать клиенту, на что способны мы».
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие два-три года укрупнения на этом рынке только продолжатся. Дмитрий Бех: «Я не исключаю, что мелкие местные компании будут объединяться как друг с другом, так и с региональными консалтерами. Для противостояния федералам другого выхода я не вижу».
Детали
Топ-8 самых прибыльных консалтинговых направлений по Сибири
Данные на 2006 год
1. Налоговый консалтинг
2. Управление персоналом и его подбор
3. Оценочная деятельность
4. Финансовое управление
5. Юридический консалтинг
6. Стратегическое планирование и организационное развитие
7. ИТ-управленческий консалтинг
8. ИТ-разработка и системная интеграция
детали
Топ-10 отраслей-клиентов консалтеров
Исследованы данные на 2006 год
1. Торговля
2. Нефтяная и нефтегазовая промышленность
3. Электроэнергетика
4. Строительство
5. Транспорт
6. Пищевая промыщленность
7. Связь
8. Банки, страховые компании и инвестиционные институты
9. Легкая промышленность
10. Машиностроение и металлообработка.