Обзор ДК: Таксомоторные фирмы

экспертыДенис Баранов управляющий компанией «Сибтранссервис» («Женское такси») Артем Гинтер директор компании «Эконом» Алена Зайцева директор группы такси «Токио» Наталья Здорова исполнител

Ценовая конкуренция на местном рынке такси осталась в прошлом. Теперь компании борются за клиента, делая ставку на маркетинг: увеличивают рекламные бюджеты, вводят новые эксклюзивные услуги. Будущее рынка, считают игроки, во многом зависит от того, будет ли введено лицензирование. Эксперты прогнозируют: если лицензии станут обязательными, с рынка будут вынуждены уйти мелкие фирмы.

эксперты
Денис Баранов
управляющий компанией «Сибтранссервис» («Женское такси»)
Артем Гинтер
директор компании «Эконом»
Алена Зайцева
директор группы такси «Токио»
Наталья Здорова
исполнительный директор компании «Крепость-Бизнес такси»
Александр Кангун
соучредитель ПКФ «Крепость»
Валерий Краевский
заместитель руководителя управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО
Михаил Омышев
председатель правления некоммерческого партнерства «Красноярская ассоциация пассажирских перевозчиков»
Николай Потехин
генеральный директор «Мастер такси»
Яна Рудакова
учредитель «Королевского такси»

По данным краевого отделения Российской транспортной инспекции, в 2005 году примерно 70-80% компаний такси работало «в тени». По оценкам большинства игроков, сейчас рынок таксомоторных перевозок цивилизуется. По их словам, в руках стихийных перевозчиков сейчас не более трети рынка. Кроме того, рынок такси прогрес-
сирует и по уровню качества услуг. Генеральный директор «Мастер такси» НИКОЛАЙ ПОТЕХИН рассказывает: «Мы работаем только по таксометру. В нашей компании появилось строгое правило: если счетчик таксометра не включен, поездка для пассажира бесплатна». Соучредитель ГК «Крепость» АЛЕКСАНДР КАНГУН добавляет: «Клиент сегодня может выбрать в качестве такси любую машину, даже Audi A8 по цене 20 рублей за километр».

Большая часть рынка в руках десяти компаний
Заместитель руководителя управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО
ВАЛЕРИЙ КРАЕВСКИЙ: «Еще три года назад в Красноярске на рынке такси работало 25-27 лицензированных компаний. В то время у нас была возможность контролировать его». По словам г-на Краевского, сейчас назвать точное число участников рынка невозможно. Дело в том, что три года назад было отменено обязательное лицензирование этого вида деятельности. Сегодня, по оценке чиновника, таких компаний более ста, и это число постоянно меняется в ту или иную сторону.
По словам директора группы такси «Токио» АЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ, в Красноярске крупных игроков на рынке легковых перевозок не больше десяти. Большинство экспертов называют лидерами «Приват», «Мастер такси», «Эконом», «Красноярск», «Городское», «Ямщик» и «Токио». Г-жа Зайцева: «В руках десяти крупных компаний находится около 60-70% рынка». С этими оценками согласны и в местном управлении государственного автодорожного надзора.
Как отметил Валерий Краевский, серьезные таксомоторные компании по-прежнему делят рынок с таксистами-одиночками. Последним принадлежит, по мнению чиновника, примерно 15% рынка. «Для «стихийных» перевозчиков, — говорит г-н Краевский, — организованные таксисты даже придумали классификацию: «бомбилы» — те, кто стоит на вокзалах и в аэропортах и в буквальном смысле слова «бомбит» потребителя высокими ценами. «Бордюрщики» — таксисты-одиночки, работающие от бордюра в местах скоплений людей. И «огурцы» — изредка выезжающие подзаработать на своих машинах горожане». Г-жа Зайцева добавляет, что 80% всех таксистов-одиночек — «бывшие работники компаний такси, знающие всю «кухню» и не желающие работать на дядю».
Оставшаяся доля рынка, говорят эксперты, принадлежит мелким компаниям. «Компании-однодневки на местном рынке не редкость. Их большое количество объясняется сравнительно низким входным барьером в этот бизнес», — отмечает Николай Потехин. Алена Зайцева: «Для запуска диспетчерской службы в среднем требуется 400-500 тыс. руб. На начальном этапе автопарк может быть привлеченным. На этих вложениях компания сможет продержаться около трех-четырех месяцев. Дальнейшее зависит от серьезности намерений нового игро-
ка». С такой оценкой согласилась и
ЯНА РУДАКОВА, учредитель «Королевского такси»: «Выход на этот рынок примерно в полмиллиона рублей нам и обошелся. Денежные средства мы распределили так: треть первоначальных вложений потратили на закупку оборудования, а остальное — на рекламу и продвижение компании».
Эксперты утверждают, что за по­следний год цены на услуги на рынке выровнялись. Если раньше стоимость километра могла разниться в компаниях на 20%, а иногда и более, то сейчас почти у всех она составляет около 10 руб. Алена Зайцева: «Даже если в рекламе услуг такси говорится о цене, например, в 8 рублей за километр, компания получит в копилку от заказа среднерыночный доход, взяв более крупную сумму за вызов или за минимальный проезд». Крупные игроки держат цены, роняют их, по словам специалистов, лишь новички. «Но новые мелкие компании демпингуют до поры до времени — быстро понимают, что им нужно либо уходить с рынка, либо работать по среднерыночной цене», — говорит г-н Потехин.
Компании увеличивают доходность, формируя собственный автопарк
Рентабельность на местном рынке таксомоторных перевозок, по оценкам игроков, составляет от 7% до 20%. Такую разницу в цифрах директор такси «Эконом» АРТЕМ ГИНТЕР связывает с тратами на автопарк: «Кто-то покупает машины в кредит или в лизинг. Мы же пополнили автомобильную базу за счет собственных денег, поэтому доходность у нас выше, чем у конкурентов».
Большая часть крупных компаний повышает рентабельность за счет наращивания собственных автопарков. Так, весной «Мастер такси» взяла в лизинг на три года 50 новых Chevrolet. Компания «Эконом-такси» в течение этого года пополняла свой автопарк «японцами» Vitz и Platz.
Однако Яна Рудакова считает, что работать с собственным автопарком на рынке очень трудозатратно: «Мы нанимаем только водителей с личными автомобилями. Чтобы держать собственный автопарк, компания должна иметь в активе еще и сервисный центр. В то время как за ремонт привлеченных машин отвечает сам водитель». Артем Гинтер: «Несмотря на все сложности, работа с собственными автомобилями увеличивает рентабельность бизнеса на 10%».
Николай Потехин считает ,что соотношение собственных и привлеченных машин в автопарке должно составлять 70% и 30%. Такой баланс позволяет компании стабильно работать в сезонные спады и в условиях внезапно возникших технических сложностей с автомобилями».
Компании сегментируют потребительскую аудиторию
Алена Зайцева отмечает, что сейчас компании-такси активно используют нейминг . Почти у каждого крупного игрока на рынке по несколько брендов: у «Эконом-такси» — Vitz, «Восток-эконом», «Лидер», «Зебра» и собственно «Эконом»; у «Токио» есть еще «Люкс», «Визит» и «Удача». Но, пожалуй, бесспорным пионером по количеству выведенных на рынок брендов является компания «Приват» — в ее копилке такие дочки, как «Премьер», «Яр», «Фортуна», XL, «Флеш» и др.
Эксперты говорят, что такая сегментация возникла не случайно — с помощью нейминга компании хотят охватить наиболее широкую аудиторию. Каждому бренду соответствуют тариф, сервисные условия и потребитель.
Попробовавшие нейминг компании оценивают его по-разному. Николай Потехин говорит, что два своих бренда — «548» и «Мастер такси», рассчитанные на разные сегменты — выше и ниже среднего, он объединил и усреднил в цене еще в прошлом году. «Мы испробовали нейминг на себе. Честно говоря, ничего хорошего из этого не вышло. Я понял, что в разбрасывании собственных усилий между разными брендами нет смысла — от этого «хромает» качество услуг и, соответственно, страдает потребитель. Поэтому было принято решение бросить все силы на создание одного качественного такси для разного по платежеспособности клиента», — считает г-н Потехин.
Артем Гинтер готов поспорить с этим утверждением. Он считает, что разброс дочек по рынку идет компании в плюс: «Потребитель часто «устает» от привычного бренда. Тогда он хочет попробовать услуги других компаний. Если у фирмы несколько дочек, и они грамотно позиционируются на рынке, риски, что клиент уйдет к конкуренту, намного ниже». Также г-н Гинтер отмечает, что затраты на рекламу нового бренда сравнительно меньше, чем перманентные расходы на поддержку узнаваемости и популярности старого.
Для рынка сегодня также характерно выделение компаний, работающих только в одном сегменте. К таким фирмам относится Mercedes-taxi, которое появилось на рынке в начале этого года. Николай Потехин: «Шаг логичный. Ориентация только на premium-клиента объясняется тем, что этот сегмент не занят, соответственно, и конкуренции в нем еще нет. Но я не знаю, насколько наш потребитель сейчас готов к такой дорогой услуге».
Нацеленные на определенную по-
требительскую аудиторию на рынок выходят и участники смежных рынков. Так, в апреле 2007 года ГК «Крепость» вывела на рынок бренд «Бизнес-такси». Александр Кангун: «В течение пяти лет мы занимались прокатом автомобилей business и premium-класса. За это время у определенных клиентов возникла по-
требность в соответствующем их статусу перевозчике». Исполнительный директор «Крепость-Бизнес такси» НАТАЛЬЯ ЗДОРОВА добавляет: «Конечно, популярность таких машин, как Toyota-Corolla и Ford-Focus, у потребителя выше, чем популярность Audi A8. Однако в целом услуга пользуется хорошим спросом. Клиент начинает осознавать преимущества услуг такси такого рода: во-первых, в нашем парке только новые автомобили, во-вторых, водитель такой машины всегда строго одет, использует прятный парфюм, вежлив». Сегодня в активе «Бизнес-такси» двадцать машин. Из них по 40% — автомобили middle и business-класса, 20% — premium. Г-н Кангун рассказал, что сейчас примерно 90% клиентов «Бизнес-такси» — корпоративные.
Игроки отмечают, что количество корпоративных клиентов растет. Эксперты утверждают, что работа по безналичному расчету приносит небольшие доходы, однако позволяет поддерживать стабильное положение компании на рынке. По словам Николая Потехина, в его компании доля корпоративных заказов составляет около 15% от общего их числа. А в компании «Токио» 50% заказов — по безналичному расчету. Алена Зайцева: «Благодаря таким заказам мы заняты постоянно и легче переносим сезонные спады спроса на услуги нашей фирмы».
Конкуренция перешлав плоскость маркетинга
Выравнивание цен на местном рынке перевело конкуренцию в область маркетинга, утверждают специалисты. Таксофирмы удваивают рекламные бюджеты, устраивают промо-акции, воспитывая в потребителях лояльность к компании. Так, в апреле этого года фирма «Мастер такси» делала 50%-ные скидки на свои услуги. Николай Потехин: «Мы очень удачно подгадали со скидкой. За неделю акции компании удалось привлечь новых клиентов, а также презентовать потребителям новые автомобили». Почти в это же время подобную акцию запустила компания «Эконом», сделав скидку на перевозки 40%.
Компании такси постепенно внедряют для постоянных клиентов абонементы. Подобные уже существуют в компании «Женское такси» и «Токио». Алена Зайцева: «Человек, пользующийся нашим абонементом, имеет право бесплатной одиннадцатой поездки. Этой услугой клиент распоряжается как хочет: он может «собирать» бесплатные поездки, а может тут же использовать».
Эксперты отмечают, что традиционных маркетинговых шагов сегодня недостаточно. Так, компания «Женское такси» с начала своего появления серьезно занялась укреплением собственного бренда. ДЕНИС БАРАНОВ, управляющий «Женским такси»: «Два года назад, когда компания зашла на рынок, мы попытались найти свою «фишку» и тем самым отстроиться от других. Сейчас в городе, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал нашу компанию». Таксофирма на этом не остановилась. Сегодня «Женское такси» поддерживает свой имидж различными акциями, однако, по словам г-на Баранова, продвижение не главное. «Пользуясь тем, что все водители у нас женщины, мы расширяем спектр предоставляемых услуг. Недавно ввели новую на рынке такси услугу «водитель-няня». Суть ее в том, что мы заключаем договор о сотрудничестве с родителями, которые не успевают забрать ребенка из детского сада, школы и т.п.», — рассказывает Денис Баранов.
Рынок такси в ожидании лицензирования
Артем Гинтер прогнозирует, что количественно местный рынок такси уже насытился и его будущее за качественным ростом: «Например, ежедневно на линии у нас около 200 автомобилей. Теперь перед нами стоит цель — улучшить клиентский сервис и преодолеть нехватку квалифицированных водителей». Точку зрения г-на Гинтера разделяет Наталья Здорова: «Я уверена, что рынок такси в перспективе перейдет на качественно новый уровень, и среднестатистической машиной такси будет Ford или Toyota».
По мнению г-на Потехина, часть игроков рынка такси будет развиваться по пути освоения новых направлений. Директор «Мастер такси» заявил: «Очень перспективной для нашей компании является ниша грузоперевозок. Ближе к осени мы собираемся закупить «ГАЗели» и войти в этот сегмент».
Алена Зайцева рассказала, что компания «Токио» уже работает в данном направлении в течение двух лет и для себя перспективу развития видит в освоении логистического направления: «Поскольку у нас уже есть грузовой автопарк из 100 машин, мы решили заняться логистикой. Будем доставлять грузы по России. Этот рынок, по нашей оценке, в два раза доходнее».
По словам экспертов, все крупные компании такси ждут, когда лицензирование вновь станет обязательным для этого вида деятельности. Николай Потехин: «Для всех организованных участников будет лучше, если лицензия станет стоить дорого. При таком условии на рынке останутся крупные игроки, а одиночки будут вынуждены уйти».
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.