Обзор: Профучастники фондового рынка - 19.11.2007
эксперты Денис Гаевский управляющий директор департамента операций на рынке капитала «Банка Москвы» Денис Зуев директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог» Сергей Зуев генераль
Местный рынок инвесткомпаний сформировался. Основные игроки определены, продуктовые линейки созданы. Теперь предприятия начинают массовую атаку на потребителя. В ход идут бонусные программы, новые продукты, оригинальные формы продаж инвестуслуг. По прогнозам профучастников фондового рынка, через год-два такая атака принесет им десятки тысяч новых клиентов.
Небольшая емкость местного рынка тормозит приход федералов
Уходящий год для российского фондового рынка был непростым. Профучастники выделили два основных события, которые его «подкосили». Первое — весенний кризис азиатской экономики. Директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог» ДЕНИС ЗУЕВ вспоминает, что обвал китайского рынка тогда существенно сказался на российском: «За неделю мировые индексы упали больше, чем на 11%».
Вторым потрясением для рынка стал летний ипотечный кризис в Америке. По словам Михаила Хабарова, этот кризис повлиял не столько на котировки акций, сколько оказал психологическое давление на людей: «Стали распространяться ничем не подкрепленные слухи о дефолте. Многие оказались в замешательстве: что делать, выводить деньги или подождать. В таких случаях мы всегда старались объяснить, что даже если фондовый рынок будет падать, то это временное явление». По оценкам экспертов, именно рыночная лихорадка этого года стала одной из причин того, что федеральные компании не спешили осваивать регионы, в том числе и Красноярск. ВИКТОР ПРОХОРОВ, директор Красноярского филиала НАУФОР: «Все федеральные игроки старались справиться с оттоком клиентов, им было не до освоения Сибири. Поэтому число игроков за этот год в Красноярске не изменилось. Сегодня в городе работают 12 компаний. Кроме того, с точки зрения рентабельности наш регион не самый выгодный для открытия филиала». Андрей Капля добавляет еще одну причину отсутствия массового захода федералов на местный рынок: «Все основные открытия были в прошлом году. В городе запустили свои филиалы два крупных игрока — «Тройка Диалог» и «Финам». Остальные пока в раздумьях. Многих останавливает небольшая емкость нашего рынка. Пока она не настолько высока, чтобы здесь активно открывать филиалы». По оценкам НАУФОР, сегодня объем красноярского рынка ценных бумаг составляет около 100-130 млн руб. в месяц. Виктор Прохоров: «Эта цифра нестабильная. Из-за того, что рынок то падает, то растет, посчитать постоянную емкость очень трудно».
Компании создают отраслевые ПИФы
Однако участники рынка отмечают, что в этом году по сравнению с прошлым спрос на их услуги вырос в несколько раз. Самым динамичным сегментом эксперты назвали интернет-трейдинг. Андрей Капля обозначил рост интернет-трейдинга в своей компании «в разы».
Генеральный директор «РичБрокерСервис-Енисей» СЕРГЕЙ ЗУЕВ объясняет рост спроса в этой нише тем, что «финансовое» просвещение аудитории, которое вели компании на протяжении последних двух-трех лет, начало давать результаты. «Многие участники рынка долгое время обучали людей игре на бирже, объясняли механизмы работы фондового рынка. Это не могло не дать свои плоды. По нашей компании мы наблюдаем рост спроса минимум на 20% ежемесячно», — говорит г-н Зуев.
По мнению участников рынка, лидер в сегменте интернет-трейдинга в Красноярске — «БКС». Предприятие «держит» до 80% этого сегмента. Андрей Капля: «В этой нише потеснить «БКС» очень сложно. Они работают давно и стабильно держат больше половины рынка интернет-трейдинга в городе».
Сегмент коллективных инвестиций (ПИФов) в отличие от интернет-трейдинга увеличивался не такими большими темпами. МАРИНА СМОЛЬНИКОВА, начальник клиентского отдела ИК «БКС»: «В прошлом году за счет ПИФов компании увеличивали свои обороты в десятки раз. Основная причина замедления роста в этом году — относительно невысокая доходность паевых инвестиционных фондов, связанная с общей ситуацией на фондовом рынке. В этом году она составила около 30%».
Основной прирост рынку коллективных инвестиций в 2007 г. дали отраслевые фонды. Денис Зуев: «За прошедший год рынок достаточно сильно изменился: от индексных решений он диверсифицировался в пользу отраслевых продуктов. На рынке коллективных инвестиций появились фонды «Электроэнергетика», «Телекоммуникации», «Металлургия» и даже «Финансовый сектор», по которым доходность очень часто выше, чем доходность индексных фондов. Спрос на отраслевые продукты среди наших клиентов уже стал превышать спрос на индексные». Слова коллеги подтверждает Марина Смольникова: «Мы только в мае этого года сформировали финансовый фонд, а в августе — металлургический. И всего за несколько месяцев спрос на эти фонды вырос минимум в два раза».
В сегменте коллективных инвестиций участники рынка назвали несколько лидеров — «БКС», «Тройка Диалог», «КИТ Финанс», «Солид». По оценке Виктора Прохорова, на долю этих предприятий приходится около половины всех сделок по ПИФам.
Инвесткомпании ищут новые способы привлечения клиентов
Игроки сетуют: рост спроса на их услуги мало приближает компании даже к 20%-ному охвату потенциальной аудитории. По словам Михаила Хабарова, сегодня в России только в паях задействовано около 500 тыс. инвесторов (в прошлом году их было 300 тыс.): «Пока большая часть этих людей приходится на Москву и Санкт-Петербург, в регионах процент проникновения инвестиционных услуг еще небольшой». По данным местного НАУФОР, на красноярском рынке работают около 10 тыс. активных инвесторов. «Из них пайщиками стали около 5-7 тысяч человек, еще меньше занимаются интернет-трейдингом», — сказал Виктор Прохоров.
По словам экспертов, сегодня не больше 3% красноярцев вкладывают свои деньги в фондовый рынок. АНДРЕЙ ИВАНОВ, председатель совета директоров ГК «SM.art. Искусство инвестиций»: «О вложениях в ценные бумаги задумывается 30-40% населения. Банковские депозиты уже не устраивают, они едва спасают от инфляции. Но для того, чтобы на рынке появился массовый инвестор, должна сложиться культура народного инвестирования. Люди должны сначала поверить, а потом убедиться, что вложение в ценные бумаги — дело не просто выгодное, но и надежное».
Чтобы изменить ситуацию, в этом году компании стали искать новые формы привлечения клиентов. Андрей Капля: «Опыт показывает, что прямая реклама на нашем рынке не работает, а семинары не дают быстрого роста спроса. Эффективно они могут работать только в связке с интересными инвестиционными продуктами».
В 2007 г. участники рынка привлекали клиентов как новыми продуктами, так и оригинальными формами продажи. Дальше всех пошла местная инвесткомпания SM.art. Осенью она запустила федеральный проект — «народные» магазины готовых инвестиций «ПИФточка». Андрей Иванов: «Мы около года разрабатывали формат инвестиционного магазина, где любому человеку независимо от его достатка станут доступны современные способы вложения денег. Задача проекта — привлечь массового потребителя, который пока не знает о том, что есть вполне доступная альтернатива «дедовским» способам хранить и преумножать свой личный капитал». Всего компания уже запустила три таких розничных точки — в Красноярске, Мурманске и Нижнем Новгороде. В планах построить «ПИФточки» в 23 городах России. По словам Андрея Иванова, SM.art возлагает большие надежды на подобную форму привлечения потенциальных инвесторов: «Мы предлагаем людям не только ПИФы, но и продукты негосударственных пенсионных фондов, доступ на биржи для самостоятельной игры, страховые и банковские услуги и так далее. Все в одном месте».
Другую форму стимулирования спроса выбрала «Тройка Диалог». В конце октября она запустила новый для отечественного рынка продукт — открытый паевой инвестиционный фонд акций «Тройка Диалог — жизнь». Его пайщики вместе с паями бонусом получают полис страхования жизни. Денис Зуев: «Этот инвестиционно-страховой продукт очень популярен в Европе, его доля около 80% от продуктов страхования жизни, уверен, в России он будет пользоваться спросом». По словам Виктора Прохорова, такие формы привлечения клиентов для рынка пока уникальны, но уже через год-два они станут нормой: «Опыт компаний-первопроходцев переймут другие, добавят что-то свое. С каждым годом будут появляться все более оригинальные способы поиска и завоевания клиентов».
По прогнозам участников рынка, через два-три года спрос на их услуги вырастет минимум в 10 раз. Андрей Иванов: «В скором будущем вкладывать накопления в ценные бумаги станет нормой, как это сейчас происходит в Европе и США. К примеру, в европейских странах больше половины домохозяйств имеют долю в паевых фондах, в Штатах таких свыше 80%. Российский рынок гарантированно вырастет в несколько раз».
Денис Зуев уверен, что через несколько лет нас ждет скачкообразный рост спроса: «По числу клиентов рынок увеличится минимум в 20 раз. Не последнюю роль в этом сыграют новые продукты и необычные формы продажи, которые будут вводить инвесткомпании».
Виктор Прохоров такой оптимизм игроков не разделяет. На его взгляд, рост спроса будет, но менее масштабный, чем тот, о котором говорят участники рынка. «Чтобы кардинально поменять ситуацию, необходимы время и планомерная пропаганда возможностей фондового рынка.
Пока россиянин не готов нести свои деньги на биржу или в ПИФы. И не потому, что у него такая ментальность. Он просто не знает, как это сделать и с чем столкнется он в дальнейшем. Поэтому если у него появляются свободные денежные средства, он идет в более понятный для него финансовый институт — коммерческий банк. Чтобы хотя бы половина населения стала клиентами инвесткомпаний, должно пройти около четверти века», — говорит г-н Прохоров. Максимальный рост, который эксперт предрекает этому рынку в ближайшие два года, — не больше 20-30%.
Помимо роста спроса на услуги инвесткомпаний со стороны физических лиц специалисты прогнозируют увеличение интереса юридических лиц к публичному размещению через год-два: IPO, CLN (кредитные ноты), ABS (секьюритизация активов). ДЕНИС ГАЕВСКИЙ, управляющий директор департамента операций на рынке капитала «Банка Москвы»: «Сейчас пока IPO и CLN используют крупные и средние федеральные компании. Но уже в следующем году, я думаю, средний региональный бизнес будет выходить на открытый рынок. Основная причина интереса к этому финансовому инструменту — удорожание банковских кредитов — главного источника финансирования большинства компаний».
Денис Зуев добавляет, что пока в Красноярске примеры публичного размещения единичны: «Могу вспомнить только «АЛПИ». Но, думаю, уже в следующем году местные фирмы заинтересуются этим инструментом. С некоторыми из крупных местных игроков мы уже ведем переговоры по поводу подготовки публичного размещения».
эксперты
Денис Гаевский
Денис Гаевский
управляющий директор департамента операций на рынке капитала «Банка Москвы»
Денис Зуев
Денис Зуев
директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог»
Сергей Зуев
Сергей Зуев
генеральный директор «РичБрокерСервис-Енисей»
Андрей Иванов
Андрей Иванов
председатель совета директоров ГК «SM.art. Искусство инвестиций»
Андрей Капля
Андрей Капля
директор компании «Дельта Финанс»
Виктор Прохоров
Виктор Прохоров
директор Красноярского филиала НАУФОР
Марина Смольникова
Марина Смольникова
начальник клиентского отдела ИК «БКС»
Михаил Хабаров
Михаил Хабаров
генеральный директор УК «Альфа-Капитал»
В сентябре этого года пайщики вывели из российских ПИФов акций на 959 млн руб. Финансовые аналитики отмечают, что часть денег российские инвесторы перевели в сбалансированные фонды облигаций, часть вложили в недвижимость. По словам директора компании «Дельта Финанс» АНДРЕЯ КАПЛИ, до Красноярска общая паника не дошла: «Насколько я знаю, массового перетока денег из одних фондов в другие у нас не было, и это потому, что у нас пока просто не так много инвесторов, работающих на фондовом рынке». Генеральный директор УК «Альфа-Капитал» МИХАИЛ ХАБАРОВ соглашается с коллегой: «В отличие от столичного рынка на региональном активных инвесторов немного. А финансово подкованных, тех, кто может самостоятельно управлять своими деньгами, вообще единицы, поэтому и большого оттока средств не было».
Небольшая емкость местного рынка тормозит приход федералов
Уходящий год для российского фондового рынка был непростым. Профучастники выделили два основных события, которые его «подкосили». Первое — весенний кризис азиатской экономики. Директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог» ДЕНИС ЗУЕВ вспоминает, что обвал китайского рынка тогда существенно сказался на российском: «За неделю мировые индексы упали больше, чем на 11%».
Вторым потрясением для рынка стал летний ипотечный кризис в Америке. По словам Михаила Хабарова, этот кризис повлиял не столько на котировки акций, сколько оказал психологическое давление на людей: «Стали распространяться ничем не подкрепленные слухи о дефолте. Многие оказались в замешательстве: что делать, выводить деньги или подождать. В таких случаях мы всегда старались объяснить, что даже если фондовый рынок будет падать, то это временное явление». По оценкам экспертов, именно рыночная лихорадка этого года стала одной из причин того, что федеральные компании не спешили осваивать регионы, в том числе и Красноярск. ВИКТОР ПРОХОРОВ, директор Красноярского филиала НАУФОР: «Все федеральные игроки старались справиться с оттоком клиентов, им было не до освоения Сибири. Поэтому число игроков за этот год в Красноярске не изменилось. Сегодня в городе работают 12 компаний. Кроме того, с точки зрения рентабельности наш регион не самый выгодный для открытия филиала». Андрей Капля добавляет еще одну причину отсутствия массового захода федералов на местный рынок: «Все основные открытия были в прошлом году. В городе запустили свои филиалы два крупных игрока — «Тройка Диалог» и «Финам». Остальные пока в раздумьях. Многих останавливает небольшая емкость нашего рынка. Пока она не настолько высока, чтобы здесь активно открывать филиалы». По оценкам НАУФОР, сегодня объем красноярского рынка ценных бумаг составляет около 100-130 млн руб. в месяц. Виктор Прохоров: «Эта цифра нестабильная. Из-за того, что рынок то падает, то растет, посчитать постоянную емкость очень трудно».
Компании создают отраслевые ПИФы
Однако участники рынка отмечают, что в этом году по сравнению с прошлым спрос на их услуги вырос в несколько раз. Самым динамичным сегментом эксперты назвали интернет-трейдинг. Андрей Капля обозначил рост интернет-трейдинга в своей компании «в разы».
Генеральный директор «РичБрокерСервис-Енисей» СЕРГЕЙ ЗУЕВ объясняет рост спроса в этой нише тем, что «финансовое» просвещение аудитории, которое вели компании на протяжении последних двух-трех лет, начало давать результаты. «Многие участники рынка долгое время обучали людей игре на бирже, объясняли механизмы работы фондового рынка. Это не могло не дать свои плоды. По нашей компании мы наблюдаем рост спроса минимум на 20% ежемесячно», — говорит г-н Зуев.
По мнению участников рынка, лидер в сегменте интернет-трейдинга в Красноярске — «БКС». Предприятие «держит» до 80% этого сегмента. Андрей Капля: «В этой нише потеснить «БКС» очень сложно. Они работают давно и стабильно держат больше половины рынка интернет-трейдинга в городе».
Сегмент коллективных инвестиций (ПИФов) в отличие от интернет-трейдинга увеличивался не такими большими темпами. МАРИНА СМОЛЬНИКОВА, начальник клиентского отдела ИК «БКС»: «В прошлом году за счет ПИФов компании увеличивали свои обороты в десятки раз. Основная причина замедления роста в этом году — относительно невысокая доходность паевых инвестиционных фондов, связанная с общей ситуацией на фондовом рынке. В этом году она составила около 30%».
Основной прирост рынку коллективных инвестиций в 2007 г. дали отраслевые фонды. Денис Зуев: «За прошедший год рынок достаточно сильно изменился: от индексных решений он диверсифицировался в пользу отраслевых продуктов. На рынке коллективных инвестиций появились фонды «Электроэнергетика», «Телекоммуникации», «Металлургия» и даже «Финансовый сектор», по которым доходность очень часто выше, чем доходность индексных фондов. Спрос на отраслевые продукты среди наших клиентов уже стал превышать спрос на индексные». Слова коллеги подтверждает Марина Смольникова: «Мы только в мае этого года сформировали финансовый фонд, а в августе — металлургический. И всего за несколько месяцев спрос на эти фонды вырос минимум в два раза».
В сегменте коллективных инвестиций участники рынка назвали несколько лидеров — «БКС», «Тройка Диалог», «КИТ Финанс», «Солид». По оценке Виктора Прохорова, на долю этих предприятий приходится около половины всех сделок по ПИФам.
Инвесткомпании ищут новые способы привлечения клиентов
Игроки сетуют: рост спроса на их услуги мало приближает компании даже к 20%-ному охвату потенциальной аудитории. По словам Михаила Хабарова, сегодня в России только в паях задействовано около 500 тыс. инвесторов (в прошлом году их было 300 тыс.): «Пока большая часть этих людей приходится на Москву и Санкт-Петербург, в регионах процент проникновения инвестиционных услуг еще небольшой». По данным местного НАУФОР, на красноярском рынке работают около 10 тыс. активных инвесторов. «Из них пайщиками стали около 5-7 тысяч человек, еще меньше занимаются интернет-трейдингом», — сказал Виктор Прохоров.
По словам экспертов, сегодня не больше 3% красноярцев вкладывают свои деньги в фондовый рынок. АНДРЕЙ ИВАНОВ, председатель совета директоров ГК «SM.art. Искусство инвестиций»: «О вложениях в ценные бумаги задумывается 30-40% населения. Банковские депозиты уже не устраивают, они едва спасают от инфляции. Но для того, чтобы на рынке появился массовый инвестор, должна сложиться культура народного инвестирования. Люди должны сначала поверить, а потом убедиться, что вложение в ценные бумаги — дело не просто выгодное, но и надежное».
Чтобы изменить ситуацию, в этом году компании стали искать новые формы привлечения клиентов. Андрей Капля: «Опыт показывает, что прямая реклама на нашем рынке не работает, а семинары не дают быстрого роста спроса. Эффективно они могут работать только в связке с интересными инвестиционными продуктами».
В 2007 г. участники рынка привлекали клиентов как новыми продуктами, так и оригинальными формами продажи. Дальше всех пошла местная инвесткомпания SM.art. Осенью она запустила федеральный проект — «народные» магазины готовых инвестиций «ПИФточка». Андрей Иванов: «Мы около года разрабатывали формат инвестиционного магазина, где любому человеку независимо от его достатка станут доступны современные способы вложения денег. Задача проекта — привлечь массового потребителя, который пока не знает о том, что есть вполне доступная альтернатива «дедовским» способам хранить и преумножать свой личный капитал». Всего компания уже запустила три таких розничных точки — в Красноярске, Мурманске и Нижнем Новгороде. В планах построить «ПИФточки» в 23 городах России. По словам Андрея Иванова, SM.art возлагает большие надежды на подобную форму привлечения потенциальных инвесторов: «Мы предлагаем людям не только ПИФы, но и продукты негосударственных пенсионных фондов, доступ на биржи для самостоятельной игры, страховые и банковские услуги и так далее. Все в одном месте».
Другую форму стимулирования спроса выбрала «Тройка Диалог». В конце октября она запустила новый для отечественного рынка продукт — открытый паевой инвестиционный фонд акций «Тройка Диалог — жизнь». Его пайщики вместе с паями бонусом получают полис страхования жизни. Денис Зуев: «Этот инвестиционно-страховой продукт очень популярен в Европе, его доля около 80% от продуктов страхования жизни, уверен, в России он будет пользоваться спросом». По словам Виктора Прохорова, такие формы привлечения клиентов для рынка пока уникальны, но уже через год-два они станут нормой: «Опыт компаний-первопроходцев переймут другие, добавят что-то свое. С каждым годом будут появляться все более оригинальные способы поиска и завоевания клиентов».
Через год-два компании придут к публичному размещению
По прогнозам участников рынка, через два-три года спрос на их услуги вырастет минимум в 10 раз. Андрей Иванов: «В скором будущем вкладывать накопления в ценные бумаги станет нормой, как это сейчас происходит в Европе и США. К примеру, в европейских странах больше половины домохозяйств имеют долю в паевых фондах, в Штатах таких свыше 80%. Российский рынок гарантированно вырастет в несколько раз».
Денис Зуев уверен, что через несколько лет нас ждет скачкообразный рост спроса: «По числу клиентов рынок увеличится минимум в 20 раз. Не последнюю роль в этом сыграют новые продукты и необычные формы продажи, которые будут вводить инвесткомпании».
Виктор Прохоров такой оптимизм игроков не разделяет. На его взгляд, рост спроса будет, но менее масштабный, чем тот, о котором говорят участники рынка. «Чтобы кардинально поменять ситуацию, необходимы время и планомерная пропаганда возможностей фондового рынка.
Пока россиянин не готов нести свои деньги на биржу или в ПИФы. И не потому, что у него такая ментальность. Он просто не знает, как это сделать и с чем столкнется он в дальнейшем. Поэтому если у него появляются свободные денежные средства, он идет в более понятный для него финансовый институт — коммерческий банк. Чтобы хотя бы половина населения стала клиентами инвесткомпаний, должно пройти около четверти века», — говорит г-н Прохоров. Максимальный рост, который эксперт предрекает этому рынку в ближайшие два года, — не больше 20-30%.
Помимо роста спроса на услуги инвесткомпаний со стороны физических лиц специалисты прогнозируют увеличение интереса юридических лиц к публичному размещению через год-два: IPO, CLN (кредитные ноты), ABS (секьюритизация активов). ДЕНИС ГАЕВСКИЙ, управляющий директор департамента операций на рынке капитала «Банка Москвы»: «Сейчас пока IPO и CLN используют крупные и средние федеральные компании. Но уже в следующем году, я думаю, средний региональный бизнес будет выходить на открытый рынок. Основная причина интереса к этому финансовому инструменту — удорожание банковских кредитов — главного источника финансирования большинства компаний».
Денис Зуев добавляет, что пока в Красноярске примеры публичного размещения единичны: «Могу вспомнить только «АЛПИ». Но, думаю, уже в следующем году местные фирмы заинтересуются этим инструментом. С некоторыми из крупных местных игроков мы уже ведем переговоры по поводу подготовки публичного размещения».