От семейного бизнеса важно вовремя отказаться
эксперты Равиль Алеев генеральный директор агентства бухгалтерских услуг «Реноме» Ирина Алеева коммерческий директор агентства бухгалтерских услуг «Реноме» Вячеслав Александров руководитель аг
эксперты
Равиль Алеев
генеральный директор агентства бухгалтерских услуг «Реноме»
Ирина Алеева
коммерческий директор агентства бухгалтерских услуг «Реноме»
Вячеслав Александров
руководитель агентства поддержки малого и среднего бизнеса при администрации Красноярского края
Владимир Евдокимов
директор фирмы «Септима»
Людмила Евдокимова
заместитель директора по правовым вопросам фирмы «Септима»
Владимир Овчинников
генеральный директор компании «Сакура-моторс»
Андрей Озорников
директор компании «Автодиски»
Сергей Озорников
директор компании «Бытовая техника»
Людмила Ружилова
директор красноярского филиала консалтинговой компании «Анкор»
Анатолий Тартаковский
директор компании «Сакура-моторс»
«Сейчас в России все меньше компаний, основанных на принципах семейственности. Бизнес становится более «капиталистическим», а профессиональные качества вытесняют личные взаимоотношения», — утверждает Людмила Ружилова, директор красноярского представительства консалтинговой компании «Анкор». По ее мнению, в начале 90-х «семейный бизнес» имел больше шансов на успех — рынок был не так требователен к квалификации менеджеров. Бизнес строился на знакомствах, доверительных отношениях между партнерами и коллегами.
Директор компании «Сакура-моторс» Анатолий Тартаковский считает, что семейная модель особенно эффективна на начальной стадии развития компании: «Первые шаги в бизнесе проще делать с людьми, которые близки по духу и по крови. Тогда ты уверен в человеке, в его порядочности, знаешь, что он не будет воровать, предавать, подсиживать тебя... Я думаю, что семейный подход — идеальный вариант управления для дебюта. Впрочем, общечеловеческие ценности, которые лежат в основе семейных отношений, не меняются и со временем».
«Хорошие отношения серьезно помогли справиться с трудностями. В семье не приходится лишний раз объяснять, почему в какой-то момент просто нет денег. Мне кажется, сложнее договориться со сторонними партнерами, чем с семьей, — с этими людьми не только работаешь, но и живешь», — рассказывает директор лесосибирской компании «Бытовая техника» Сергей Озорников (начинал бизнес с супругой Татьяной, со временем к делу подключились сыновья — Андрей и Сергей-младший).
Но именно во взаимоотношениях партнеров и заложен главный фактор риска для семейного бизнеса, отмечает Людмила Ружилова: «Я не очень люблю работать с семейными компаниями. Таких успешных бизнесов мало. У каждого из родственников — своя позиция, и они редко приходят к единому мнению. В итоге, прежде чем выполнять заказ, нам приходится сначала «разруливать» отношения, чтобы понять, чего хочет «семейный бизнес». Справиться получается не всегда».
Людмила Евдокимова, заместитель директора по правовым вопросам компании «Септима»: «Мы давно обратили внимание: как у нас в отношениях скандал — дела резко ухудшаются, причем порой в тех сферах, которые не поддаются логическому объяснению».
От разрушения бизнес может спасти строгая иерархия
За рубежом «фамильные» компании, в которых семья сохранила в собственности контрольный пакет акций, сталкиваются с печальной реальностью: их ожидания на долгосрочный успех не оправдываются. Исследования журнала The McKinsey Quartely показали, что только 5% подобных предприятий сохраняют рыночную ценность своих акций в третьем поколении. Уже второе поколение семьи, следующее за основателями компании, может не обладать необходимой предприимчивостью, но, тем не менее, настаивать на самостоятельном управлении. Когда же на сцену выходит третье поколение, в разросшейся семье неизбежны конфликты интересов, борьба за влияние и дивиденды, за роль руководителя компании.
Эксперты уверены: от разрушения семейный бизнес могут спасти авторитарное управление и строгая иерархия. Вячеслав Александров, руководитель агентства поддержки малого и среднего бизнеса администрации Красноярского края: «Несколько родственников создали предприятие. Формально брат (сват, супруг, отец) является, скажем, генеральным директором, а его родственник — заместителем по коммерческой части или другим подчиненным. Но на деле часто наблюдается несоответствие этой иерархии. В результате нарушены основные принципы управления: подчиненный брат не слушается брата-начальника. Наемные сотрудники в недоумении — они не знают, как относиться к тому или иному руководителю-учредителю, кого слушать».
Людмила Ружилова убеждена, что отсутствие в семейном деле явного лидера может привести к серьезным проблемам: «Самая рискованная ситуация, когда оба родственника, а порой и супруги — владельцы и строители серьезного бизнеса. Часто оба — сильные личности, и даже отношения их порой похожи на соревнование по перетягиванию каната. А ставки здесь слишком высоки».
Равиль Алеев, генеральный директор агентства бухгалтерских услуг «Реноме», выбрал авторитарный стиль собственника-управленца. По его мнению, это единственно верный вариант, несмотря на «побочные эффекты»: «Говорят, одна голова хорошо, а две — лучше. Но две головы могут все развалить! В нашей компании, помимо супруги, работают моя сестра с мужем. Однако в работе семейный статус роли не играет — послаблений для родственников нет».
Нередко в семейных компаниях наблюдается путаница в устных и письменных договоренностях, официальных и неофициальных: как формируется управляющий совет фирмы, на каких условиях члены семьи могут (или не могут) работать в данном бизнесе, как переходит право собственности внутри компании. Подобные соглашения служат основой для выполнения двух обязательных составляющих долгосрочного успеха: профессионального менеджмента и непрерывного управления бизнесом членами семьи.
Управление «на доверии» мешает развитию, но дает уникальный опыт
По мнению экспертов, динамично развивающаяся компания должна на определенном этапе поступиться семейными принципами. Людмила Ружилова: «Когда компания вырастает, дела идут в гору, поводов для ругани появляется больше, да и управлять «по-семейному» крупной фирмой невозможно. Во многих западных компаниях (в том числе и тех, которые работают в России) не допускается, чтобы вместе работали супруги или родственники. Причем вытеснение семейного подхода — не надуманное явление, а проверенное опытом решение». Вячеслав Александров полагает, что эффективность семейной формы бизнеса исчезает, когда наемных работников становится около десятка: «Ремесленничество, фермерские хозяйства, совсем крохотные производства или небольшие коммерческие компании — все они много приобретают от семейственного принципа. Искренность позволяет наладить нормальную работу. А когда появляются люди «со стороны», рушится сам принцип управления, отношение к выполняемой работе ухудшается у всех. Руководители разводят руками, не понимая, почему все идет плохо, не понимая, что нужно менять менеджмент, выстраивая его на четком структурировании».
«Сейчас в нашем коллективе 80 человек, и мы испытываем «болезни роста» компании. Проблема — управление по семейным принципам. Начальники подразделений — не родственники нам по крови, но близкие люди, которым мы доверяем, и отношения у нас почти семейные», — делится Анатолий Тартаковский. По его словам, пока симпатия доминирует над жесткой структурой управления, сдвинуться с места практически невозможно. Компания с прописанными инструкциями и наемными профессионалами сейчас видится руководству «Сакуры-моторс» более действенной и способной к развитию.
Директор лесосибирской компании «Автодиски» Андрей Озорников прошел через отказ от семейной модели: «Мы пять лет проработали вчетвером: отец, мать, я и брат. Затем у каждого возникло желание двинуться по своему пути. Я стал дилером автомобильных дисков. Отец по-прежнему занимается бытовой техникой, мать — торговлей продуктами, а брат Сергей перегоняет и продает автомобили с Востока». Г-н Озорников полагает, что разделение пошло на пользу всем родственникам-партнерам: «Появилась «усталость формы», возникла угроза стагнации бизнеса. Да и разругаться мы могли. Очень важно отказаться от семейной модели своевременно». Сергей Озорников добавляет: «Я научился налаживать контакты с партнерами «на доверии». Сейчас я транслирую это умение на свои отношения с сотрудниками. Думаю, это один из козырей моей компании».
Семейная модель полезна мелкому бизнесу
Вячеслав Александров полагает, что выходом для собственника бурно растущего семейного бизнеса может стать отказ от оперативного управления: «Практика показывает, что в большинстве случаев собственник до последнего не выпускает из рук бразды правления. Потом ситуация заходит в тупик, приходится уже нанимать антикризисного управляющего. Этого можно было легко избежать, пригласив своевременно профессионала и поставив ему конкретные задачи. Наемному менеджеру можно отдать оперативные вопросы, а самому заняться стратегическим управлением».
Полностью же отстраняться от дел красноярские «фамильные» предприниматели не спешат. «Становиться классическим собственником, когда вовсе не участвуешь в процессе, а лишь задаешь направление, мне будет неинтересно», — признается Владимир Овчинников, генеральный директор компании «Сакура-моторс». Владимир Евдокимов, директор фирмы «Септима»: «В будущем, конечно, я не против стать «просто» собственником. Однако всему свое время. Пока молод, нуждаешься в самореализации, с возрастом растет желание наверстать упущенное — больше времени уделять семье, путешествовать».
По мнению Вячеслава Александрова, круг бизнесов, в которых применяется семейная модель управления, будет сужаться. Эта модель жизнеспособна до тех пор, пока не решатся окончательно вопросы, связанные с законодательной базой бизнеса. «После этого в среднем и крупном бизнесе будут распространены нормальные деловые процессы с отчетливыми обязательствами и инструкциями. А семейный подход останется в совсем малом бизнесе», — подытожил г-н Александров.