Отец первой гильдии
досье Юрий Макаренков Родился 25 июня 1959 года в г. Черногорске (Красноярский край). Образование: 1974 г. окончил среднюю школу в родном городе и поступил в абаканский политехнический техникум
досье
Юрий Макаренков
Родился 25 июня 1959 года в г. Черногорске (Красноярский край).
Образование: 1974 г. окончил среднюю школу в родном городе и поступил в абаканский политехнический техникум на специальность «Технология лесозаготовок»; в 1978 г. защитил диплом; в 1980 г. зачислен на лесоинженерный факультет Ленинградской лесотехнической академии; окончив второй курс, забрал документы.
Этапы карьеры: 1982-84 гг. — художник-оформитель красноярского химкомбината «Енисей»; 1986 г. — начальник цеха железобетонных конструкций на Черногорском комбинате производственных предприятий; 1987 г. — частный художник, маляр, слесарь-жестянщик на станции техобслуживания; конец 1987 г. — организатор кооператива «Спектр», изготавливавшего лобовые стекла для автомобилей; 1988 г. — соучредитель мебельного кооператива «Старт»; 1994 г. — соучредитель АО «Старт», в том же году — соучредитель ТОО «ТИМ» (Терентьев и Макаренков); 2000 г. — владелец компании «Мебелькомплект»; 2002 г. — создатель гильдии мебельщиков Красноярского края.
Увлечения: горные лыжи и водный туризм.
Семейное положение: женат, две взрослые дочери.
В Советском Союзе мебель была в дефиците. Люди с вечера записывали на ладонях четырехзначные номера и несли ночные дежурства у дверей мебельных магазинов — ради недопущения к прилавку сограждан из злостной категории «вас тут не стояло».
Свидетелем всеобщей истерии был и Юрий Макаренков, сменивший к началу перестроечной эпохи ряд профессий — от маляра до владельца кооператива, производящего сталинит. Поэтому ему и его давнему товарищу Владимиру Терентьеву не пришлось в 1988 году долго ломать голову над тем, чем бы заняться с выгодой для себя. Ответ, как казалось тогда друзьям, лежал на поверхности — нужно изготавливать и продавать мебель. Верное направление мысли было обусловлено и образованием Юрия — к тому моменту он уже был дипломированным технологом лесозаготовок. Так был образован мебельный кооператив «Старт». Над названием долго не размышляли — лишь бы зарегистрироваться и поскорее приступить к делу.
— В ту пору кооперативы создавались под крышами базовых, уже существующих предприятий. Задача была предельно ясна: выпуск продукции для народного потребления с использованием в качестве сырья отходов «материнских» производств. Черногорск — город угольщиков, поэтому мы без проблем сработались с одной мелкооптовой базой, поставляющей лес для шахт. «Свободной» древесины в виде горбыля, щитов и обрезков, по старой советской традиции, на этой базе было предостаточно, вот мы и попытались использовать ее для своего производства. Еще одним стимулом для нашего нового дела стал первый заказ, практически совпавший по времени с образованием «Старта»: один из черногорских детских садов, как мы узнали от знакомых, нуждался в кроватках. Практически вручную, без какого-либо оборудования (у нас его в ту пору попросту не было) мы и взялись за работу. Детский сад получил кроватки, а мы — небольшой доход, ставший первоначальным капиталом.
Для серийного производства конкурентоспособной продукции требовалось перевести кустарное дело на промышленные рельсы — одним лишь лобзиком серьезно не поработаешь. Источником оборудования стал утилизированный «металлолом» действовавших в ту пору мебельных предприятий южных районов Красноярского края и Хакасии. На абаканской, черногорской, минусинской, шушенской мебельных фабриках по дешевке скупались списанные комплектующие деревообрабатывающих станков. Из этих разнокалиберных станин и муфт и монтировалась первая производственная линия кооператива «Старт».
— Собрали в итоге тот минимум, который был необходим для более-менее серьезной работы. Решили делать навесные кухонные шкафчики. Сделали первую партию — штук, наверное, тридцать. Погрузили их в кузов «ЗиЛа» и вывезли для реализации на городской рынок. Прямо через борт начали продавать. Продавали весь день, но «избавились» лишь от одного шкафчика! Это, конечно, был сокрушительный удар по всем нашим амбициям, надеждам и усилиям последних месяцев. Благо, не стали делать скоропалительных выводов, а сели и попытались в спокойной обстановке проанализировать причину неудачи. Пришли к выводу, что надо срочно разнообразить ассортимент. В то же время во что бы то ни стало необходимо было продать эти злополучные шкафчики — чтобы покрыть те затраты, которые мы понесли. Выход нашелся на удивление легко и быстро: начали изготавливать схожие по дизайну рабочие шкафы, тем самым «доукомплектовав» наши первоначальные изделия до полноценных кухонных гарнитуров. И дело пошло — за нашими мебельными наборами выстраивались очереди! А вскоре, когда мы договорились о поставках пластика для облицовочной поверхности, отбоя от покупателей уже не стало.
С развитием производства перед «Стартом» встала проблема площадей — рабочих, складских, торговых. Макаренков и Терентьев поставили первоочередную цель — построить цех. Бесхозная земля нашлась довольно быстро — благо, недостатка в гектарах на просторах южных степей не было никогда. К 1994 году, когда кооператив был реорганизован в акционерное общество, с нуля возвели первый сборочный цех. Потом построили еще два.
Строительство предполагает серьезные затраты. Ваше предприятие сумело сколотить необходимый капитал на детских кроватках и кухонных шкафчиках?
— Ну, на большой дороге мы точно никого не грабили Мы же в 94-м году не случайно дважды поменяли форму собственности, сначала организовав АО «Старт», а затем — ТОО «ТИМ». Фактически это были звенья одной цепи развития, которые в итоге привели к образованию в 2000 году двух солидных предприятий. Терентьевская «Черногорскмебель» — сегодня лидер в Красноярском крае по производственным объемам и качеству выпускаемой продукции, мой «Мебелькомплект» — ведущий поставщик необходимых для работы оборудования, сырья и фурнитуры.
В то время спрос на мебель у населения был огромен — только работай и реализуй. Вот мы и работали. Мощности у нашего тогда еще совместного предприятия были впечатляющие. Конечно, пришлось затянуть на время пояса — экономили на всем, на личных нуждах, потреблялся только тот необходимый минимум, который не позволил бы погибнуть с голоду нашим семьям и семьям сотрудников. Остальные доходы шли на развитие. Доходило даже до того, что с поставщиками рассчитывались по бартеру — готовой продукцией. Зато выполнили поставленные задачи: с завершением строительства наше предприятие стало по-настоящему самодостаточным, полновесным игроком на мебельном рынке региона. Мы уже не были здесь «случайными шабашниками». Можно было с уверенностью смотреть в будущее.
Конец «гарантированного» успеха
Золотая для новообразованных мебельщиков эпоха закончилась в середине 90-х годов, когда отрасль с «советской пропиской» окончательно почила и на рынке остались лишь те предприятия, которые сумели наладить работу в новых условиях. К тому же повальный спрос на мебельную продукцию упал — люди обзавелись всем необходимым для интерьера.
— Рано или поздно мы должны были оказаться на таком распутье. Хорошо, что оказались на нем рано, к 1996 году — вовремя сориентировались и спрогнозировали развитие ситуации. Посидели, подумали и пришли к выводу: мебельный бизнес для нас по-прежнему интересен. Но что нужно для развития и приобретения конкурентного преимущества? Решили так: необходимо полностью «перевооружить» наше производство. Тогда нам удастся серьезно расширить ассортимент. Кроме того, у нас получится с меньшими усилиями изготавливать высококачественную продукцию, которая будет способна соперничать с мебелью, привозимой на наш местный рынок из других регионов и из-за рубежа.
Сказано — сделано. Макаренков и Терентьев начали активно посещать различные профильные выставки, знакомиться с современными тенденциями в мебельной отрасли, изучать оборудование и «пробовать» ранее не интересовавшие их материалы.
В 1997 году партнеры отправились за знаниями в Германию — на представительную ежегодную ярмарку мебели.
— Первое впечатление было шоковым: насколько же мы отстали от них в развитии! Но, тем не менее, с этой выставки мы привезли идею — полностью перевести предприятие на немецкое оборудование. Покупка качественных станков стала нашей идеей-фикс. Сначала мы приобрели отменный немецкий кромкооблицовочный станок. С огромной радостью проплатили его стоимость, получили, установили, но работать на нем не смогли — после нашей самодельной «циркулярки» облицовывать на таком тонком механизме было невозможно. Встал вопрос о приобретении качественного раскройного станка. Вот ниточка и потянулась: если какой-то станок производит качественную операцию, то и подготовка к этой операции должна быть соответствующая. Выстроилась технология, был в срочном порядке приобретен весь комплекс оборудования. Получилось неплохо.
Два капитана
В те самые времена, когда происходило определение дальнейшего пути развития, Терентьев и Макаренков пришли к выводу, что необходимо «разветвлять» бизнес — и производство мебели, и поставки материалов представлялись в перспективе самостоятельными составляющими общего успеха. Так первый партнер остался на производстве, а второй занялся снабжением. Дальнейшие четыре года подтвердили верность этого шага: оба дела разрастались, у каждого из компаньонов завязывались новые контакты. В 2000 году произошло окончательное разделение. За Терентьевым закрепилась фабрика «Черногорскмебель», у Макаренкова, перебравшегося с семьей на постоянное место жительства в Красноярск, появилась фирма «Мебелькомплект».
Юрий Петрович, на первый взгляд кажется, что вы лично после этих событий больше потеряли, чем приобрели
— Это только на первый взгляд. Мне, допустим, так не кажется. К 2000 году мы уже плотно вошли на красноярский рынок как поставщики, почва для дальнейшего развития была основательно подготовлена. Поначалу, еще в 1995-1996 годах, мы арендовали здесь небольшие помещения для офисов, были и складские помещения в виде 20-тонных контейнеров. Когда пришло понимание, что каждым из направлений надо заниматься серьезно, мы с Терентьевым договорились о том, что надо разделить эти дела. Оба направления получили успешное развитие. Сегодня я могу смело констатировать факт лидерства компании «Мебелькомплект» в поставках материалов и фурнитуры на рынке Красноярского края.
И все же, позвольте, вернусь к разделению: был ли какой-то конфликт между давними партнерами?
— Конфликта не было. Было, может, некое отдаление друг от друга, точнее, разделение профессиональных интересов.
«Мебелькомплект» принципиально не занимается собственным производством?
— Почему? У нас до недавнего времени была своя линия. Но дело в том, что задачи у нее были совсем другие: я организовал этот производственный участок скорее в рекламных целях — чтобы наглядно показать, ЧТО можно делать из тех материалов, которые мы предлагаем, и КАК работает оборудование, которое мы продаем. Естественно, работало все на полном хозрасчете. Дополнительных затрат на этот производственный участок не требовалось, т.е. он зарабатывал свои деньги и существовал как самостоятельная единица в системе «Мебелькомплекта». Потом наступил период, когда красноярские мебельные предприятия стали активно «перевооружаться». Я посчитал, что данное производство выполнило свою рекламную функцию и посему его можно убрать. Что и было сделано три месяца назад. Еще один фактор, повлекший закрытие, — дефицит площадей. Складских, торговых. Это тоже сказалось. Сейчас мы занимаемся только поставками.
Откуда есть пошел «Мебелев»
— Года с 98-го я предпринимал попытки собрать мебельщиков нашего региона — побеседовать на общие темы, поделиться своими знаниями. Была такая потребность. Помню, на первом собрании (пришло тогда человек десять) обстоятельного разговора не получилось. Были только взаимные претензии и обиды: почему кто-то демпингует, и прочее. Абсолютно ни о чем не договорились, ничего не решили. Но идея не умерла. Попытался найти единомышленников среди мебельных предприятий. Такие есть — интересные люди, которые могут думать немножко и о завтрашнем дне. С ними мы и организовали в 2002 году некоммерческое партнерство — гильдию мебельщиков Красноярского края.
Какие цели вы ставили, создавая это объединение?
— Элементарное общение. Интересно просто собраться группе людей, занятых одним делом, и поделиться опытом, рассказать о наработках — проблемы-то у всех практически одни и те же. Что-то типа клуба мебельщиков. Никаких политических задач мы не решали, никаких коммерческих проектов не строили. Однако для того чтобы оживить это партнерство, в голову пришла идея, способная объединить мебельщиков на основе главной проблемы — реализации продукции. Сегодня ведь очень много производителей, достаточно специализированных магазинов, несчетное количество продукции из других регионов. Если красноярские мебельщики будут спокойно к этому относиться, то наша доля рынка будет постепенно снижаться. Тогда что останется-то?!
Что, помимо сбыта продукции, дает новый ТВЦ красноярским компаниям? Присутствует ли в этом проекте имиджевая составляющая?
— Да, конечно! Это отличная возможность показать покупателю, что у нас умеют делать мебель не хуже, чем в других регионах. «Мебелев» позволит нам развеять стереотип, частично оставшийся в сознании народа с перестроечных времен, когда нередко «кооперативное» воспринималось как некий синоним «некачественного». В нашем городе есть предприятия, которые оснащены гораздо лучше, чем их «коллеги» из Саратовской и Московской областей, чья продукция активно реализуется сейчас на Красноярском рынке. В общем, основная цель открытия комплекса «Мебелев» — показать и разъяснить. Следует отметить, что проект разработан и реализован в рамках гильдии мебельщиков. На этой стадии среди членов гильдии уже стали образовываться партнерские отношения. Это хорошо, потому что присутствует не конкуренция-«междоусобица», а здоровая спортивная состязательность. Сегодня «Мебелев» — это 2000 кв.м, к лету планируем довести до 2600 кв.м. Но для того чтобы в полной мере показать всю выпускаемую у нас сейчас продукцию, выставочный комплекс должен иметь площадь тысяч в 10 квадратов. Как минимум! Пока, к сожалению, мы не имеем таких просторов.
Чем же мебель красноярских производителей выгодно отличается от привозной продукции?
— Прежде всего индивидуальным подходом. Привозная продукция — это готовые изделия, практически исключающие возможность варьирования в создании интерьера. А покупатель стал более требовательным и просвещенным — ему все чаще нужен эксклюзив. С местным производителем можно договориться о выпуске мебели на заказ, проще потребовать от него выполнения гарантийных обязательств. Сложность транспортировки изделий из нетрадиционных материалов (стекла, камня) не позволяет рассчитывать на заказы такой мебели, допустим, из-за рубежа. Кто же потом будет склеивать осколки разбитой в пути столешницы? Выход один — заказать здесь. Тем более что красноярские производители сегодня обладают всеми ресурсами и навыками для изготовления качественной, конкурентоспособной мебели. А чтобы это понял потребитель, мы и открыли центр «Мебелев».