Открыть нельзя закрыть
В феврале в Красноярске состоялось несколько громких открытий бизнес-проектов. Закрытий и банкротств, впрочем, тоже хватало. «ДК» проанализировал, во что сейчас готовы вкладываться бизнесмены города.
В начале года оживился красноярский ресторанный рынок – открылось несколько новых заведений. Ресторатор Анатолий Ващенко запустил семейный ресторан «Mama's», бар «BelliniFIT», а также уже шестой в городе паста-пицца бар «Перцы». Причем, впервые заведения «Bellinigroup» появились на правобережье.
– Правый берег обделен ресторанами, однако он имеет право на развитие. Например, доставка «Перцев» по правобережью занимает пятую часть от всего объема заказов, – рассказал «ДК» Анатолий Ващенко.
Планы по развитию сети заведений есть и у Евгения Пономарева. В феврале он заявил о скором открытии на Взлетке второго кнайпе (формат традиционного немецкого бара) «Кино и немцы». Г-н Пономарев поделился с «ДК» своим видением ресторанного рынка города: по его мнению, выживут сетевые проекты, а мелкие игроки будут уходить, отдавая клиентов крупным компаниям.
В подтверждение этих слов, в феврале появилась информация о продаже мультиформатного заведения (ночной клуб, бар, ресторан с летней террасой) «Trэnd» на улице Дубровинского. Заведение было открыто в декабре 2014 года. Сообщается, что инвестиции в проект превысили 10 млн. рублей, а продать его собственник хочет за 2,5 млн. рублей. Арт-директор «Trэnd» Игорь Андреев пояснил «ДК», что причиной закрытия заведения стала непопулярность формата: снижалась посещаемость, а вслед за ней и рентабельность. Открывать новый проект на этом месте собственники не планируют.
В красноярском ритейле в феврале тоже были и открытия, и закрытия. В магазине «Иль де Ботэ» появилась первая в Красноярске точка продажи известного канадского производителя профессиональной косметики M.A.C. Прежде ближайший магазин марки был только в Новосибирске. Федеральная книжная сеть «Читай-город» расширилась – в городе начал работу уже пятый магазин.
В одежном ритейле продолжает восстанавливать свои позиции Алексей Грузиненко – в феврале он открыл магазин «ЛеРойCity» в «ТК на Свободном», при этом ранее на этом месте он закрыл магазин Mexx.
– В начале 2015 года бренд Mexx купила турецкая компания. Мы были не очень довольны сотрудничеством: стали возникать проблемы с коллекциями, компания стала использовать более дешевые ткани, при этом цены только росли. После того как взаимоотношения между Россией и Турцией осложнились, мы приняли решение изменить концепцию магазина, сделать его мультибрендовым и, как следующий шаг, сменить название, – пояснил «ДК» причины своего решения Алексей Грузиненко.
Исчез из Красноярска еще один известный бренд женской одежды и аксессуаров KarenMillen – магазин этой торговой марки закрылся в ТРЦ «Планета». Представитель бренда пояснил, что это было решением субфранчайзи, и с политикой бренда на территории России закрытие красноярского магазина не связано.
Но в «Планете» появился и новичок - магазин женской одежды «Modewelt», который работает в ценовом сегменте миддл-маркет.
Сфера бизнес-образования пополнилась в феврале тренинговой компанией «Я-Тренинг». Фирма специализируется на проведении тренингов и коуч-сессий для предприятий малого и среднего бизнеса. На страховом рынке города тоже появился новичок – федеральная компания «Селекта» открыла в Красноярске территориальное обособленное подразделение.
Не только федеральные, но и международные проекты стартовали в Красноярске. Начал работу проект TRAFI, создавший приложение для отслеживания общественного транспорта в городах Турции, Бразилии и Прибалтики. Руководитель проекта в России Михаил Вербицкий рассказал, что не боится конкуренции с сервисом Яндекс.Транспорт.
– Власти Красноярска очень активно сотрудничали с нами, они действительно заинтересованы в улучшении городских сервисов для горожан, – уточнил г-н Вербицкий.
Гораздо печальнее ситуация у крупных красноярских производств. В начале года многие стали заявлять о своем банкротстве и закрытии. После более чем полугодового рассмотрения дела было признано банкротом агропредприятие «Мавр».
– Рынок они начали терять еще года три назад. Только на них либо не реагировали, либо реагировали неправильно. Мавр всю жизнь занимался копированием, а это краткосрочная стратегия, долго не протянешь, – прокомментировала «ДК» банкротство конкурента директор Красноярской продовольственной компании (КПК) Елена Нагибина.
Началась процедура банкротства Краснокаменского рудника, в феврале стало известно, что разрез и производственные мощности законсервированы. На грани банкротства оказался работавший более 50 лет красноярский завод «КЗМЗ-Сибтехмонтаж» (занимается производством металлических изделий) – там объявили о сокращении 120 человек. В селе Нарва Манского района закрылось предприятие по производству палочек для мороженого. Ежемесячно оно производило около 430 тонн палочек, на предприятии работало более 100 человек. Палочки для мороженого поставляли в Китай, но заказчик перестал перечислять деньги, и в феврале этого года цех остановили.
Но были и новости о старте новых производств в регионе, в частности, об открытии в Зеленогорске и Железногорске производства электротехнического оборудования Регионального инновационного центра (ГК «Синтез Н»), об увеличении мощностей красноярского завода Danone (за счет переноса их из Томска).
Автомобильный рынок города приносил как позитивные вести - о планах открытия в городе второго дилерского центра Renault ГК «СИАЛАВТО» и строительстве дилерского центра Bentley ГК «Крепость», так и негативные – компания «ТИТАН моторс» перестала быть дилером марки Nissan в Красноярске, иск о признании компании банкротом был подан в Арбитражный суд края.
Директор консалтингового бюро «КПД» Юрий Юдин отмечает:
– В Красноярске становится все меньше предприятий среднего бизнеса (с выручкой от 400 млн. до 1,5 млрд. рублей в год). Компании либо становятся крупными (редкая история), либо – малыми, с выручкой 100-400 млн. рублей в год, либо вовсе уходят с рынка.
Юрий Юдин, директор консалтингового бюро «КПД»:
– Дела сейчас идут неплохо у компаний-монополий, завязанных на экспорт или удовлетворение базовых потребностей (расходы на питание, детская одежда и обувь, обучение и лечение детей, бензин и расходы на транспорт, сотовая связь). Да, появляются кассовые разрывы, немного падают продажи. У некоторых падает выручка на 5-20%, но в целом ситуация управляемая.
У организаций, занимающихся импортом, строительством, производством, услугами, ситуация сложнее. Например, в строительной отрасли, которая является бесспорным флагманом Красноярска, падение выручки в 2016 году может составить 30-40%. Но не во всех сегментах и не у всех компаний. В сегменте коммерческой недвижимости провал гораздо сильнее, чем в жилой. Некоторые компании благодаря такой ситуации и умелому менеджменту нарастят свою долю рынка в ближайшие два-три года.
Сложно назвать направления, кроме производства продуктов питания, для которых в Красноярске наступило время развития. Некоторые бизнес-идеи, реализованные в Москве и Санкт-Петербурге, пробовать можно, но таких идей мало. Добыча золота – интересная, но фондоемкая идея.
Также испытывают сложности компании, работающие с бюджетными организациями. К сожалению, есть проблема, связанная с неполучением вовремя денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.
Мне кажется, в российской экономике денег хватает. У нас агрегат М2 – почти половина ВВП. Это сравнимо с США. Другое дело, что деньги сконцентрированы в Москве и у экспортеров. И каналы передвижения этих средств медленные.