Платные парковки в Красноярске: бизнес‑маневры между рисками
1 марта 2015 г. в центре Красноярска начнет работать система платных парковок. «ДК» выяснил у инвестора проекта — компании «Инфоком», почему обустройство парковок интересно с точки зрения бизнеса.
Администрация Красноярска определилась с победителем конкурса на обустройство платных парковок. Им стала компания «Инфоком». Первые паркоматы в центре города появятся уже в середине декабря, весной начнется коммерческая эксплуатация проекта. Директор компании‑инвестора ДМИТРИЙ ВИЛКОВ уверен, при должной законодательной поддержке организация платных парковок может стать полноценным бизнес‑проектом. В планах «Инфокома» параллельно с работой в Красноярске заходить в другие города‑миллионники.
На прошлой неделе, когда объявили результаты конкурса, вопрос «Что за компания победила?» звучал, пожалуй, чаще всего.
— Да, мы стали «темной лошадкой», но лишь потому, что большинство наших проектов реализуется не в Красноярске. На рынке ИТ‑решений мы с 2006 года. Занимались разными проектами, но большая часть из них так или иначе связана с транспортом: транспортный процессинг, системы мониторинга пассажирского транспорта и т.д. Одно из флагманских направлений — система продажи перевозок для дочерних предприятий РЖД, речь о пригородных железнодорожных перевозках. География работы — от Омска до Улан‑Удэ.
Почему вы пошли в проект по обустройству платных парковок?
— Оценили свои возможности, поняли, что все компетенции, которые понадобятся, уже были нами реализованы в других проектах. Не видим каких‑либо затруднений с точки зрения технологий и в этом смысле заходим на задачу с легким сердцем.
Сколько компания вкладывает в проект и как скоро рассчитывает вернуть средства?
— На первом этапе объем инвестиций в проект составит порядка 81 млн руб. Пока система будет масштабироваться, а это 1,5‑2 года, работать будем в минус. Если посмотреть на опыт других городов, где уже есть платные парковки, хорошо видно, что первое время операционные доходы не покрывают операционные расходы. У нас, например, будет свой автопарк, который будет обслуживать терминальное оборудование, возить системы контроля и вычислений — те самые парконы. И еще об инвестициях. В проект мы вкладываем наш нематериальный актив — это собственно само программное обеспечение. Для понимания: стоимость подобного решения на рынке оценивается от 50 млн руб. Софт — система процессинга, система биллинга и т.д. будет готов в ближайшее время.
Каковы главные риски — что говорит опыт городов, где проект платных парковок уже реализован?
— Основная проблематика — это риск невозврата инвестиций. Все будет зависеть от того, как будут заполнены парковочные места. Базовый расчет: коэффициент 0,44 — парковочное место будет занято примернополовину из отведенного «рабочего» времени, десяти часов. Если коэффициент будет меньше, а к примеру, в Екатеринбурге он на сегодня меньше, то проект себя не окупит. Как будут наполняться парковки — это зависит от эффективности совместной работы инвестора и муниципалитета, включая удобство и доступность создаваемой услуги для жителей города. В этом случае тема платных парковок может стать интересной с точки зрения бизнеса. Пока же проекты во всех городах реализуются на бюджетные средства. Исключения — Краснодар, где речь идет о частно‑государственном партнерстве, и Красноярск, где 100% инвестиций — это средства бизнеса. К слову, на начальном этапе, когда проект подразумевал бюджетное финансирование, у нас было очень много конкурентов. Как только условия изменились, отвалились почти все.
На какую маржинальность вы рассчитываете?
— Чтобы проект окупился, норма доходности должна быть не ниже 24% годовых в расчете на 5 лет. После этого срока созданную систему — материально‑техническую базу и нашу интеллектуальную собственность, ПО — мы передаем в собственность городу. Таковы условия контракта, причем не важно, окупим мы вложения или нет.
В таком случае резон вашей компании в этом проекте крайне зыбкий?
— Наш резон, о нем я уже сказал — реализовать компетенцию. Сделав это, мы сможем зайти на подобные проекты в других городах уже с готовыми решениями. Любому субъекту федерации, который прорабатывает вопрос организации платных парковок, интересен реальный опыт, и он у нас будет — в Красноярске. Нам хочется доказать, что подобные проекты могут быть реализованы за счет частных инвестиций, без участия бюджетных средств. Это может стать примером для других городов‑миллионников: платные парковки как бизнес‑проект, а не проект, живущий за счет бюджета. Конечно, пока это гипотеза, чутье, если хотите, но мы уверены, что эта тема будет набирать обороты, она перспективна и потенциально доходна именно с точки зрения бизнеса.