Поединок лидеров в бизнесе - 19.05.2008
Вы — директор компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Вы убеждены, что бизнес, остановившийся в развитии в своем регионе, обречен. Собственник считает, что выходить в другие города —
Вы — директор компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Вы убеждены, что бизнес, остановившийся в развитии в своем регионе, обречен. Собственник считает, что выходить в другие города — значит пытаться перепрыгнуть пропасть.Что вы предпочтете: пойти на конфронтацию с работодателем, отстаивая свои убеждения, или постараетесь сохранить «синицу в руке»?
Александр Варфоломеев: В данной ситуации необходимо подтвердить свою интуицию цифрами. Цифры должны точно показывать, что дальнейшее расширение бизнеса в рамках города уже невозможно. Необходимо доказать, что высококонкурентная ситуация непременно приведет к тому, что на фоне рыночной борьбы за «кусок пирога» единственным способом «выжить» для предприятия будет строительство инорегиональной сети. Надо выбрать город по наименьшим первоначальным издержкам и по наивысшему коэффициенту спроса на рынке на ваш вид деятельности. Рассчитать расходы на открытие первой дочки, сроки на выход в «точку безубыточности». Если всех этих цифр будет недостаточно, можно смело предлагать себя и свой проект конкурентам. Зная, что цифры и интуиция вас не подводят, смена работы для вас будет лишь вопросом времени. Так почему бы не продать себя сейчас дороже?
Андрей Капля: Ситуация подобная очень часта, и я в такой был. Считаю, что наемного менеджера в первую очередь должно интересовать собственное развитие. Он должен попробовать реализацию своих стратегий на рынке, иначе никогда не поймет, правильный был придуманный им ход или нет. Если наемный топ убежден, что решение верное, и готов поставить на это, он обязан рискнуть уговорить начальника.
Вы приходите в компанию реализовывать стратегию, которую вы полностью разделяете. Очень быстро понимаете, что она не может быть воплощена в жизнь: компания не располагает теми ресурсами, которые вам были гарантированы в начале. Увольнение «по собственному» очень сильно подмочит вашу репутацию, ведь собственники предпочтут повесить всех собак на вас. «Хлопнуть дверью» и раскрыть правду о положении в компании — значит, ввязаться в рискованную переделку. Как вы будете выпутываться из истории?
Александр Варфоломеев: Сначала необходимо проанализировать, насколько данные, предоставленные вам при приеме на работу и акционерам, расходятся с действительностью. Затем решить, какие из ваших планов и задач по реструктуризации можно воплотить в жизнь. Если возможно будет реализовать хотя бы 30% из намеченных проектов, приступить к работе. После, получив первые положительные результаты, вернуться к разговору о полноценной реализации заявленной на старте стратегии. Доказать, что, если вы продолжите работать без достаточных для успешного завершения ваших проектов ресурсов, по итогу результат будет отрицательным. Если руководство не пойдет вам навстречу, успешно дорабатывая эти 30%, ищите новую работу.
Андрей Капля: Итак, вы приходите в компанию и видите, что вам мешают развивать свои стратегии. Дело бесперспективное. Если как менеджера вас устраивает хорошо оплачиваемая работа в компании, которая не развивается, необходимо задать себе вопрос — а хотите ли и вы застыть вместе с ней? Уйти надо, но именно «хлопать дверью» неправильно. Обычно увольнение по собственному желанию не подмачивает репутацию работника. У нас тоже есть менеджер, который ушел из предыдущей компании не без конфликта с собственниками. Сейчас они рассказывают про него нелицеприятные истории, но все прекрасно понимают, что работодатели могут и искусственно создавать мнение о человеке. Оправдываться и обращать на это внимание нельзя, ведь так всю жизнь можно бояться, что кто-то где-то отзовется о вас плохо.
Вам сделали заманчивое предложение. Чтобы удержать вас, собственник предлагает вам небольшую долю в бизнесе. Вас это не слишком радует, поскольку на вашем материальном положении это практически не отразится. Вы бы предпочли, чтобы вам дали больше управленческой свободы и повысили ваш ежегодный бонус, зависящий от прибыли, до того же уровня, что в компании, сделавшей предложение. Тогда вы бы сами себе заработали (да и для компании тоже). Предложите несколько аргументов, чтобы убедить собственника, который категорически не хочет давать вам больше полномочий.
Александр Варфоломеев: Только личный интерес в результате может подтолкнуть к «прыжку выше головы». Ничто так не дает почувствовать свободу и ответственность в ситуации, когда ты всего лишь наемный работник, как управленческая свобода и осознание, что «сколько потопаешь, столько и полопаешь». Поэтому либо собственник делает ставку на меня и у всех появляется шанс заработать больше, либо я принимаю предложение со стороны.
Андрей Капля: Если собственник не особенно доверяет вам, если ваши взгляды с ним разнятся — возникает подобная пропасть в отношениях. Он не уверен, что вы будете действовать в рамках единой стратегии. До работодателя надо донести, что вы заработаете для компании больше, если будете мотивированы. При этом не обязательно просить больше управленческой свободы. Требуйте увеличить не бонус, а долю. Обычно замотивированные лишь бонусом менеджеры всегда готовы перепрыгнуть из одного «вагона» в другой. Доля привязывает топа к компании.