Поединок лидеров в бизнесе - 28.07.2008

Дмитрий Герасимов называет себя «прирожденным отличником». В шесть лет он сам напросился в школу, директор которой приняла его после долгих уговоров со словами «пусть попробует, все равно сбежит че

Генеральный директор компании «Астур» Дмитрий Герасимов с самого детства удивлял окружающих нелогичными поступками. Так, в шестилетнем возрасте сам попросил родителей отвести его в школу. Будучи подающим надежды студентом-физиком, решил бросить учебу и пойти работать продавцом компьютеров. Уже состоявшись как бизнесмен, он вложил деньги в частную стоматологию, что даже его близкие считали пустой тратой средств. Однако время показывало, что Дмитрий Герасимов всякий раз был прав, а за внешним отсутствием логики скрывалось умение просчитывать свои действия на шаг вперед.

Дмитрий Герасимов называет себя «прирожденным отличником». В шесть лет он сам напросился в школу, директор которой приняла его после долгих уговоров со словами «пусть попробует, все равно сбежит через неделю». Однако он не сбежал и уже первый класс закончил на одни «пятерки», а спустя еще девять лет вышел из школы с «золотым» аттестатом. «Наверное, в общепринятом понимании я был нетипичным ребенком: в то время как мои сверстники все лето гоняли во дворе мяч, я сидел дома и читал учебники. К началу учебного года я неплохо знал будущие предметы, и на многих уроках мне было откровенно скучно», — вспоминает Дмитрий Герасимов. Он говорит, что привычка учиться сохранилась у него до сих пор, и она во многом определила его успех в бизнесе.
Утром — дворник, вечером — грузчик
Карьера Дмитрия Герасимова, как и у многих, началась еще в студенчестве.
— Это было в 1991 году, когда я заканчивал университет. Нашел работу по объявлению в автобусе, позвонил, пришел на собеседование. Помню, абсолютно не владел ни одной из требуемых специальностей, однако меня это не смущало.
Г-н Герасимов с улыбкой вспоминает диалог, который произошел на собеседовании.
— Здравствуйте, я хочу у вас работать.
— Но нам нужны строители. Ты же не строитель?
— Нет, но мне нужна работа. Давайте вместе подумаем, что я буду у вас делать.
Компания называлась ТОО «Сибэкспресс». Как и большинство предприятий в то время, она занималась всем подряд — от строительства до торговли.
— Меня поставили сначала на продажу компьютеров. Потом эта же фирма открыла студию кабельного телевидения, где я работал оператором: менял кассеты с фильмами в видеомагнитофоне.
В дальнейшем Дмитрий Герасимов поменял множество профессий: работал биржевым брокером в брокерской конторе «Ярбанка», финансовым консультантом в строительной организации, занимался посреднической деятельностью. Начал уже задумываться о собственном деле, однако в 1993 году попал в ситуацию, которая едва не поставила крест на всех его замыслах. Тот период своей жизни Дмитрий Герасимов вспоминает с неохотой.
— Меня, что называется, «кинули». Я потерял все, что успел заработать к тому времени, лишился работы и переживал тяжелый кризис. Помню, смотрел на успешных людей в дорогих машинах вокруг и думал: почему у них это есть, а у меня нет? Чего мне не хватает? Ума? Да, пожалуй, у меня его побольше, чем у многих из них. Желания работать? Скорее, напротив, я типичный трудоголик В итоге пришел к выводу, что мне недостает жесткости в отношениях с людьми. Я понял, что мягкость и доверчивость в бизнесе — это роскошь, которую можно позволить себе, лишь когда крепко стоишь на ногах.
Усвоив первый «урок», Дмитрий Герасимов начал все с нуля с утроенной силой. Точнее, устроился на три работы.
— Днем я трудился программистом в одной из красноярских фирм. По утрам подрабатывал дворником, а вечером, после основной работы, ездил на железную дорогу разгружать вагоны. Так продолжалось до 1994 года, пока в фирме, где я работал программистом, мне не предложили должность финансового директора. Надобность в трех работах отпала. А еще через некоторое время, летом 94-го, мы с одним из партнеров моей фирмы решили начать собственный бизнес.
Из науки в бизнес
Надо сказать, что в то время как Дмитрий Герасимов подметал дворы и разгружал вагоны, он уже имел ряд опубликованных научных работ по теоретической физике и вполне мог претендовать на должность научного сотрудника в каком-нибудь институте.
— После школы я учился на физфаке КГУ и всерьез планировал заняться научной работой. Учился настолько усердно, что уже на четвертом курсе почти закончил дипломный проект. Причем научный руководитель утверждал, что при небольшой доработке мой диплом «тянул» на кандидатскую диссертацию. Так что, останься я в науке, не исключено, что стал бы крупным специалистом и работал бы сейчас где-нибудь за границей.
Возможно, г-н Герасимов успел бы осуществить свои студенческие замыслы, если бы в 1987 г. его не призвали в армию. Хотя и туда, как и в школу, он «напросился» сам.
— Мое дело «затерялось» в военкомате, и меня не призывали. Помню, я сам пришел туда и стал стучать по столу кулаком: «Мне 18 лет! Почему вы меня не призываете?» В то время «косить» от армии было постыдным делом, такой человек терял всякое уважение окружающих.
Из армии Дмитрий Герасимов вернулся к началу девяностых. Он восстановился в университете, однако уже через два года, на четвертом курсе, понял, что наука его не прокормит.
— Все, на что я мог рассчитывать, оставшись в университете, — 120 рублей ставки плюс 60 за научную работу. Однако шел уже 1991-й год, и на эти деньги нельзя было прожить. Поэтому я решил бросить учебу и искать работу. Пошел в деканат и написал заявление об отчислении, чтобы таким образом отрезать себе пути к отступлению. Правда, меня все же уговорили закончить университет, но единственное, для чего мне потом пригодились мои знания, — это выполнение за деньги дипломных и курсовых работ для студентов-оболтусов.
«Астур» помешал многим
Запуская свой первый бизнес, Дмитрий Герасимов еще не знал, что станет одним из «пионеров» местного алкогольного рынка: он начал с мелкооптовой торговли табачными изделиями.
— Просто этот бизнес был мне уже известен: им занималась компания, где я прежде работал финансовым директором. Мы с компаньоном начали с того, что торговали с машин на рынках «Центральном» и «КрасТЭЦ». Доход был неплохим, но мы почти ничего не тратили на себя, все вкладывали в дело. В конце каждой недели подсчитывали выручку и распределяли ее: на новый товар, на бензин, на зарплату продавцам. В итоге на себя оставались совсем «крохи», что называется, для «поддержания брюк». Помню, из «излишеств» мы могли позволить себе раз в неделю покупать по два яблока и два йогурта. Это было «роскошью». Зато через год у нас уже было четыре машины, а кроме того, смогли купить склад и заняться крупными оптовыми поставками табака.
Тогда же, в 1995 г., компаньоны основали компанию «Астур», которая помимо сигарет продавала и алкоголь. За год-два объемы его продаж значительно выросли, и он начал постепенно вытеснять из ассортимента компании табачные изделия. В 1998 г. «Астур» полностью «переквалифицировался» в алкогольного дистрибутора.
Время становления «Астура» Дмитрий Герасимов вспоминает как один из самых трудных периодов в своей жизни.
— Шла середина девяностых, рынок был абсолютно «диким». Я бы не сказал, что на нем была сильная конкуренция, ведь крупных игроков, по сути, еще не было. Просто были те, кто пришел на рынок раньше нас, и они пытались держать «Астур» на вторых ролях, не давать нам развиваться. Причем в ход шли любые методы вплоть до угрозы физической расправы. Так, в 1997 году погиб мой компаньон, я сам несколько месяцев круглосуточно жил под охраной. «Астур» тогда поднимался, увеличивал объемы продаж. Разумеется, это не нравилось нашим конкурентам, потому что емкость рынка не росла и, соответственно, мы кого-то теснили, отнимали их долю.
Дмитрий Герасимов говорит, что с самого начала поставил бизнес на легальную основу в отличие от многих тогдашних конкурентов. Это и помогло «Астуру» занять лидирующие позиции на рынке.
— В начале девяностых в отрасли был полный «бардак», государство практически не регулировало алкогольный рынок. Однако было ясно, что вечно так длиться не может. И, действительно, в середине девяностых, когда мы пришли в алкогольную дистрибуцию, государство стало брать контроль над этим сегментом. Мы сразу поняли, что надо играть по установленным правилам, иначе не выжить. Поэтому я постоянно отслеживал изменения в законодательстве, досконально изучил Административный и Налоговый кодексы и прочую необходимую документацию. Дошло до того, что я стал знать их лучше, чем инспекторы контролирующих органов, которые приходили к нам с проверками. Я порой сам подсказывал им, что они должны у нас проверять.
В итоге мы зарекомендовали себя на рынке как компания с абсолютно чистой репутацией. Это позволило нам выйти на крупных заказчиков, которых становилось все больше. Одновременно росли объемы наших поставок. Благодаря этому мы обошли многих конкурентов и выбились в лидеры рынка. Те же, кто не смог или не захотел вовремя перестроить свою работу, постепенно ушли с него. Сейчас на рынке нет никого, кто начинал работать до нас.
Один бизнес — хорошо, а три — лучше
В 1999 г. «Астур» входил уже в тройку лидеров красноярского алкогольного рынка вместе с компаниями «Троя» и «Флагман». Однако, несмотря на прочные позиции своей компании, Дмитрий Герасимов решил, что необходимо диверсифицировать бизнес.
— Алкогольный рынок был нестабилен — требования государства постоянно менялись, и не всегда они были понятны. Кроме того, в любом бизнесе есть сезонные взлеты и падения. Отсюда возникло желание подстраховаться, открыть дополнительные направления, которые могли бы уравновешивать друг друга. Размышляя о том, куда вложить деньги, Дмитрий Герасимов поначалу менее всего предполагал, что его новым бизнесом станет стоматология.
— Все началось с того, что мне предложили купить помещение бывшего магазина «Солнышко» на Ладо Кецховели. Я совершенно не представлял, что мне с ним делать. Однако цена была до такой степени бросовая, что можно было как минимум перепродать его с выгодой. Поэтому я его купил, и вот тут-то задумался
Первой мыслью Дмитрия Герасимова было открыть магазин — опытному оптовику эта идея казалась наиболее очевидной. Однако он решил не торопиться и в итоге принял решение, которое удивило всех: запустить частную стоматологическую клинику.
— От этого шага меня отговаривали все, включая моих же сотрудников. Говорили, что это пустая трата денег, что компания потерпит убытки, что помещение можно использовать с гораздо большей выгодой, и тому подобное. Предлагали даже свои варианты, самым оригинальным из которых было открытие бани. Однако стоматология мне казалась перспективным направлением и вот почему. У меня всегда были проблемы с зубами, и когда я в 1996 году решил привести их в порядок, то потратил на это полгода и сумму, равную стоимости моего автомобиля (тогда я ездил на «Жигулях»). Вот я и задумался: а много ли в Красноярске людей, готовых пойти на подобные «жертвы»? Вспомнив свои прежние мучения, решил, что немало. Тем более к 2000 году в нашей бизнес-среде началась мода на здоровый образ жизни, все стали следить за своим внешним видом. Я окончательно убедил себя, что услуги стоматологической клиники будут востребованы.
Уверенность г-на Герасимова подкреплялась тем, что он располагал всеми необходимыми составляющими для запуска стоматологии.
— У меня было помещение, деньги, мое личное желание и, наконец, человек, которому я мог доверить исполнительскую работу, поскольку сам ничего не смыслил в стоматологии. Им стал мой старый друг Сергей Соседкин — выдающийся, на мой взгляд, стоматолог.
Суммировав имеющиеся «активы», я приступил к разработке бизнес-плана. Поскольку медицинский бизнес был мне совершенно незнаком, у меня ушло на это очень много времени, я четырежды вносил изменения в первоначальные расчеты, прежде чем приступить к оснащению клиники. В итоге мы купили три недорогих, но качественных итальянских рабочих места и в декабре 2000 года запустили «Астрею».
По словам Дмитрия Герасимова, уже через год работы клиники утихомирились даже самые отъявленные скептики. «Астрея» начала приносить столь высокую прибыль, что было решено ее расширить и увеличить количество рабочих мест до пяти, а в 2003 г. до десяти.
Сегодня г-н Герасимов уже не считает «Астрею» вспомогательным бизнесом. Он утверждает, что в некоторые месяцы доходность клиники превышает доходность алкогольной дистрибуции.
— Клинику на Ладо Кецховели уже и клиникой не назовешь — за 8 лет мы развили ее в крупный стоматологический центр с 11 кабинетами, современным оборудованием, лабораторией, диагностическим отделением. Если в 1999 году ее площадь составляла 150 квадратных метров, то сейчас уже 600. Кроме того, два года назад мы запустили вторую «Астрею» на Предмостной площади.
Придя в медицинский бизнес, Дмитрий Герасимов не изменил своей привычке учиться. По его выражению, он полностью погрузился в новую для себя сферу деятельности, специально занимался ее изучением и до сих пор лично участвует в наборе персонала и покупке оборудования для своих клиник.
— Сейчас я с врачами говорю на их языке. Зачастую те из них, кто не знаком со мной, вполне искренне называют меня «коллега», думая, что я тоже бывший стоматолог, ушедший в бизнес. Они с удивлением узнают, что я не имею медицинского образования. Помню, сотрудники медакадемии меня даже спрашивали: «Вы ведь однокурсник Сергея Юрьевича (Соседкина)? Но почему я вас не помню?»
Почти одновременно с «Астреей», в 2001 году, Дмитрий Герасимов запустил еще один бизнес — сеть супермаркетов «Орлан».
Однако в прошлом году он решил закрыть этот бизнес и передал свои магазины в управление сети «Красный Яр». Многие участники рынка тогда расценили это как поглощение одного игрока другим и утверждали, что «Орланы» не выдержали конкуренции со стороны остальных сетей. Но г-н Герасимов объясняет свое решение другими причинами.
— «Орланы» приносили хорошую прибыль, я уверен, что их рентабельность была выше, чем рентабельность многих магазинов ныне работающих сетей. Но я решил, что целесообразнее будет закрыть их, высвободить тем самым человеческие и финансовые ресурсы и бросить их на развитие медицинского и алкогольного направлений.
Дело в том, что каждая компания проходит в своем развитии этапы, когда необходимо диверсифицировать бизнес и когда, напротив, приходит пора консолидировать усилия на основных направлениях. Относительно «Орланов» у меня изначально была уверенность, что с ними рано или поздно придется расстаться.
«Никогда не скажу себе: «Стоп! Мне хватит!»
Как и для многих предпринимателей, бизнес для Дмитрия Герасимова долгое время был не работой, а образом жизни.
— Когда я только начинал, у меня было 5 выходных дней в году: 1 и 2 января, 8 Марта, 1 Мая и 7 ноября. А отпуск я впервые позволил себе в 1998 году — отдохнул четыре дня. По большому счету, я и высыпаться стал нормально, только когда закрыл третье направление бизнеса. Немаловажную роль здесь сыграло мое желание больше внимания уделять семье и друзьям.
Г-н Герасимов утверждает, что сейчас ему удалось переломить ситуацию и отладить бизнес настолько, чтобы он не требовал его ежеминутного участия.
— Некоторое время назад я поставил перед собой цель достичь такого режима, чтобы утром до начала рабочего дня успевать завезти старшего сына в школу, младшего — в детский сад, а вечером, в 5-6 часов, забирать их. Ну и в субботу-воскресенье отдыхать, как все нормальные люди. Пока мне удается придерживаться такого распорядка.
Отдыхать Дмитрий Герасимов предпочитает вполне традиционными способами: на выходные, как правило, выбирается на природу или на дачу с друзьями и семьей.
— Моя страсть, пожалуй, только автомобильные путешествия. Причем я очень легкий на подъем в этом плане. Например, как-то отдыхали с приятелями на даче, и один из них сказал, что давно хочет посмотреть Саяно-Шушенскую ГЭС, но все не может выбраться. Я подумал: а почему бы нет? На следующих же выходных мы собрались и поехали на ГЭС.
Дмитрий Герасимов никогда не жалел о том, что не стал ученым-физиком, а пошел в бизнес: «Я всегда старался поступать так, как считал правильным для себя на данный момент. Если в 20 лет я решил, что мне лучше бросить учебу и пойти работать, значит, тогда у меня не было более перспективных вариантов. И сегодня мне не в чем себя упрекнуть».
Если сожалеть о прошлом не в правилах г-на Герасимова, то будущее — предмет его постоянных раздумий. Он по-прежнему не изменяет привычке просчитывать свои действия на перспективу, тем более что останавливаться на достигнутом он не собирается.
— Я не такой человек, который может сказать себе: «Стоп! Мне хватит!» Я вполне отдаю себе отчет в том, чего достиг сегодня и каков мой потенциал на будущее. Точно знаю, что перспективы для развития есть всегда. Сейчас кроме бизнеса я взял на себя еще и «общественную нагрузку»: состою в совете «Енисейской алкогольной ассоциации», по мере возможности участвую в выработке решений и правил, которые помогут регулировать ситуацию на алкогольном рынке. Что касается медицинского бизнеса, то у меня большие планы по развитию «Астреи». Кроме того, я планирую начать развивать и другие направления частной медицины.

досье
Дмитрий Герасимов Родился: 2 июня 1969 г. в Красноярске.

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.