«Покупать российское искусство сейчас выгодно». Беседа с главой аукционного дома Sotheby's

Ирина Степанова
Ирина Степанова. Иллюстрация: Sotheby's

«Самую дорогую русскую работу мы продавали в 2010 г. Это была «Супрематическая композиция» за $60 млн. И недавно она была перепродана более чем за $80 млн. Как видите, достаточно хорошая инвестиция».

В начале ноября Нижний Новгород посетила глава аукционного дома Sotheby's в России Ирина Степанова. NN.DK.RU побеседовал с ней о доступности аукционов в эпоху экономический нестабильности, запросах нового поколения коллекционеров и востребованности российского искусства на международном рынке.

Справка

 
Sotheby's — один из двух крупнейших в мире аукционов, торгующих предметами искусства и антиквариата, основан в 1744 году. Сегодня имеет глобальную сеть из 80 офисов в 40 странах и представляет аукционы в 10 различных торговых залах, включая Нью-Йорк, Лондон, Гонконг и Париж.
 

Сложно ли сегодня людям, которые интересуются искусством, попасть в ваш аукционный дом?

— Аукционные дома — это самые демократичные арт-институции в мире. Чтобы посмотреть на нашу коллекцию, вам не нужно ни покупать билет, ни записываться на прием к эксперту. Достаточно прийти в наши галереи в Нью-Йорке, Лондоне или Париже. Там вас всегда ждут выставки лотов из предстоящих торгов и профессиональные эксперты, готовые проконсультировать как по отдельным предметам торгов, так и по отдельным категориям и рынку искусства в целом. К сожалению, далеко не все об этом знают, и многие люди уверены, что нужно иметь знакомства в Sotheby's, чтобы прийти в аукционный дом и поучаствовать в торгах.

Мне кажется, миф о «недоступности» аукционных домов возник в том числе благодаря журналистам, которые освещают, как правило, только самые высокие результаты торгов, продажу очень редких и уникальных предметов. Люди читают эти новости и начинают думать, что искусство исключительно элитарно и недоступно. Хотя далеко не все наши лоты стоят сотни тысяч и миллионы долларов. Основные драйверы торгов — работы недорогие, стоимостью $20-30 тыс. В прошлом году Sotheby's в сумме продал более 50 тыс. лотов и провел 400 торгов.

Конечно, чтобы начать коллекционировать и разбираться в искусстве, понадобится насмотренность — регулярное посещение музеев, галерей и арт-ярмарок, а иногда и соответствующие знакомства в арт-мире. И стоит учесть, что арт-мир, в отличие от аукционов, более закрытый. Поэтому времени на его освоение вы потратите больше. Но удовольствие, которое вы получите от коллекционирования, вознаградит вас сполна. Я убеждена, что коллекционирование — это огромная привилегия и большое удовольствие.

Какую самую дорогую работу русского художника аукционный дом продал за все годы своего существования?

— Самую дорогую русскую работу мы продавали в Нью-Йорке в 2010 г. Это была «Супрематическая композиция» Казимира Малевича за $60 млн. И недавно она была перепродана другому коллекционеру за $80 млн. Как видите, работа оказалось достаточно хорошей инвестицией. Еще одна красивая и дорогая работа, которая мне запомнилась — это картина Марка Шагала «Влюбленные» 1925 года. Замечательная работа великого мастера, практически с момента создания находилась в одной частной латиноамериканской коллекции. И она оказалась самой дорогой картиной Шагала, которую мы когда-либо продали. В 2017 г. ее купили на торгах в Нью-Йорке за $28 млн.

«Покупать российское искусство сейчас выгодно». Беседа с главой аукционного дома Sotheby's 1

Суперматическая композиция. Казимир Малевич. Источник: belros.tv

Чем, как правило, интересуются российские коллекционеры?

— В целом они мало отличаются от зарубежных коллекционеров. В каждой стране популярно национальное искусство. И русские коллекционеры тоже собирают русское: живопись, графику и прикладное искусство. В то же время они живо интересуются и современным искусством, и импрессионистами, и старыми мастерами. В этом году россияне участвовали более чем в 20 торгах, посвященным ювелирным украшениям. Все более модным становится коллекционирование предметов дизайна. Так, коллекция дизайна семьи Лаланн в Париже в последнюю неделю октября была полностью продана и принесла $100 млн. Мы такие торги называем «white gloves» — аукцион белых перчаток, поскольку аукционисту даже нечего выносить из зала. Практически нет таких категорий на наших торгах, которые не были бы интересны русским коллекционерам.

Но все же некоторые отличия в поведении российских и европейских коллекционеров есть. Например, наши коллекционеры открыты всему новому, не боятся новых имен, не боятся рисковать. Часто бывает, что, заинтересовавшись какой-то одной категорией, коллекционер потом начинает собирать еще несколько коллекций. Сначала, например, коллекционирует русский XIX век, затем — русский авангард, а через какое-то время переключается на международное современное искусство. Вот такая эволюция.

Есть ли разница между поведением коллекционеров разных поколений?

— Сейчас в мире насчитывается около 40 млн долларовых миллионеров, и большая их часть — люди в возрасте до 40 лет. Мы, естественно, заинтересованы в привлечении на аукционы этого поколения. Эти люди росли в цифровую эпоху, что существенно отличает их от представителей предыдущих поколений. Они способны одновременно работать с большим количеством задач, открыты всему новому и являются первыми потребителями онлайн-технологий.

Также хочу отметить, что это первое поколение после кризиса, которое вновь рассматривает искусство как элемент дополнительной секьюритизации активов. Перед участием в торгах коллекционеры нового поколения стараются анализировать максимум данных, находящихся в открытом доступе, использовать индекс Мея-Мозеса и другие современные методики и программы, которые выстраивают для художника кривую успеха, диверсифицированно инвестировать в тех или иных современных художников, то есть предсказать, кто из них будет успешным и популярным в будущем. Они подходят рационально к такому иррациональному занятию, как коллекционирование, как бы непривычно для нас это ни звучало. И их тактика работает.

Старшее поколение — более традиционно и больше привержено классике. Их меньше привлекает коллекционирование современного искусства, они больше любят импрессионистов и модернистов, а также старых мастеров.

В то же время коллекционирование — это проявление высшего индивидуализма, поэтому коллекции не похожи друг на друга, как и портреты их хозяев.

Отражается ли поведение этих людей на работе аукционных домов?

— Безусловно, тренд на диджитализацию коснулся и арт-рынка. Во-первых, мы активно проводим онлайн-торги, и в этом году организовали уже 99 таких аукционов. Причем, это были полноценные аукционы, с описанием и атрибуцией всех лотов, нашей гарантией.

Во-вторых, оцифровка лотов, современные интегрированные базы данных и возможность взаимодействовать с экспертным сообществом делает рынок более прозрачным. Проверка предметов выполняется намного быстрее и качественнее, у аукционных домов есть возможность фиксировать прошлые продажи, получать доступ к базам музеев и качественных изображений предметов искусства, базам Интерпола и Art Loss. В эру до интернета дилер мог купить незначительную вещь на маленьком аукционе где-нибудь в Голландии, привезти ее к реставратору, доработать, и потом продать дорого как оригинальную. Сейчас это практически невозможно, происходит очищение рынка.

Конечно, полностью ошибки при экспертизе исключить невозможно, но это уже неотъемлемая часть работы экспертов.

Значительная доля сделок по-прежнему совершается вне аукционов. Пока рынок непрозрачен, всегда найдутся люди, готовые воспользоваться этой непрозрачностью, но наличие открытой и доступной информации как никогда прежде защищает интересы всех участников рынка.

Марк Шагал Влюбленные

"Влюбленные" Марка Шагала. Источник: artchive.ru

Если вдруг россиянин найдет картину в бабушкином сундуке и захочет выставить ее на ваш аукцион, то какие экспертизы она должна будет пройти?

— Для начала нашим экспертам понадобится узнать историю бытования работы и получить изображение самой картины и ее оборота. После чего мы внимательно изучим все материалы и скажем, сможем ли мы продать работу и, если сможем, то по какой цене. А также предложим дополнительно показать картину музейным экспертам и произвести искусствоведческую экспертизу (после этих процедур, возможно, будет скорректирована наша первоначальная оценка). В любом случае мы должны сделать владельцу работы предложение о продаже на аукционе в Лондоне или в России частным образом.

Подчеркну, что мы отвечаем за картины, которые попали на аукцион, отслеживаем историю каждого лота. Если бытование работы непрозрачно, мы предпочитаем не заниматься ею.

В каких российских регионах больше всего коллекционеров?

— Большинство наших клиентов живет в Москве и Санкт-Петербурге. Но мы с интересом следим за развитием коллекционирования в других городах, анализируем экономическую ситуацию в регионах и всегда готовы приехать с лекциями и просветительскими вечерами. Вот сейчас, например, налаживаем связи с Нижним Новгородом и Екатеринбургом, как с наиболее активными и инновационными городами. Но наши визиты в какой-либо российский город — это всегда инвестиции в будущее. Поскольку мы понимаем, что к быстрому всплеску активности это не приведёт, мы планируем приезжать регулярно.

Многие российские эксперты считают, что сейчас в России экономический кризис. А мировые эксперты уже поговаривают о наступлении нового мирового кризиса. Как стагнация экономики влияет на аукционные дома и поведение коллекционеров?

— Кризисы экономические сказываются на нашей работе с некоторым опозданием. Так, мировой кризис 2008 г. мы ощутили только в 2010 г., когда количество продавцов — людей, поставляющих лоты — резко упало и на рынке образовался дефицит предложения. В то же время цены на редкие и дорогие лоты выросли, а на менее уникальные — снизились. Этот обвал произошел по понятным причинам: в моменты турбулентности богатые люди обычно продолжают богатеть и сохраняют платежеспособность, а вот средний класс занимается спасением собственного бизнеса и отходит от коллекционирования на время.

Сложнее ли коллекционерам продавать и покупать в кризисы? Все зависит от их финансового положения, целей и желаний. Я считаю, что если есть возможность, надо покупать всегда. И сейчас экономическая ситуация в России такова, что покупать российское искусство, наоборот, выгодно как никогда.

Что же касается прогнозов, то в последнее время, по отчетам одной из крупнейших арт-ярмарок искусств TEFAF и банка UBS, мировой арт-рынок растет. Сейчас его годовой оборот составляет $67 млрд. Посмотрим, что будет дальше.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.