Покупатель рациональный — новый вид потребительского поведения.—Виктор Бахов, «Красный Яр»
Становлению нового вида поведения — «рациональный покупатель» — способствует сохраняющийся в последние годы упадок экономики и снижение реальных доходов населения.
Виктор Бахов, директор по маркетингу гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон»:
Сохраняющийся в последние годы упадок экономики в России, и мире в целом, снижение реальных доходов населения и инфляция давят на покупательскую способность, мотивируя людей экономить.
Конечно, во время экономического спада экономия — это логичное поведение. Но в разных отраслях покупатель, на этот раз, ведет себя по-разному.
Если отказ от каких-то излишеств или необдуманных (эмоциональных) покупок происходит легко, то изменение образа жизни и привычного потребления — для многих выглядит крайней мерой.
В ритейле сейчас можно говорить о становлении нового вида поведения — «рациональный покупатель». Рациональное потребление — это стремление тратить меньше денег на свои нужды, при этом без изменения списка потребляемых брендов/марок. Покупать реже, чтобы не пропадало, покупать по акции, использовать программы лояльности и другие инструменты экономии. Все это позволяет сохранить привычное потребление при оптимальных для человека расходах.
Поиск и реакция на интересные предложения, среди огромного потока информационного шума — это норма поведения значимой части покупателей современной России. Акционный имидж серьезно влияет на выбор торговой точки. Но в то же время, низкая цена — это не единственный важный фактор. Времена дискаунтеров с земляным полом канули в лету.
Лучше один раз не сходить в ресторан, чем 2 раза в неделю ходить в магазин, который не нравится, именно так думают покупатели. Что также отмечается в исследованиях GFK Russia и AC Nielsen о тенденциях в потребительском поведении на 2019-20 гг.
Также рациональность и поиск лучшего соотношения цены и качества, толкает покупателей на распределение своих покупок по разным магазинам. Спросите каждого — и услышите, что повседневные покупки он совершает в супермаркете у дома, в котором много акций, часть товаров берет в дискаунтере, а вот за любимой выпечкой или, допустим, мясом — ходит в специализированный магазин. Так называемый «портфель посещения магазинов» (те магазины, которые покупатель системно посещает) среднестатистического жителя крупного города состоит не из 2-3, а 6-7 магазинов в месяц как минимум.
Но в последний год исследования показывают еще одну тенденцию. Очень интересную, можно сказать неожиданную, но логичную.
Наравне с рациональностью расходования денег, покупатели все больше обращают внимание на время. А зачастую — именно время становится основным фактором выбора магазина.
Сколько времени покупатель хочет находиться в магазине? Как выбирает, в какой магазин пойти и почему перестали любить большие магазины? Об этом я расскажу в следующем блоге.