Портрет как бизнес-инструмент
О секретах успешного бизнес-фото рассказывает красноярский фотограф Александр Купцов, который много лет специализируется на деловых и предвыборных портретах.
Сегодня продвижением бизнеса все чаще занимаются его собственники и руководители. Идентификация бизнес-проекта через личность «первого лица» — нарастающий тренд. В этой связи особую роль приобретает такой инструмент продвижения, как «деловой портрет» руководителя.
О секретах успешного бизнес-фото рассказывает красноярский фотограф Александр Купцов, который много лет специализируется на деловых и предвыборных портретах.
— Создание делового портрета — режиссерская работа, и главное для меня в съемке — своими режиссерскими действиями добиться именно того, «цепляющего», самого эффективного выражения лица, поворота головы, — говорит Александр Купцов.
И вовсе не обязательно, чтобы человек на деловом портрете выглядел красивым?
— Главное в портрете не красота. Политикам и руководителям часто нравится именно комплементарный портрет. Им хочется быть красивыми и молодыми. Но для аудитории глянцевость зачастую раздражающий фактор. Самое важное в портрете — это ощущение доверия плюс психологический посыл и энергетика персонажа. Как правило, все это читается в глазах. Главный композиционный центр — в треугольнике «глаза — губы». Наверное, вы заметили, что на политических портретах грамотные технологи используют максимально крупное лицо кандидата и даже срезают верхнюю часть головы для усиления эффекта от глаз. Важно при этом, чтобы портрет излучал правильную энергетику и вызывал доверие у людей. У неграмотных технологов на фото часто выходит стоящее прямо «пустое» тело либо неинтересная форма головы, которые забирают внимание на себя и значительно уменьшают эффективность портрета.
А есть канонические примеры неправильных выражений лица, которые априори не вызывают хороших чувств?
— Однажды во время избирательной кампании мы решили проверить на фокус-группе, насколько эффективны фотопортреты кандидатов одного из политических блоков. Стали анализировать, выявили трех лидеров и трех аутсайдеров и нашли некоторые закономерности. Например, у всех аутсайдеров были ярко выраженные линии вниз от уголков губ, носа и глаз. Я потом переснял их с другим освещением, с более бодрым выражением лица, и еще в «Фотошопе» подправил.
Каким бы ни было выразительным лицо, динамику передать одной лишь мимикой сложно.
— Бывают случаи, когда нужно и можно показать тело. Я его показываю в динамике, с наклонами плеч, в слегка бойцовской позе. Отличный пример — портреты Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Как правило, это бойцовские позы, а ведь еще лет 8 назад такого не было. Самый неэффективный деловой портрет — сидящий в кабинете, а из-за плеч «черные крылья» от спинки кресла. Большой акцент на пиджаке и выражение лица, не вызывающее доверия. Такой портрет может вызвать только отрицательные эмоции. Я изучаю мировые примеры президентских и партийных выборов крупных стран, слежу, как подают Путина. С годами вижу изменения. Например, последние годы все реже используют студийные портреты и все больше — репортажные. Может, они проигрывают в освещении, но сильно выигрывают в эмоциональности, честности.
То есть нужна искренняя эмоция?
— Просто необходима. Опишу на примере большого проекта, который я создавал для руководителей крупной строительной компании. Чтобы начать строительство нового большого жилого микрорайона, им нужны были партнеры, инвесторы с сотнями миллионов долларов. Стали делать презентацию проекта. Задача была представить холдинг с открытым, современным, вызывающим доверие европейским менеджментом — увы, русские бизнесмены за рубежом воспринимаются как очень ненадежные партнеры. Генеральный директор лично курировал фотосъемки для презентации. Концепцию стиля мы разрабатывали совместно с маркетологами компании. Решили, что в руках у людей, визуализирующих компанию, будут музыкальные инструменты и предметы, относящиеся к их виду деятельности. Именно этот ход добавил искреннюю эмоциональность, которой мы добивались. Итог — открытые, современные и вызывающие доверие люди на фото. По отзывам специалистов, в стране подобных бизнес-портретов до этого не было. Новый микрорайон построен и считается одним из лучших в Красноярске.
Материал из журнала. Читать электронную версию.