Поставить на карту: стори-кейс от создателей «Платежки»

«Платежка» - главный финтех-стартап Сибири. На площадке бизнес-акселератора «300 Стартапов» основатели проекта рассказали об опыте создания, развития и продажи сервиса.

Первые автоматы «Платежка» появились в Красноярске в 2005 году, когда слова «стартап» не было в лексиконе даже самых продвинутых предпринимателей. Однако бизнес-судьба «Платежки» - пособие по классическому построению финтех-стартапа: поиск идеи, проверка гипотез, борьба с «галлюцинациями», необходимость бежать в разы быстрее конкурента и успешная продажа бизнеса.

Рассказывают основатели «Платежки» Сергей Новохатский и Анатолий Аульченко.

«Делали все сами: «шелушили» карточки, считали выручку…»

— Амбиции начать свое дело были всегда. Это именно то, что отличает предпринимателя от наемного работника — желание изменить этот мир, сделать открытие. Если готов брать ответственность, оценивать варианты, двигаться вперед без каких-либо гарантий на успех, значит, ты предприниматель. Быть предпринимателем — это призвание, но любое дело начинается с конкретных шагов. История «Платежки» стартовала с картоматов – вендинговых автоматов, которые продавали карточки для оплаты мобильной связи. Все делали сами: вечером «шелушили» карточки – перед загрузкой в картомат их надо было освободить от целлофановой упаковки, а с обеда считали деньги. Открыли счет в «Гута-Банке» на ул. Весны – там же нам дали стол. Сидели прямо в холле и считали выручку, которую привозили прямо в мешках. Мимо ходили банкиры и удивлялись, откуда у нас столько денег?

Поставить на карту: стори-кейс от создателей «Платежки» 1

«Работали по 18 часов в сутки – проблемы сыпались со всех сторон»

— Чтобы купить картоматы, взяли первый в своей жизни займ в банке. Вот тут-то и стало по-настоящему страшно: 300 тысяч рублей – это же в три раза больше, чем стоил на тот момент автомобиль неплохой марки. Первый картомат поставили в торговом центре на ул. Молокова – отошли на 20 метров и два часа наблюдали… Никто к нему там и не подошел. Это был шок – что делать дальше, как рассчитываться по долгам? И это был переломный момент: несмотря на все опасения, перебарываешь себя и понимаешь, что начало положено – надо идти дальше. Работали по 18 часов в сутки – настраивали, отлаживали, бегали. Проблемы сыпались со всех сторон – завтракали, обедали и ужинали белым хлебом и колой, времени на нормальную еду просто не было. Как не было времени и на то, чтобы продумать глобальную стратегию по развитию бизнеса. Было желание набрать обороты – встать на ноги и получить доходы. Самое главное, что нам удалось – нащупать реальный спрос и ответить на него. В пике у нас работало 30 картоматов, а кредитные обязательства приближались к 20-ти миллионам.

«Платежка» выросла из одержимости общей идеей»

— Еще на старте было понятно, что век картоматов недолог. Так как мы день и ночь «варились» в теме, пришла идея терминала, в котором будет максимум услуг. Изначально хотели стать просто дилерами федеральной сети терминалов, но у двух работающих на тот момент федеральных компаний не было готового продукта. Поняли, что, если хотим заниматься терминальным бизнесом, надо делать все самим: открывать производство терминалов и писать программы. Только благодаря одержимости всей команды общей идеей, «Платежка» и получилась. Вера в идею и готовность бороться за нее должны быть у любого предпринимателя. Только одержимость дает силы для того, чтобы пережить критические моменты – а их всегда будет много.

Поставить на карту: стори-кейс от создателей «Платежки» 2

«Изначально строили бизнес на продажу»

— Никакого плана на работу не было – мы просто делали, тестировали кучу гипотез. Главный цензор – наша команда, которая говорила, удобно ли пользоваться терминалом или нет. Но бизнес изначально строили как большую историю, которую в перспективе можно будет продать. Даже если этого бы и не случилось, такой подход меняет фокус - капитализирует компанию, а сам проект развивается именно как бизнес. В какой-то момент в терминале появилось колоссальное количество услуг – вплоть до оплаты анализов в поликлинике. Но и вызовов было много. Начали брать комиссию за оплату сотовой связи. В это же время в магазины «Алпи» запустили возможность оплатить телефон без комиссии, прямо на кассе.  И снова страхи и бессонные ночи - конец нашему бизнесу. Но если не просто верить в идею, но и развивать ее, бежать быстрее конкурентов, бизнес преодолеет любые трудности.

«Чтобы идти дальше, нужен федеральный партнер»

— Сила «Платежки» - в дилерах. Мы создали ядро и структуру, энергия и связи агентов превратили это в сеть. В пике число дилерских терминалов превышало нашу собственную сеть в 2,5 раза. Предпринимательство – это поток, в котором нет остановок и пологих берегов. Ввязавшись в проект, вы должны грести со страшной силой и только вперед. А что там? Компании-гиганты – где-то это большая лодка, а где-то – пароход. Стратегия может быть любая: либо самому стать компанией № 1 на рынке и поглотить всех, либо вырасти до таких размеров, чтобы поглотить захотели тебя. Наше решение продать компанию было вполне логично – поняли, что пик востребованности терминалов пройден и для дальнейшего развития нам нужен партнер федерального масштаба».

Поставить на карту: стори-кейс от создателей «Платежки» 3

«Удача пришла на последнем издыхании»

— Опыт с продажей «Платежки» научил тому, что сделанное «на последнем издыхании» усилие может принести огромные плоды. Провели десяток, как нам казалось, нужных и важных встреч с потенциальными покупателями – никто из них в итоге так и не перезвонил. Выстрелила самая последняя встреча, на которую мы особо не ставили: пошли на нее просто потому, что она была запланирована. В итоге «Платежку» купила компания, занимающаяся платежным бизнесом – она получила терминалы, софт и команду. Изначально у компании были амбиции стать игроком № 2 в российском терминальном бизнесе, но по ряду причин она не реализовалась. Сейчас прорабатывается новая стратегия – несмотря на развитие онлайн-платежей, перспективы у терминального бизнеса, безусловно, есть. Он трансформируется и займет свою нишу.

P. S.  Встреча с основателями «Платежки» дала старт ряду мероприятий, которые пройдут на площадке «300 Стартапов». Создатель бизнес-акселератора Андрей Шевелев уверен, что события в формате «сторителлинг» дают возможность почувствовать пульс живого проекта, увидеть реальное воплощение новых бизнес-технологий:

Эти мероприятия для тех, у кого есть идея, но нет бизнеса, есть бизнес, но нет идеи. Для тех, у кого созрело желание перевести off-line бизнес в on-line. Успешные digital-предприниматели расскажут о том, как запилили идею, разрушили существующие стереотипы и навязали новые потребительские шаблоны. Такие встречи будут полезны и состоявшимся предпринимателям, и тем, кто только начинает свой путь в бизнесе».

 
Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.