Право на забвение: почему этот закон может быть использован против бизнеса
С первого января 2016 года любой желающий сможет удалить о себе (или своей компании) информацию из поисковых систем. Эксперты рассказали о подводных камнях закона для бизнеса.
Закон, который уже окрестили «правом на забвение», подписан президентом России и вступит в силу с 1 января 2016 года. В целом идея хорошая, отмечает красноярский эксперт по защите персональных данных Ксения Шудрова. Но есть несколько «подводных камней»:
«Интернет - не забор, на котором можно просто закрасить порочащую надпись. С одной стороны несомненный плюс в том, что человек может потребовать убрать нежелательную информацию о себе, переписать набело свою репутацию. Это очень важно, так как будущие работодатели, партнеры по бизнесу и клиенты могут найти о человеке нелицеприятные факты и отказаться сотрудничать. С другой стороны такая "подправленная" репутация не дает объективной оценки.
Давайте обратимся к тексту поправки. В новой редакции закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" речь идет исключительно о поисковиках. То есть нежелательная информация продолжит свое существование, и лишь не будет выводиться по запросу. Причем, в последней редакции поправки указано конкретно какие это могут быть запросы: имя и/или фамилия.
Я зашла в поисковик и ввела "Ксения Шудрова", поиск выдал ссылки на мои статьи, блог, страницы в социальных сетях, а также ссылку на стихотворение, которое было написано еще в школе. Теоретически я могу обратиться с заявлением во все поисковые системы, чтобы этот материал показан не был, так как я позиционирую себя исключительно как эксперт по информационной безопасности, а не как поэт. После этого у меня будет запрошен документ, удостоверяющий личность и в течение 10 дней нужно поисковая система должна будет убрать из слов, индексирующих страницу со стихотворением слова "ксения" и "шудрова". При этом если вы зайдете на сам сайт поэзии, то это стихотворение можно будет свободно прочитать. То есть информацию все еще можно будет прочитать, но она не будет выводиться в результатах поиска. Так как вся блокировка будет происходить на основании заявлений недовольных физических лиц, то для поисковиков добавится ручного труда по вычищению ссылок.
Если желающих будет немного - кажется, ничего страшного. А если обращения станут массовыми? Чем не способ парализовать работу конкурента?
Самое интересное заключается в том, что внутренний поиск по сайтам не будет затронут. Это сводит пользу нового закона практически на нет. Допустим, я не могу по фамилии найти информацию о работнике в поисковике, зато я могу зайти на сайт типа "плохиеработники.рф" и там по той же фамилии получить интересующие меня сведения».
Мнение
Николай Олюнин, учредитель бара «Серебро», серебряный призер Олимпиады:
«Лично я не скрываюсь и удалять о себе информацию просить не буду. У меня даже сотовый телефон есть в открытом доступе. Те, кому нужно, все равно найдут способ связаться, так зачем все усложнять? Это и в бизнесе очень помогает. Но есть, знаю, такие люди, которые хотели бы удалить о себе информацию. И я их понимаю».