Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм?

Желающих запустить бизнес на рынке туризма, втором по темпу развития в мире, от года к году все больше. Есть ли место под солнцем для новых проектов и как найти идею для успешного travel-стартапа?

 Нащупать проходной сценарий

Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм? 1
 
e-Travel — один из самых больших кусков пирога мировой tech-индустрии. Booking.com (бронирование отелей), TripAdvisor (отзывы о достопримечательностях и заведениях), AirBNB (аренда частных апартаментов), SkyScanner и Aviasales (поиск билетов) — сервисы, которые сегодня воспринимаются как синоним travel-рынка, росли вместе с развитием интернета.

Бизнес-ангел и основатель акселератора «300 Стартапов» Андрей Шевелев запустил несколько travel-проектов — в офлайне (база отдыха «Большой Плес» — bele.ru) и в онлайне (систему онлайн-бронирования для баз и домов отдыха «Фингерпост» и онлайн-аукцион туров «ТурБазар»). «Самая серьезная проблема для e-Travel-стартапа — перегретый туристический трафик», — говорит эксперт.

Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм? 2В 2014 году работали над системой бронирования для баз и домов отдыха «Фингерпост», она одновременно была PMS (property management sistem) — своего рода «1С» для отелей. В то время один клик по запросу «Дома отдыха в Подмосковье» обходился нам в 300 рублей. Учитывая среднюю для рынка конверсию в 1–2 %, «стоимость» одного клиента составляла 15 тысяч рублей, а зарабатывали мы с него тысячу рублей. Надо было придумать, как заработать при таких «конских» ценах на маркетинг. Нашли проходной сценарий в виральности — контенте, которым пользователи делятся друг с другом и бесплатно привлекают других пользователей. «Фингерпост» стал «ТурБазаром» — туристическим интернет-аукционом, где ставку можно сделать с 1 рубля, а публикация информации об этом на личной странице в соцсети запускает “торги”».

 Точка роста e-Travel — на стыке отраслей
 
Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм? 3
 
Поиском проходного сценария на тесном рынке заняты не только небольшие стартапы, но и крупные игроки. Стратегия большинства из них — нарастить «скелет» сервиса новыми возможностями. Один из гигантов travel-бизнеса, Tripadvisor, долгое время работавший как платформа для отзывов и рекомендаций, прирос опцией бронирования отелей и авиабилетов. Крупнейший европейский лоукостер Ryanair запустил сервис для бронирования отелей и частного жилья для путешественников — Ryanair Rooms.

Свои силы в travel-индустрии пробуют непрофильные игроки. Facebook тестирует сервис городских путеводителей City Guides. Сервис пытается составить конкуренцию одному из заметных игроков e-Travel-рынка — геолокационной соцсети Foursquare — предоставляет рекомендации по достопримечательностям, мероприятиям, ресторанам.

Несмотря на острую конкуренцию, поле e-Travel еще не «уберезировано»: на нем есть крупные игроки, но нет монополистов. Если в сегменте бронирования отелей и покупки билетов бороться за место под солнцем уже поздно, то на стыке «тревела» и других отраслей можно нащупать идеи, способные вырасти в большой бизнес.

Интересные стартапы могут возникать на перекрестье: e-Travel и VR, e-Travel и большие данные, e-Travel и образование, e-Travel и здоровье. Если стартап меняет шаблон, предлагая или совершенно новый и одновременно более удобный взгляд на привычные вещи, он может вырасти в большую бизнес-историю», — уверен Андрей Шевелев.

Идеи для travel - стартапов нужно искать в сфере b2b

 
Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм? 4Валентин Домбровский, эксперт в сегменте тревел-технологий, организатор Travel Tech Conference Russia
 
— b2c-рынок в сегменте путешествий сейчас выглядит довольно перенасыщенным. И кажется, что новые идеи сейчас нужно искать в сфере b2b — это проекты, связанные с рынком corporate travel или же предлагающие решения по повышению эффективности работы поставщикам тревел-услуг (отели, авиалинии, туристические агентства и так далее). На зарубежном рынке заметны такие проекты, как Lola (корпоративные поездки для представителей малого и среднего бизнеса), Triptease (решение по повышению количества прямых бронирований на сайте отеля) или, скажем, Redeem (решение для работы с мобильными билетами для поставщиков туристических активностей). К вопросу площадки для развития travel-стартапов — акселерация может привести как к ускоренному росту, так и к более быстрому пониманию того, что проект «не взлетит», так что, безусловно, акселерация помогает сэкономить время и получить необходимую обратную связь от экспертов. Зачастую это также путь к получению полезных связей на рынке. Для проекта в сегменте онлайн-тревел полезно смотреть в сторону акселераторов и инкубаторов, работающих непосредственно с сегментом тревел. Например, Welcome City Lab в Париже или Plug and Play в США помогают получить специфическую для тревел-рынка экспертизу и связи.
 

 Площадка по поиску идей для e-Travel

Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм? 5

Идею для стартапа можно «накопать» и в вертикали e-Travel-рынка. Крупнейшие сети отелей уже предоставляют возможность экспресс-check in и экспресс-check out посредством мобильного и разрабатывают приложения, через которые гость сможет общаться с персоналом, заказать рум-сервис и т. д.

Туризм — это информационный продукт, он не ограничивается бронированием отелей, покупкой экскурсий и сайтами рекомендаций. На примере работы базы отдыха «Большой Плес» используем несколько платных сервисов: в маркетинге — системы бронирования (Booking.com, «Островок», «Тревелата»), на своем собственном сайте для общения с гостями используем чат-ботов. Учет питания ведем в облачной системе Poster, бронированием гостиницы управляем с помощью системы Shelter — «1С» для отелей. Технологические решения для бизнеса, занятого в тревел, — один из путей появления e-Travel-стартапа. Преимущества у тех, кто работает в отрасли, знает ее специфику, имеет глубокую экспертизу — и готов предложить решение, которое может работать как самостоятельный продукт/проект или быть продано крупным игрокам как дополнение к их сервису», — говорит Андрей Шевелев.

e-Travel-стартап можно развивать параллельно с основным бизнесом. Для предпринимателя и его команды такой проект будет «запасным аэродром», на который можно «переехать» в случае, если основной бизнес стагнирует. «Накопать» идею для стартапа поможет отработанная методология. В акселераторе «300 Стартапов» работает несколько площадок по поиску и прокачке идей — все они бесплатные. Пришедшие на мероприятия предприниматели бесплатно получают внешнюю оценку бизнес-идей и нащупывают точки роста, «300 Стартапов» находит интересные проекты и инвестирует в них.

КЕЙС АКСЕЛЕРАТОРА «300 СТАРТАПОВ»: НАЙТИ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ДЛЯ E-TRAVEL - СТАРТАПА

 
Стартап «Путник FM», мобильное приложение с авторскими аудиогидами, – один из резидентов бизнес-акселератора «300 Стартапов». На коммерческие рельсы проект встал именно благодаря акселерации. «Изначально предполагали, что «Путник FM» будет зарабатывать за счет рекламы – проверили эту модель рынком и поняли, что надо искать другие, более прибыльные стратегии. Отработали несколько разных гипотез – в итоге нашли оптимальный сценарий. Делаем веселые аудиогиды, сопровождающие вас в стиле «Орла и решки» на региональных курортах во время поездок на экскурсию. Надо просто делать контент, который будет интереснее, чем средний «человеческий» гид», - рассказывает CEO стартапа «Путник FM» Мария Кузема. На счету стартапа уже есть первые продажи. В арсенале проекта шесть аудиогидов по Красноярску и окрестностям, в разработке – три маршрута по природным достопримечательностям Хакасии. Одна из глобальных задач стартапа - попасть в очный акселератор «Фонда развития интернет инициатив».
 

 

 

 

 

 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.