Проходной сценарий для «перегретой» travel-индустрии. Как технологии меняют туризм?
Желающих запустить бизнес на рынке туризма, втором по темпу развития в мире, от года к году все больше. Есть ли место под солнцем для новых проектов и как найти идею для успешного travel-стартапа?
Нащупать проходной сценарий
Бизнес-ангел и основатель акселератора «300 Стартапов» Андрей Шевелев запустил несколько travel-проектов — в офлайне (база отдыха «Большой Плес» — bele.ru) и в онлайне (систему онлайн-бронирования для баз и домов отдыха «Фингерпост» и онлайн-аукцион туров «ТурБазар»). «Самая серьезная проблема для e-Travel-стартапа — перегретый туристический трафик», — говорит эксперт.
В 2014 году работали над системой бронирования для баз и домов отдыха «Фингерпост», она одновременно была PMS (property management sistem) — своего рода «1С» для отелей. В то время один клик по запросу «Дома отдыха в Подмосковье» обходился нам в 300 рублей. Учитывая среднюю для рынка конверсию в 1–2 %, «стоимость» одного клиента составляла 15 тысяч рублей, а зарабатывали мы с него тысячу рублей. Надо было придумать, как заработать при таких «конских» ценах на маркетинг. Нашли проходной сценарий в виральности — контенте, которым пользователи делятся друг с другом и бесплатно привлекают других пользователей. «Фингерпост» стал «ТурБазаром» — туристическим интернет-аукционом, где ставку можно сделать с 1 рубля, а публикация информации об этом на личной странице в соцсети запускает “торги”».
Свои силы в travel-индустрии пробуют непрофильные игроки. Facebook тестирует сервис городских путеводителей City Guides. Сервис пытается составить конкуренцию одному из заметных игроков e-Travel-рынка — геолокационной соцсети Foursquare — предоставляет рекомендации по достопримечательностям, мероприятиям, ресторанам.
Несмотря на острую конкуренцию, поле e-Travel еще не «уберезировано»: на нем есть крупные игроки, но нет монополистов. Если в сегменте бронирования отелей и покупки билетов бороться за место под солнцем уже поздно, то на стыке «тревела» и других отраслей можно нащупать идеи, способные вырасти в большой бизнес.
Интересные стартапы могут возникать на перекрестье: e-Travel и VR, e-Travel и большие данные, e-Travel и образование, e-Travel и здоровье. Если стартап меняет шаблон, предлагая или совершенно новый и одновременно более удобный взгляд на привычные вещи, он может вырасти в большую бизнес-историю», — уверен Андрей Шевелев.
Идеи для travel - стартапов нужно искать в сфере b2b
Площадка по поиску идей для e-Travel
Идею для стартапа можно «накопать» и в вертикали e-Travel-рынка. Крупнейшие сети отелей уже предоставляют возможность экспресс-check in и экспресс-check out посредством мобильного и разрабатывают приложения, через которые гость сможет общаться с персоналом, заказать рум-сервис и т. д.
Туризм — это информационный продукт, он не ограничивается бронированием отелей, покупкой экскурсий и сайтами рекомендаций. На примере работы базы отдыха «Большой Плес» используем несколько платных сервисов: в маркетинге — системы бронирования (Booking.com, «Островок», «Тревелата»), на своем собственном сайте для общения с гостями используем чат-ботов. Учет питания ведем в облачной системе Poster, бронированием гостиницы управляем с помощью системы Shelter — «1С» для отелей. Технологические решения для бизнеса, занятого в тревел, — один из путей появления e-Travel-стартапа. Преимущества у тех, кто работает в отрасли, знает ее специфику, имеет глубокую экспертизу — и готов предложить решение, которое может работать как самостоятельный продукт/проект или быть продано крупным игрокам как дополнение к их сервису», — говорит Андрей Шевелев.
e-Travel-стартап можно развивать параллельно с основным бизнесом. Для предпринимателя и его команды такой проект будет «запасным аэродром», на который можно «переехать» в случае, если основной бизнес стагнирует. «Накопать» идею для стартапа поможет отработанная методология. В акселераторе «300 Стартапов» работает несколько площадок по поиску и прокачке идей — все они бесплатные. Пришедшие на мероприятия предприниматели бесплатно получают внешнюю оценку бизнес-идей и нащупывают точки роста, «300 Стартапов» находит интересные проекты и инвестирует в них.
КЕЙС АКСЕЛЕРАТОРА «300 СТАРТАПОВ»: НАЙТИ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ДЛЯ E-TRAVEL - СТАРТАПА