Рекламныеагентства идуткспециализации

эксперты Ирина Антипова директор «Студии PROпеллер» Станислав Батынский директор РА «Магистраль» Людмила Беляевская директор рекламно- производственного агентства «Группа 7-плюс» Ольга Зольн

Эпоха рекламных агентств полного цикла в Красноярске закончилась. Крупные рекламные холдинги дробятся, выделяют разные направления в отдельные структуры. Игроки поменьше заняты поиском узких ниш на рынке. По прогнозам аналитиков, в ближайшие два-три года тенденция движения РА к специализации продолжится.

эксперты
Ирина Антипова
директор «Студии PROпеллер»
Станислав Батынский
директор РА «Магистраль»
Людмила Беляевская
директор рекламно- производственного агентства «Группа 7-плюс»
Ольга Зольникова
директор РА «Медиацентр»
Олег Коцарь
генеральный директор «Рекламной группы «Оникс»
Татьяна Хрипанкова
директор «Рекламного ателье «Хорошо»

Мода на рекламные агентства полного цикла пришла в Красноярск в середине 90-х из столицы. Под термином «агентство полного цикла» (клиентское агентство) понималась организация, способная обеспечить весь спектр рекламных услуг, от разработки концепции продвижения бренда до анализа эффективности рекламных компаний. В большинстве случаев такие РА имели в своей структуре как минимум собственное производство, креэйторский и медиабайинговый отделы. По словам директора «Студии PROпеллер» Ирины Антиповой, красноярцы несколько адаптировали под себя этот термин, значительно «упростив» его смысловую нагрузку: «Большинство агентств стали позиционироваться как полноцикловые. Но наряду с немногочисленными компаниями, действительно имеющими мощную и цельную структуру, многие агентства всего лишь оказывали посреднические услуги, почему-то называя это полным циклом».
По данным журнала «Индустрия рекламы», в Москве сегодня работает около 2,5 тыс. рекламных агентств полного цикла. Общественным советом по рекламе в Красноярске зарегистрировано девять таких агентств. Олег Коцарь, генеральный директор «Рекламной группы «Оникс», к таковым относит лишь «Оникс» и «Медиафабрику». У «Медиафабрики» есть крупный клиент — «ЕТК», которому она оказывает комплекс услуг. А «Оникс» последние два с половиной года предоставляет комплекс услуг по размещению рекламы на территории России.

Новички пытаются «делать все»
Большинство небольших РА, заходя на местный рынок, начинали как посредники и стремились предложить клиенту как можно больше услуг. Эксперты объясняют это тем, что входной билет в нишу специализированных агентств и студий очень дорог и начинающему бизнесу его не потянуть. Станислав Батынский, директор РА «Магистраль»: «Стартовая стоимость готовой сети наружной рекламы, в которой около 400 стоек, — около 3 миллионов долларов. Нам поступали такие предложения. Чтобы начать производство наружной рекламы (широкоформатная печать, фрезер, неон), необходимо около 1 миллиона долларов. Открыть современную собственную студию аудио-, видеопроизводства обойдется от $100 тысяч. А для того чтобы организовать агентство по системе «мы ваше все», не нужно никаких особых затрат, кроме комнаты в 30 кв. м и одного компьютера. Единственный серьезный ресурс, который потребуется в этом случае, — специалисты». Людмила Беляевская, директор рекламно-производственного агентства «Группа 7-плюс», отмечает, что войти сразу в узкую нишу многим рекламистам мешает отсутствие опыта: «Проще быть посредником, попробовать себя везде, приобрести опыт и потом определиться, в какой нише ты будешь работать».
Агентства, которые «делают все», устраивали и рекламодателей, тем более что они обещали постоянным клиентам большие скидки. Татьяна Хрипанкова, директор «Рекламного ателье «Хорошо»: «Клиент стал понимать, что проще отдать рекламу на аутсорсинг профессионалам, чем заниматься ею самому».
Сейлз-хаусы перекроили рынок
Пик популярности агентств полного цикла пришелся на конец 90-х. В 2001 году наметилась другая тенденция: РА стали специализироваться. Одна из причин — усиление позиций отделов продаж (сейлз-хаусов) местных СМИ. Олег Коцарь рассказал, что именно это заставило «Оникс» не просто «раздробить» свою структуру, но и выходить на рынки других регионов: «Стало понятно, что на местном рынке отделы продаж вытеснят комплексные агентства, напрямую установят связи с клиентами и будут работать. Сегодня через специализированные отделы продаж проходит львиная доля денег».
Игроки признаются, что в конце 90-х, когда местные телеканалы и радиостанции не имели своих сейлз-хаусов, работать было проще. Телевизионщики заключали соглашения с рекламными агентствами и имели права эксклюзивных продаж. Так работали в связке «Анатольев и партнеры» и ТРК «Афонтово». Сейчас же почти все крупные телеканалы, радиостанции и печатные СМИ держат в штате грамотных продавцов. Татьяна Хрипанкова: «Клиенту ничего не стоит уйти от комплексного агентства и самостоятельно разместиться в любом медийном СМИ. Кроме того, каналы стали предлагать размещение с большими скидками, достигающими 50%, а иногда и 70%. Понятно, что в такой ситуации ты неконкурентоспособен».
В первую очередь процесс дробления (выделения различных направлений в отдельные структуры) начался в крупных рекламных агентствах. «Медиафабрика» вывела в отдельный сектор промоушн, образовав новую компанию — «Медиафабрику-промо». Показателен пример РГ «Оникс». Из одного предприятия за последние несколько лет выделились разные рекламные бизнесы: компания по наружной рекламе «Вездеход», справочно-телефонная служба «009», ДМ-агентство «Горячая пресса» и т. д.
Еще одна причина разделения рекламных холдингов — внутри большого предприятия выстраивать процессы становится все сложнее. Держать под контролем отдельные направления проще и эффективней. Кроме того, отделившись от «прародителя», специализированные структуры начинают выстраивать свой бренд, приобретают свою клиентуру. Олег Коцарь: «По такому же принципу развиваются крупнейшие московские рекламные холдинги. Они действуют не как одно большое предприятие, похожее на динозавра, а как группа маленьких энергичных компаний, которые даже конкурируют между собой за клиента».
«Середняки» ушли в узкие ниши
Средние рекламные агентства стали подтягиваться за крупными игроками и искать незанятые ниши. Если «монстров» подстегивает конкуренция со стороны сейлз-хаусов, то средние РА — отсутствие крупных клиентов. Директор РА «Медиа­центр» Ольга Зольникова: «Рекламное агентство полного цикла может работать, только если у него есть постоянные крупные клиенты. Часто на старте бизнеса оно под определенного рекламодателя и создается. Можно, конечно, пойти от противного — организовать агентство, посадить людей и ждать заказов. Но тогда придется провести мощную компанию саморекламы, а потенциальные клиенты первым делом попросят портфолио». Олег Коцарь отмечает, что клиентов с большими рекламными бюджетами (от 5 млн руб.) в городе всего около тридцати.
Ольга Зольникова: «Многие местные компании уходят «под» Москву или Питер, и обслуживание переходит на федеральный уровень. Другие — организуют собственный отдел маркетинга. Оставшиеся клиенты с солидными бюджетами, как правило, уже сотрудничают с каким-либо агентством». Примеры такого сотрудничества: «Магистраль» обслуживает «Малтат», «Медиафабрика» — «ЕТК».
Но крупных клиентов хватает далеко не всем. Многие РА, начинавшие в качестве посредников, уже ушли в узкие ниши: «Студия PROпеллер» (BTL–акции), «Группа 7-плюс» (производство и дизайн сувенирной продукции), «Анатольев и партнеры» (производство видеопродукта). Людмила Беляевская: «Наше агентство начинало как все. Три человека, работали как посредники. По мере развития появились ресурсы, и мы стали заниматься производством». Г-жа Беляевская объясняет, что к специализации «Группу 7-плюс» подтолкнуло желание быть профессионалом в одной области: «Невозможно разбираться хорошо во всем: и в наружной рекламе, и в BTL-услугах. Даже в РА полного цикла менеджер все равно предлагает клиенту то, в чем он больше понимает».
Рынку нужны дизайн-услуги и BTL
Аналитики прогнозируют, что в ближайшие два-три года тенденция ухода в специализацию только укрепится. Вряд ли кто-то еще заявит о себе как о крупном агентстве полного цикла. На рекламный рынок станут выходить узкопрофильные компании. Людмила Беляевская: «Будут возникать небольшие креэйторские студии, оперативные типографии».
По оценкам участников рынка, хорошие перспективы у пока не заполненных ниш: дизайн-услуги и BTL. Татьяна Хрипанкова рассказывает, что в Красноярске немного специализированных дизайн-студий и креативных бюро: «В городе мало кто предлагает именно эти услуги. Они как раз востребованы рекламодателем. Думаю, в скором времени такие бюро и студии будут появляться в Красноярске».
Есть куда расти и BTL-рынку. Доля BTL-услуг в Красноярске не превышает10-15% от всех рекламных бюджетов (см. «ДК» №22 (23) от 28 ноября 2005 г.). Ирина Антипова отметила, что этот рынок до сих пор качественно не насыщен: «Сегодня специалистами в сфере BTL заявляют себя уже многие, но игроков солидных, не однодневок, все еще можно пересчитать по пальцам одной руки». Г-жа Антипова предположила, что при неизбежных тенденциях увеличения спроса на BTL-услуги на городском рынке места для здоровой конкуренции пока предостаточно.
Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.