Ритейл не досчитался игроков.

  Пик кризиса для красноярского ритейла пришелся на уходящий 2010 г. С рынка ушли, казалось бы, непотопляемые компании. Спрос начал восстанавливаться только к середине года. Ритейлеры вздохнули

 

Пик кризиса для красноярского ритейла пришелся на уходящий 2010 г. С рынка ушли, казалось бы, непотопляемые компании. Спрос начал восстанавливаться только к середине года. Ритейлеры вздохнули с облегчением и вновь начали биться за лояльность потребителей — обновленным составом.

Уходящий год для красноярского ритейла был самым тяжелым за последние десять лет. В феврале 2010 г. оборот розничной торговли Красноярска снизился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Спрос упал на треть. По опросам фонда «Гласность», в этот период больше половины красноярцев предпочли супермаркетам продовольственные рынки, а покупку одежды и обуви в бутиках отложили до лучших времен. Лучшие времена наступили у местной розницы весной 2010 г. Оборот розничной торговли в городе сравнялся с показателями прошлого года. А уже осенью, по данным Красноярскстата, рынок вышел на положительную динамику в 3,2%. Активнее всего рос непродовольственный ритейл.  По итогам года он прибавил 4,4%. Оборот продовольственного (включая напитки и табак) вырос на 1,9%. Эксперты говорят: на рост оборота повлияла скорее инфляция, чем спрос. ОЛЕГ СИПЕТЫЙ, генеральный директор сети супермаркетов «Командор»: «Повысилась инфляция — повысились цены. К сожалению, пока еще спрос не вернулся на докризисный уровень».

Рокировка на рынке продритейла

Основные события в красноярском продритейле пришлись на осень. В сентябре с рынка ушла федеральная сеть «Пятерочка». Проект в Красноярске курировала местная компания «Астория». За четыре года работы «Астория» открыла в крае 20 магазинов под брендом «Пятерочка». Одиннадцать из них были в Красноярске. Проблемы у компании начались еще летом 2010 г. — «Астория» стала периодически задерживать платежи поставщикам. В сентябре один из кредиторов сети — Сбербанк — подал иск в Арбитражный суд края о взыскании с компании долга на сумму 200 млн руб. Собственникам «Астории», чтобы рассчитаться с кредиторами, пришлось закрыть все магазины в крае.  В начале ноября наконец определилась судьба пустующих площадей «АЛПИ». Собственник помещений — «АМК-Фарма» (входит в ГК «Регионы») нашла якорного арендатора для части «алпишных» гипермаркетов. Сразу три «гипера» взяла в аренду компания «Алекс-маркет» (в Красноярске развивает сеть супермаркетов «Кардиал»). В начале ноября «Алекс-маркет» открыл свой первый магазин под брендом Alex. Его площадь 5,8 тыс. кв. м. В отличие от своего скандального предшественника новая сеть не делает ставку на низкие цены. Работает Alex в среднеценовом сегменте. До января 2011 г. собственники сети рассчитывают открыть еще два магазина на «алпишных» площадях. В течение года старожилы рынка расширяли свое присутствие. «О’кей» открыл один магазин, «Командор» — шесть, «Красный Яр» — пять. Игроки отмечают, что рост этот был скорее вынужденным — компании запускали проекты, реализация которых была намечена еще до кризиса. Тем не менее, все действия участников рынка за последние полгода привели к перераспределению сил на нем. Олег Сипетый: «Аудиторию, которая раньше ходила в «АЛПИ» и «Пятерочку», теперь «поделила» между собой «большая тройка»: «Командор», «Красный Яр» и «О’кей». По нашим оценкам, доля этих сетей за последний год увеличилась на 5-7% и достигла около 35% от структурированного рынка продовольственного ритейла».

Несмотря на эти показатели, участники рынка считают, что в целом год для них был неудачным. Оборот продритейла действительно вырос. Но, по словам игроков, все доходы «съела» инфляция. Подпортило настроение ритейлерам снижение среднего чека. С января по октябрь 2010 г. он упал до 10% по сравнению с 2009 г. По прогнозам экспертов, рынок продовольственной розницы начнет набирать темпы к осени следующего года. Красноярцы начнут больше тратить. Средний чек повысится на 5-10%. Но при этом усилится конкуренция. «Осенью 2011 года к нам придет «Ашан». Еще через год — «Магнит». Силы на рынке опять перераспределятся. Выиграют те сети, которые сумеют за эти два года расположить к себе клиентов. Повысить их лояльность», — считает Олег Сипетый.

Кризис перекроил одежный ритейл

Главное событие на рынке одежного ритейла — банкротство лидера ГК «Ле Рой». Еще два года назад холдинг по количеству магазинов и обороту возглавлял топ-лист «ДК». В сентябре этого года компания начала закрывать магазины. Всего за месяц «Ле Рой» свернул 15 своих бутиков. В октябре учредители холдинга подали заявление в Арбитражный суд края о признании его банкротом. Основание — долг перед кредиторами около 100 млн руб. Сейчас на предприятии введено конкурсное управление. В течение полугода новый управляющий должен помочь ритейлеру рассчитаться по кредитам. Новые игроки в одежный сегмент в этом году не приходили. Иная ситуация в обувном ритейле — сразу несколько крупных сетей вошли на местный рынок. В течение года два своих магазина в Красноярске открыла федеральная компания «ЦентрОбувь». Первый запущен в мае в ТРК «На Свободном», второй под брендом Centro — в декабре в ТК «Авеню». Сеть работает в экономсегменте, средний чек — 800 руб. В планах компании открыть еще несколько магазинов в Красноярске, а потом начать экспансию в города края. В ноябре в Красноярске открыла свой первый магазин новосибирская сеть обувных супермаркетов «Монро». Компания работает в среднеценовом сегменте. По словам директора регионального подразделения ГК «Обувь России» (бренд «Вестфалика) в Красноярске МАЙИ ФЕДОРЧЕНКО, пришедшие сети подтверждают тренд, который появился на рынке в 2010 г., — высокий спрос на недорогую обувь среднеценового и экономсегментов. «Связано это с тем, что спрос на эту обувь быстрее всех восстанавливается. Кроме того, рост потребления обуви объясняется отложенным спросом: люди перенесли покупку обуви в 2009 году на этот год», — считает г-жа Федорченко. Майя Федорченко полагает, что в следующем году рынок обувного ритейла прирастет новыми игроками: «Рынок еще далек от насыщения. Не все ниши в достаточной мере освоены, далеко не все популярные марки обуви, российские и зарубежные, представлены в Красноярске. Поэтому для обувных ритейлеров есть еще много возможностей для роста».

Техноторговые сети ищут новый формат

Пик кризиса для техноторговых сетей, работающих в Красноярске, пришелся на первую половину 2010 г. Сразу три крупных федеральных сети бытовой техники и электроники (БТиЭ) ушли из города. Первой в начале года свой магазин в Красноярске закрыла новосибирская сеть «Сибвез». Компания сосредоточилась на городах края. Там у ритейлера осталось два супермаркета — в Ачинске и Канске. Весной два своих гипермаркета в Красноярске общей площадью более 4 тыс. кв. м закрыла компания «Мир». А летом с местного рынка ушла «Техносила». Ни одна из сетей свое решение не комментирует. Однако девелоперы, которые сдавали им площади в аренду, рассказали «ДК»: основная причина ухода части ритейлеров — финансовые трудности. До закрытия магазинов в Красноярске «Мир» свернул пять своих магазинов в регионах, а «Техносила» вдвое уменьшила площади некоторых своих гипермаркетов в других регионах. Торговые площади ушедших с рынка игроков в Красноярске заняли их конкуренты. На месте «Мира» открылся «Эксперт». Площади «Техносилы» в ТРЦ «Июнь» заняла сеть «Эльдорадо».  По словам игроков, падение спроса на местном рынке БТиЭ прекратилось в сентябре 2010 г. Уже к началу ноября покупательская способность красноярцев выросла на 15%. Специалист по связям с общественностью компании «М.Видео» АНТОН ПАНТЕЛЕЕВ говорит, что к концу года за счет предновогодних продаж они ждут роста как минимум на 30% по сравнению с 2009 г. Эксперты отмечают интересную деталь — вырос спрос на технику высокого ценового сегмента и имиджевые модели электроники. «Связано это с тем, что покупатели закрыли предыдущие кредиты, снова вернулся покупательский оптимизм. Снова стала востребована техника, от которой они отказывались в кризис», — поясняет г-н Пателеев. Рост спроса техноторговые сети ждут и в 2011 г. Рассчитывают они примерно на 20%. За этим последует усиление конкуренции. Игроки к этому уже готовятся — работают над лояльностью клиентов. Так, «М.Видео» запустила сразу несколько бонусных программ для своих клиентов. «Эльдорадо» расширил набор услуг интернет-магазина. А в планах компании в следующем году запустить в городе магазин нового формата. По словам специалиста по связям с общественностью «Эльдорадо» ДМИТРИЯ ПОМОГАЕВА, новый магазин будет отличаться по ассортименту, а также и внешне от остальных торговых точек ритейлера.

 

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
  • Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.