Ритейл в России выбрал вектор саморегулирования рынка

Саморегулирование розничной торговли в России и доля присутствия федеральных сетей в регионах – ключевые темы конференции по вопросам развития розничной торговли, прошедшей в рамках КЭФ.

Саморегулирование как работающий инструмент 
Вопрос о по развитию саморегулирования розничной торговли в России — главная тема февральского заседания рабочей группы при Минпромторге. Результатом заседания стало решение о создании «дорожной карты» саморегулирования рынка до 2021 года. 
Разработка «дорожной карты» саморегулирования — это хороший результат встречи, работы как Минпромторга, так и с Минпромторгом. Отмечу, что в результате этой работы и встречи с поставщиками осторожно-скептическое отношение по поводу того, может ли отрасль работать на принципах саморегулирования, сменилось более оптимистичным настроем. Лично меня достигнутые договоренности делают оптимистом. И у стороны поставщиков, и у стороны ритейлеров есть четкое понимание, что в своих решениях мы должны руководствоваться бизнес-логикой. Создавать условия, которые помогают развивать бизнес обеих сторон, а не выторговывать себе какие-либо преференции за счет ограничения той или другой стороны», — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ - объединяет крупнейших ритейлеров, включая Х5, «Магнит», «Ленту», «Ашан» и др.) Сергей Беляков
Как отметила генеральный директор «Магнита» Ольга Наумова, состоявшаяся в рамках КЭФ конференция по вопросам развития ритейла стала «перезапуском саморегулирования рынка». 

Ритейл в России выбрал вектор саморегулирования рынка 1

 
”Дорожная карта” рассчитана на период до 2021 года — она включает в себя четыре этапа. Мы по ней, я считаю, двигаемся достаточно быстро. Уже сделан первый важный шаг — не на словах, а на деле присоединились к КДП 1.0 (кодекс добросовестных практик в существующей редакции. — Прим.ред.). Крупнейшие торговые сети понимают, что начать работу необходимо с самих себя, с реального соблюдения кодекса добросовестных практик. Считаю, что регулирование и взаимодействие — рабочие инструменты для того, чтобы все стороны смогли найти общий язык. В конечном итоге это поможет получить наилучший результат», — рассказала Ольга Наумова. 
Высокая маржа в ритейле канула в Лету
Одной из тем, затронутых на конференции, стало состояние рынка розничной торговли. О динамике финансовых показателей отрасли и их влиянии на настроение рынка рассказал Сергей Беляков. 

Ритейл в России выбрал вектор саморегулирования рынка 2

 
К сожалению, экономика отрасли не улучшается. Мы видим, что реально располагаемые доходы граждан не растут — это серьезный фактор, на который ориентируются ритейлеры, определяя политику розничных цен. Другой важный элемент, который формирует условия для бизнеса — это растущие издержки производителей. И это очень неприятная новость, которая и ритейлеров заставляет очень трепетно относиться к работе со своими издержками, а также к выстраиванию взаимоотношений с поставщиками. Это серьезный фактор, мешающий развитию рынка», — отметил председатель президиума АКОРТ. 
Он также добавил, что несмотря на эти «ножницы» крупнейшие ритейлеры России уже не первый год демонстрируют рост. Однако темпы роста сильно снижаются – это касается как выручки, так и рентабельности бизнеса. 
Очень важно, чтобы все участники рынка одинаково понимали условия, в которых мы находимся, и экономические последствия этих условий. Часто приходится слышать тезис о том, что торговля может выступать вектором неблагоприятных экономических условий для других категорий товаропроводящей цепочки, потому что она высокомаржинальна. Но это, к сожалению, не так. Нам бы очень хотелось быть высокомаржинальной отраслью, но даже лидеры отрасли не могут похвастаться высокой маржой. И связано это не с неэффективностью компаний, а с тем, что мы вынуждены делиться частью своей прибыли с поставщиками и в то же время не поднимать розничные цены, чтобы не ущемить возможности наших покупателей», — сказал Сергей Беляков.
Порог в 25% устроил всех 
Ритейлеры не будут настаивать на изменении установленного законом о торговле порога доминирования. Напомним, в соответствии с нормой доля сети на локальном рынке не должна превышать 25%. 
Короткий ответ на вопрос: а надо ли менять сейчас пороговое значение, установленное в законе — нет, не надо», — сказал Сергей Беляков. 
Разъяснения о методике расчета рыночных долей ритейлеров были подготовлены ФАС по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака. Антимонопольная служба пришла к выводу о недопустимости ретроспективного запрета ритейлерам расширять торговые площади при превышении ими на локальном рынке доли в 25% по итогам предыдущего года. Однако факт превышения торговой сетью 25%-ной доли рынка по итогам предыдущего года не является нарушением антимонопольного законодательства и не влечет обязанности принимать меры по снижению доли.
 
Как отметил председатель президиума АКОРТ, вопрос о доли федеральных сетей напрямую зависит от региональной повестки конкретной территории. 
Это палка о двух концах. В одних регионах региональные власти заинтересованы в широкой экспансии федеральных сетей, потому что ритейлеры подхватывают исполнение социальных функций по доставке товаров широким слоям населения по доступным ценам. Где-то – нет. Это региональная повестка. Считаю не очень правильным диктовать регионам условия через изменение порогов, к которым привыкли все», - сказал Сергей Беляков.
 
Фото: пресс-центр КЭФ-2019.
Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.