Рожденная в СССР
Этим летом на Красноярской подстанции 500 кВ было шумно. Не только потому, что ремонтный сезон был в разгаре. Там установили систему отпугивания птиц, как в аэропортах. Датчик реагирует на залетевш
Этим летом на Красноярской подстанции 500 кВ было шумно. Не только потому, что ремонтный сезон был в разгаре. Там установили систему отпугивания птиц, как в аэропортах. Датчик реагирует на залетевшую ворону, раздается довольно зловещий вопль, имитирующий охотничий крик ястреба, перепуганная птица навсегда забывает дорогу к этим проводам. «Это целая проблема в энергетике. Когда период гнездования идет, вороны любят находить проволоку и вить на порталах гнезда, — рассказывает начальник подстанции 500 кВ Красноярская Сергей Юферов. — Ворона каркнула во все воронье горло, проволока упала, может произойти отключение оборудования. Это было не раз и не два. Раньше мы лазили по порталам, снимали эти гнезда. И там так сплетена эта проволока Иногда не вытащишь, приходится кусачками откусывать и сбрасывать по частям».
Новая система изрядно облегчила жизнь оперативному персоналу, хотя к ее звукам пришлось привыкать. А осенью на подстанции другая сезонная проблема. Грызуны. Инновационно защищаться от крыс, к слову, начали раньше — уже второй год стоят датчики, не пускающие внутрь непрошенных гостей. Можно сделать из этого забавный вывод — модернизация данного энергообъекта сконцентрирована в основном на борьбе с животными. Можно обойтись без смеха — он вряд ли уместен в разговоре о безопасности подстанции, установленная мощность которой всего в 2,5 раза меньше, чем у всей Красноярской ГЭС. Тем более на Крас-500 (так энергетики называют это предприятие) животных все-таки любят. «У нас есть кошка, у ремонтного персонала она обитает. Лет 8 уже живет, вместе с бригадами ходит на работу. И тоже помогает в борьбе с грызунами», — хвалит «внештатницу» Сергей Юферов.
Подстанция 500 кВ Красноярская введена в строй в 1963 году. Строили ее специально для электроснабжения КрАЗа, неподалеку от предприятия. Поступающая сюда с Красноярской ГЭС энергия преобразуется и передается на «алюминиевый». Но не напрямую, а через еще один объект — соседнюю подстанцию 220 кВ ЦРП, которая уже непосредственно «запитывает» КрАЗ. Поэтому вопросы с присоединениями завода Сергея Юферова не касаются. У него других забот хватает. «Куча бумаг идет: приказы, распоряжения. Мне как энергетику-практику с этим непросто», — улыбается начальник подстанции.
Или скоро нужно будет снег расчищать, а территория немаленькая — шесть гектаров. Специальных людей для этого нет, лопаты возьмут в руки дежурные электромонтеры. Раньше на Крас-500 была своя ремонтная бригада, в 2006-м систему поменяли, сделали одну службу на весь город, на 14 подстанций. «Мне не надо в штате 12 ремонтников. Мне бы 3-4 человека. Работа им всегда найдется», — говорит о своих потребностях начальник подстанции.
Раньше на Крас-500 работало много женщин. Когда в 1997-м Сергей Юферов пришел сюда мастером, среди оперативного персонала был всего один мужчина. Сейчас пропорции изменились. Начальник подстанции прекрасный пол не выживал, он даже немного жалеет, что дам стало меньше: «Неизвестно, кто более ответственный — мужчины или женщины».
Еще несколько лет назад ответственных тружениц подстанции можно было застать в совершенно некрасовском образе. С косой в руках. Той косой, которой траву косят. По нормам пожарной безопасности зарастать территории нельзя. «Сейчас у нас газонокосилка есть, а тогда приходилось девчонкам косить, что делать», — вспоминает Сергей Юферов. Дисциплина в энергетике почти армейская, поэтому жалобы на начальство не в стиле Юферова. Он предпочитает находить решения — как и нормы соблюсти, и людей уважить. Нельзя садить на территории цветы, а женщинам хочется — значит, небольшой цветник нужно просто отгородить, легализовать ненормативную красоту. Организовать небольшую зону отдыха, мангал там поставить. Соорудить своими силами баню в раздевалке для ремонтников, станок для жима лежа установить — люди таскают тяжелые изоляторы, по 40 килограммов каждый, надо держать себя в форме. О работниках Юферов заботится с той теплотой, которая бывает только в небольших обособленных коллективах, давно сложившихся: «У нас персонал держится. Самый молодой — дежурный электромонтер, 2 года назад взяли после института. Есть дежурные инженеры, которые тут по 25-30 лет работают».
И все, кстати, некурящие. Это тоже требование начальника.
Людей мало, а все работает
Больше всего на подстанции Крас-500 впечатляют две вещи. Во-первых, трещат провода. От этого гула возникает физическое ощущение — ток есть, он здесь, и это сила огромная и страшная. Сомнительные личности, которые частенько забираются на подстанции меньшей мощности в поисках металла, сюда пролезть даже не пытаются. Боятся.
Второе удивление — как мало людей обслуживает такой значимый и сложный объект. В подчинении у Сергея Юферова 15 сотрудников. «Прямо сейчас на подстанции девять человек — четверо релейщиков, связист, мастер, я, двое дежурных», — перечисляет начальник. И добавляет: «Это же здорово, что людей мало, а все работает».
В том, что 90% оборудования на Крас-500 сделано почти полвека назад, Юферов тоже видит хорошее: «Еще у моего начальника была идея — если оборудование поставлено в 63 году, проектировалось оно еще раньше, и те люди, которые проектировали, строили, помнят сталинские времена. Поэтому запас прочности сделан трехкратный, пятикратный. Бывают, конечно, отклонения. Но мы 6 лет подряд до этого года без технологических нарушений отработали».
В это верится, как в сказку. Но потом в узле связи видишь рядом оптоволоконный шкаф и щит с дисковым телефоном и понимаешь: на Крас-500 возможны чудеса. И самое долгожданное чудо — реконструкция — в принципе, тоже.
О преображении своей подстанции Юферов мечтает давно. Он, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой, понимает, насколько Крас-500 отстала от времени. «В Красноярске есть учебный центр МЭС. Диспетчеры со всей Сибири и Дальнего Востока там учатся. Их постоянно раньше возили сюда. Многие говорили: что здесь смотреть? Это же антиквариат», — смеется начальник.
По словам г-на Юферова, в 2000-м году был готов проект реконструкции, даже шли торги на генподрядчика. «Но когда начали считать время трудно на действующей подстанции вывести из работы оборудование. Если один трансформатор выведем на все лето — вся ремонтная программа по Красноярску рушится. Городу не хватит мощностей. Для КрАЗа точно».
Подстанция стала невольным заложником своего главного потребителя. «Остановить нельзя реконструировать» — в ФСК долго думали, как же поставить запятую в этом заколдованном предложении. Нашли, видимо, единственно правильный способ.
В сентябре этого года в Красноярске началось строительство новой подстанции 500 кВ — «Енисей». Еще одна «пятисотка» расположится в нескольких километрах от «юферовской». Мощности нового объекта позволят разгрузить Крас-500 и, не лишая потребителей энергии, поставить там новое оборудование. О стоимости работ судить рано, но для сравнения: вложения МЭС Сибири в реконструкцию подстанции КИСК составили около 2 миллиардов. Причем КИСК — меньше, чем Крас-500.
Подстанцию «Енисей» обещают сдать в 2014 г. До пенсии Сергею Юферову шесть лет. По идее, есть шанс, что он еще сможет поработать на совсем другой, современной подстанции. «Я всегда мечтал — сделаю реконструкцию, уйду на пенсию заслуженным энергетиком. Не знаю, получится ли...»
Очень хочется, чтобы у начальника подстанции, отработавшей 6 лет без единого сбоя, получилось.