С севера на юг: региональные открытия «Театральной весны» в Красноярске
Почему фестиваль «Театральная весна» — особенный, какие спектакли привезли театры Красноярского края, рассказала театральный критик и журналист Елена Коновалова.
В Красноярск пришла «Театральная весна». Семь дней, 41 постановка театров Красноярского края, творческие встречи с артистами, лекции о театре: программа очень насыщенная. Мы попросили театрального критика Елену Коновалову рассказать о нескольких региональных спектаклях, которые смогут увидеть красноярцы.
Отметим сразу, каждая творческая работа, вошедшая в лист фестиваля, заслуживает внимания. На первых спектаклях — полный аншлаг, билеты на все спектакли почти распроданы.
«Театральная весна» – событие для Красноярского края, безусловно, зрелищное и масштабное. Почти во всех регионах страны есть подобные фестивали, представляющие лучшие премьеры сезона, но у нашего свои особенности: в Красноярском крае театры разбросаны по всей территории – от самых северных, заполярных, до южных. В Новосибирской области, например, все театры сосредоточены в областном центре. Не хочу никого особо выделять, каждый театр интересен по-своему, — говорит Елена Коновалова.
Красноярской публике всегда были интересны спектакли из городов края. Особенной популярностью традиционно пользуются постановки самого южного, Минусинского, и самого северного, Заполярного, драматических театров.
В этом году Заполярный театр драмы им. Маяковского. Представит сразу две неожиданные работы — это пьеса-экскурсия «Гиперборея. Плато Путорана» в постановке Анны Бабановой и «Женитьба» в прочтении режиссера Петра Шерешевского. Для просмотра «Гипербореи» зрителям предложат очки виртуальной реальности, создающие полный эффект присутствия. Конечно, прием не новый, в Европе и в разных российских театрах опыт использования таких очков в спектаклях был, но в Красноярском крае он применен впервые, к тому же, на региональном материале, — продолжает Елена Коновалова.
По замыслу постановщиков, спектакль «Гиперборея. Плато Путорана» — виртуальная экскурсия по Норильску, а также его живописным и труднодоступным для туристов окрестностям. Зрителям будут предложены VR-очки, с помощью которых они смогут спуститься вместе с горняками в самый глубокий заполярный рудник, побывать в плавильном цехе, пройтись по центру самого северного города, почтить память узников Норильлага на мемориальном комплексе «Норильская Голгофа» и посетить заповедную, овеянную легендами и загадками территорию – плато Путорана.
Спектакль «Гиперборея. Плато Путорана»
В основе истории — миф о Гиперборее, некой высокоразвитой северной стране, которая располагалась на Полюсе. Гиперборейцам было подвластно не только пространство, но и время, поэтому умирали они только от пресыщения жизнью. Потом случилась климатическая катастрофа, и гиперборейцы были вынуждены покинуть свою территорию и расселились по всей планете. У индусов, как и у нганасан, очень схожие с гиперборейцами воззрения на мироустройство. Так что мы предполагаем в своей экскурсии, что Территория была, а может, и до сих пор заселена гиперборейцами», — рассказал автор пьесы, драматург Владимир Зуев газете «Заполярная правда».
Содержательный и технически сложный спектакль состоялся при поддержке компании «Норникель», благотворительного фонда «Достоинство» и Агентства Развития Норильска.
Еще один спектакль норильчан «Женитьба» по одноименной пьесе Н.В. Гоголя представлен в весьма непривычной трактовке. Это новая работа в Заполярном театре режиссера Петра Шерешевского. В 2016 году его спектакль «Дядя Ваня» был выдвинут на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в семи номинациях, в том числе, и за режиссуру», - говорит Елена Коновалова.
Как рассказал режиссер постановки Петр Шерешевский в одном из интервью, это история про неизбывное одиночество, из которого никогда не выбраться. В спектакле нет ни сюртуков, ни кринолинов:
«Мир меняется, но проблема социофобии, отсутствия коммуникации, нежелания одного человека открыться перед другим жива. В итоге все останутся одни».
Лесосибирский театр «Поиск», известный уже не только в Сибири, но и Москве, покажет спектакль «Воскресный ребенок» в постановке Олега Христолюбского, возглавившего театр в этом сезоне.
Спектакль «Воскресный ребенок»
Интересно, что в афише сразу два спектакля по пьесе Андрея Иванова «С училища» и два – по пьесам, пожалуй, самого востребованного современного автора Дмитрия Данилова. Это очень убедительная работа молодого режиссера Анастасии Малевановой «Человек из Подольска» в Красноярском театре им. Пушкина и «Свидетельские показания» в «Театре на крыше», — продолжает Елена Коновалова.
Критик также отметила музыкальные постановки фестиваля:
Широкую палитру спектаклей, как всегда, представил Красноярский театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского – оперные постановки, классический балет, современная хореография, мюзикл для детей. Оперу Дж.К. Менотти «Медиум» в постановке Даниила Дмитриева можно увидеть в новом театральном пространстве арт-кафе. И очень любопытно посмотреть мюзикл «Винил» Красноярского музыкального театра. Благодаря режиссеру Николаю Покотыло театр впервые за много лет вновь попал в конкурс «Золотой Маски» и получил в Москве хорошие отзывы» — говорит Елена Коновалова.
«Медиум» в постановке Даниила Дмитриева
Добавим, фестиваль «Театральная весна» завершится 27 марта, в Международный день театра. На торжественном закрытии фестиваля будут вручены награды лауреатам фестиваля в 24 номинациях.