Сергей Верещагин: по инвестициям мы лучшиев Сибири

«Я практически ежедневно получаю письма об интересе к нашему краю от различных бизнес-структур, как от отечественных, так и от зарубежных», — говорит Сергей Верещагин. Так часто? — Без преувеличени

Министр экономики и регионального развития Красноярского края Сергей Верещагин интерес инвесторов к тому или иному региону меряет очень просто — появляется огонек в их глазах, когда заговаривают о территории, или нет. По словам министра, когда говорят о Красноярском крае, у инвесторов глаза горят.

«Я практически ежедневно получаю письма об интересе к нашему краю от различных бизнес-структур, как от отечественных, так и от зарубежных», — говорит Сергей Верещагин.
Так часто?
— Без преувеличения. В 2008 году мы активно продвигали регион на различных инвестиционных выставках и форумах, как российских, так и зарубежных. Могу сказать, что экспозиция нашего края всегда вызывала очень живой интерес. Некоторые полагали, что мы ошиблись в цифрах, указывая основные характеристики региона — территорию, ресурсный потенциал. Они, безусловно, впечатляют — край огромный.
По объему инвестиций в 2009 году мы лучшие в СФО. В прошлом году в экономику региона было вложено 246 млрд руб., для сравнения: в 2008 году — 184 млрд руб. Мы единственные в округе, кто смог увеличить докризисный показатель. Это не значит, что кризис не повлиял на ситуацию. Повлиял. Мы рассчитывали, что инвестиций будет больше.

Портрет инвестора меняется
Инвестор, проявляющий интерес к краю, уже не тот, что был несколько лет назад. До кризиса нередко к нам приезжали люди, у которых, говоря образно, были полные карманы денег. Сейчас инвестор стал осторожнее. Он взвешивает все возможные за и против.
— Я считаю, мы выбрали правильную тактику продвижения региона. По итогам 2009 года ведущие мировые агентства подтвердили краю рейтинг докризисного 2008 года. И это один из важнейших факторов, на который обращают внимание крупные инвесторы. Но далеко не единственный.
Инвесторы смотрят также на то, какая законодательная база в регионе, готова ли власть к диалогу, какие предоставляет льготы для бизнеса. В этом направлении, я считаю, мы работаем очень активно.
Для инвестора также важно, как регион оценивают в федеральном центре. Обращают внимание и на опыт работы в крае других инвесторов, оценивают динамику показателей. С динамикой, как я уже сказал, у нас все в порядке. Сложнее с инфраструктурой, которая также влияет на выбор инвестора. Здесь мы по объективным причинам пока проигрываем. Там, где у нас сосредоточено все природное богатство, нет инфраструктуры — в первую очередь речь идет о дорогах, электричестве.
Опишите инвесторов, которые сейчас идут в край.
— Интерес проявляют, как правило, финансовые компании. Нередко приезжают на переговоры инвестиционные консультанты. Они ищут ниши, интересные для вложения. Людей, которые работают по отраслевым проектам, сейчас приезжает очень мало.
— К каким секторам экономики инвесторы проявляют наибольший интерес?
— На первом месте — добыча природных ресурсов: нефти, газа, угля, леса и т. д. На втором — создание предприятий глубокой переработки. Часть из них — на основании инновационных технологий. Есть уже работающие инновационные предприятия, например, по производству полимеров. Есть привлекательные инвестпроекты в сфере малого и среднего бизнеса. Например, проекты по переработке дикоросов, мяса оленей. Там рентабельность бизнеса около 100%. Также сейчас инвесторы проявляют интерес к сфере услуг. В сельское хозяйство стали инвестировать. На самом деле, можно назвать интересные проекты во многих отраслях.
Среди основных вы не назвали недвижимость. Сейчас много проектов в Красноярске реализуются именно в области девелопмента.
— Не думаю, что сегодня это направление в числе наиболее инвестиционно привлекательных. Строительство — самая пострадавшая от кризиса отрасль. Спрос на недвижимость пока не восстановился, а замораживать активы на неопределенный срок для инвесторов опасно. Упасть можно очень быстро, подняться сложно.
Крупные инвестпроекты станут флагманами краевой экономики
Рассказывая о крупнейших инвестиционных проектах, реализуемых в крае, Сергей Верещагин часто использует выражения: «мы в России были первопроходцами», «никто не верил, а мы сделали», «приходилось ошибаться».
— Ванкор — тема, достойная отдельного разговора. В освоение этого нефтяного месторождения «Роснефть» уже вложила более 200 млрд руб. Проектная инвестиционная емкость в два раза больше. Я считаю, таких проектов, которые могут сравниться с Ванкором, мало в России. Это просто высший класс. Я недавно был там и вновь убедился, что ставка на «Роснефть» была сделана верно: и за экологией следят, и нормальный быт трем тысячам работников обеспечивают.
Правительство края поддерживает проект, он активно развивается, и думаю, скоро Ванкор будет в лидерах по налоговым отчислениям в краевой бюджет.
На какой инвестиционный проект направлены наибольшие усилия краевой власти и ваши личные как министра, отвечающего за это направление?
— Сомневаться в ответе не приходится — Нижнее Приангарье. Это был первый крупнейший инвестпроект на территории края, реализуемый в рамках частно-государственного партнерства. Министерство начало курировать его еще в 2007 году. Тогда это был очень молодой проект, у него даже не было проектной документации.
Нижнее Приангарье для непосвященных — всего два слова, а по сути это комплекс сложных разноотраслевых проектов с объемом инвестиций более 200 млрд руб., из которых 180 млрд руб. — это частные инвестиции и 34 млрд — государственные.
Мы стали одними из первых, кто получил средства инвестфонда РФ. Сделать это было, признаюсь, непросто. Была утеряна практика реализации подобных по масштабу проектов. Для инвестфонда нужна документация, а проектные институты оказались практически полностью развалены. И сейчас, к моему большому сожалению, проектировщики почти никогда не дают решения, которые удовлетворяют нашим требованиям. Приходится их очень серьезно дорабатывать.
Готов привести пример: изначально строительство Богучанского ЛПК стоило около 40 млрд руб., после всех доработок его стоимость оценивается более чем в 80 млрд руб. Богучанский алюминиевый завод, также строящийся на частные инвестиции, вырос в цене процентов на 15. Что касается инфраструктуры, которую финансирует государство, после повторных расчетов у нас получился рост ее стоимости примерно на 7 млрд руб.
Сейчас одна из главных задач: убедить федерацию в том, что нам необходимо увеличение объемов финансирования, чтобы запустить этот проект в максимально короткие сроки.
Нижнее Приангарье известно своим конфликтом между двумя соинвесторами — компаниями «Русал» и «Русгидро». Как сейчас складываются отношения между ними?
— Не могу сказать, что конфликта нет. Но его очаг погашен. Есть отдельные разногласия, но самое главное, что бюджет станции утвержден. Инвесторы вышли с консолидированной позицией на федеральный уровень. Год назад была другая ситуация. Было очень серьезное напряжение. Ситуация изменилась, когда в конфликт вмешалось руководство страны. У меня нет сомнений, что инвесторы сейчас возьмутся всеми силами достраивать станцию.
Что даст реализация проекта Нижнего Приангарья краю?
— В период эксплуатации — десятки тысяч рабочих мест и налоги в краевую казну. Наши расчеты говорят о том, что прямые налоги в бюджет края от этого проекта составят около 3 млрд руб. Думаю, Нижнее Приангарье войдет в первую четверку по отчислениям в бюджет.
Сейчас же, в период строительства, на проекте заняты около 18 тыс. человек. Задействовано примерно 200 компаний.
Местные бизнесмены часто говорят, что не могут пробиться на крупные инвестпроекты.
— Я считаю, кто хочет, тот всегда найдет свою нишу. Конечно, конкуренция за подряд там высокая. Я это признаю. Но побеждать должен сильнейший.
Объекты в Нижнем Приангарье строятся в основном крупные. Например, подстанция стоимостью 6 млрд руб. Как вы думаете, много в крае компаний, которые обладают опытом строительства таких объектов? Их просто нет. У нас было несколько ситуаций, когда в аукционах побеждали компании, которые не были готовы к работе, срывали сроки. Замахивались на большие заказы, не рассчитав свои силы. В итоге мы получали одни проблемы.
В реализации инвестиционных проектов задействованы крупные федеральные компании, это факт. Но на работы следующего уровня — перевозки, строительство и т. п., субподрядные контракты заключаются с краевыми подрядчиками.
Я считаю, закрыть дорогу федералам — это неуместный протекционизм. Есть примеры некоторых регионов, которые так поступили и... заваливали проекты.
Второе Нижнее Приангарье не за горами
Сергей Верещагин, несмотря на непростую экономическую ситуацию и ряд приостановленных или снизивших темпы развития инвестиционных проектов, верит, что многие из них будут реализованы.
— Незадолго до кризиса был разработан проект по созданию в крае особой экономической портовой зоны. Финансовая ситуация не дала развиться этому проекту. Однако он важен для края как грузовой логистический центр. Впрочем, не менее важен и пассажирский авиационный хаб. Я на сто процентов уверен: для края логистический комплекс необходим. Реализация этих проектов неизбежна, это лишь вопрос времени.
Чуть задерживается строительство железной дороги Кызыл — Курагино. Сейчас ведется изучение трассы для будущей дороги. В этом регионе большие запасы коксующегося угля, компании «Евраз», «Северсталь» проявляют интерес к этим месторождениям. Проект живой, по нему ясны источники финансирования: порядка 50 млрд руб. — средства инвестфонда РФ, и столько же — деньги инвестора. Объемы финансирования сейчас уточняются.
Ждем, что активизируется в крае «Газпром».
Не ясна ситуация с несколькими нефтяными месторождениями на территории края — Юрубчено-Тохомским, Куюмбинским.
— Юрубчен не откладывается. Мы уже начали формировать проект второго этапа Нижнего Приангарья, который состоит из двух блоков. Первый — это разработка Юрубчено-Тахомского, Куюмбинского и нескольких других нефтяных месторождений и решение в этой связи вопросов строительства трубопроводов. Второй связан с западными районами Нижнего Приангарья. Здесь планируется строительство Мотыгинской ГЭС, всей инфраструктуры, которая главным образом будет завязана на месторождения Мотыгинского и Северо-Енисейского районов.
Наиболее проработан блок нефтяников. Сейчас смотрим их бизнес-планы, изучаем всю имеющуюся информацию, чтобы сформировать комплексный проект, с которым можно выйти на федеральный уровень. Если брать в целом эти два блока нового проекта, объем инвестиций в него по первоначальной оценке составит 484 млрд руб. Из них около 80 млрд —- на инфраструктуру. По предварительным планам эти деньги пойдут на строительство автодороги до Байкита, строительство нефтепроводной инфраструктуры, электросетевой инфраструктуры и дороги в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах. Все остальное — это объекты бизнеса. Соотношение государственных инвестиций и частных здесь еще лучше, чем при реализации первого этапа освоения Нижнего Приангарья.
Лучше для кого?
— Для государства.

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.