Сергей Верещагин: по инвестициям мы лучшиев Сибири

«Я практически ежедневно получаю письма об интересе к нашему краю от различных бизнес-структур, как от отечественных, так и от зарубежных», — говорит Сергей Верещагин. Так часто? — Без преувеличени

Министр экономики и регионального развития Красноярского края Сергей Верещагин интерес инвесторов к тому или иному региону меряет очень просто — появляется огонек в их глазах, когда заговаривают о территории, или нет. По словам министра, когда говорят о Красноярском крае, у инвесторов глаза горят.

«Я практически ежедневно получаю письма об интересе к нашему краю от различных бизнес-структур, как от отечественных, так и от зарубежных», — говорит Сергей Верещагин.
Так часто?
— Без преувеличения. В 2008 году мы активно продвигали регион на различных инвестиционных выставках и форумах, как российских, так и зарубежных. Могу сказать, что экспозиция нашего края всегда вызывала очень живой интерес. Некоторые полагали, что мы ошиблись в цифрах, указывая основные характеристики региона — территорию, ресурсный потенциал. Они, безусловно, впечатляют — край огромный.
По объему инвестиций в 2009 году мы лучшие в СФО. В прошлом году в экономику региона было вложено 246 млрд руб., для сравнения: в 2008 году — 184 млрд руб. Мы единственные в округе, кто смог увеличить докризисный показатель. Это не значит, что кризис не повлиял на ситуацию. Повлиял. Мы рассчитывали, что инвестиций будет больше.

Портрет инвестора меняется
Инвестор, проявляющий интерес к краю, уже не тот, что был несколько лет назад. До кризиса нередко к нам приезжали люди, у которых, говоря образно, были полные карманы денег. Сейчас инвестор стал осторожнее. Он взвешивает все возможные за и против.
— Я считаю, мы выбрали правильную тактику продвижения региона. По итогам 2009 года ведущие мировые агентства подтвердили краю рейтинг докризисного 2008 года. И это один из важнейших факторов, на который обращают внимание крупные инвесторы. Но далеко не единственный.
Инвесторы смотрят также на то, какая законодательная база в регионе, готова ли власть к диалогу, какие предоставляет льготы для бизнеса. В этом направлении, я считаю, мы работаем очень активно.
Для инвестора также важно, как регион оценивают в федеральном центре. Обращают внимание и на опыт работы в крае других инвесторов, оценивают динамику показателей. С динамикой, как я уже сказал, у нас все в порядке. Сложнее с инфраструктурой, которая также влияет на выбор инвестора. Здесь мы по объективным причинам пока проигрываем. Там, где у нас сосредоточено все природное богатство, нет инфраструктуры — в первую очередь речь идет о дорогах, электричестве.
Опишите инвесторов, которые сейчас идут в край.
— Интерес проявляют, как правило, финансовые компании. Нередко приезжают на переговоры инвестиционные консультанты. Они ищут ниши, интересные для вложения. Людей, которые работают по отраслевым проектам, сейчас приезжает очень мало.
— К каким секторам экономики инвесторы проявляют наибольший интерес?
— На первом месте — добыча природных ресурсов: нефти, газа, угля, леса и т. д. На втором — создание предприятий глубокой переработки. Часть из них — на основании инновационных технологий. Есть уже работающие инновационные предприятия, например, по производству полимеров. Есть привлекательные инвестпроекты в сфере малого и среднего бизнеса. Например, проекты по переработке дикоросов, мяса оленей. Там рентабельность бизнеса около 100%. Также сейчас инвесторы проявляют интерес к сфере услуг. В сельское хозяйство стали инвестировать. На самом деле, можно назвать интересные проекты во многих отраслях.
Среди основных вы не назвали недвижимость. Сейчас много проектов в Красноярске реализуются именно в области девелопмента.
— Не думаю, что сегодня это направление в числе наиболее инвестиционно привлекательных. Строительство — самая пострадавшая от кризиса отрасль. Спрос на недвижимость пока не восстановился, а замораживать активы на неопределенный срок для инвесторов опасно. Упасть можно очень быстро, подняться сложно.
Крупные инвестпроекты станут флагманами краевой экономики
Рассказывая о крупнейших инвестиционных проектах, реализуемых в крае, Сергей Верещагин часто использует выражения: «мы в России были первопроходцами», «никто не верил, а мы сделали», «приходилось ошибаться».
— Ванкор — тема, достойная отдельного разговора. В освоение этого нефтяного месторождения «Роснефть» уже вложила более 200 млрд руб. Проектная инвестиционная емкость в два раза больше. Я считаю, таких проектов, которые могут сравниться с Ванкором, мало в России. Это просто высший класс. Я недавно был там и вновь убедился, что ставка на «Роснефть» была сделана верно: и за экологией следят, и нормальный быт трем тысячам работников обеспечивают.
Правительство края поддерживает проект, он активно развивается, и думаю, скоро Ванкор будет в лидерах по налоговым отчислениям в краевой бюджет.
На какой инвестиционный проект направлены наибольшие усилия краевой власти и ваши личные как министра, отвечающего за это направление?
— Сомневаться в ответе не приходится — Нижнее Приангарье. Это был первый крупнейший инвестпроект на территории края, реализуемый в рамках частно-государственного партнерства. Министерство начало курировать его еще в 2007 году. Тогда это был очень молодой проект, у него даже не было проектной документации.
Нижнее Приангарье для непосвященных — всего два слова, а по сути это комплекс сложных разноотраслевых проектов с объемом инвестиций более 200 млрд руб., из которых 180 млрд руб. — это частные инвестиции и 34 млрд — государственные.
Мы стали одними из первых, кто получил средства инвестфонда РФ. Сделать это было, признаюсь, непросто. Была утеряна практика реализации подобных по масштабу проектов. Для инвестфонда нужна документация, а проектные институты оказались практически полностью развалены. И сейчас, к моему большому сожалению, проектировщики почти никогда не дают решения, которые удовлетворяют нашим требованиям. Приходится их очень серьезно дорабатывать.
Готов привести пример: изначально строительство Богучанского ЛПК стоило около 40 млрд руб., после всех доработок его стоимость оценивается более чем в 80 млрд руб. Богучанский алюминиевый завод, также строящийся на частные инвестиции, вырос в цене процентов на 15. Что касается инфраструктуры, которую финансирует государство, после повторных расчетов у нас получился рост ее стоимости примерно на 7 млрд руб.
Сейчас одна из главных задач: убедить федерацию в том, что нам необходимо увеличение объемов финансирования, чтобы запустить этот проект в максимально короткие сроки.
Нижнее Приангарье известно своим конфликтом между двумя соинвесторами — компаниями «Русал» и «Русгидро». Как сейчас складываются отношения между ними?
— Не могу сказать, что конфликта нет. Но его очаг погашен. Есть отдельные разногласия, но самое главное, что бюджет станции утвержден. Инвесторы вышли с консолидированной позицией на федеральный уровень. Год назад была другая ситуация. Было очень серьезное напряжение. Ситуация изменилась, когда в конфликт вмешалось руководство страны. У меня нет сомнений, что инвесторы сейчас возьмутся всеми силами достраивать станцию.
Что даст реализация проекта Нижнего Приангарья краю?
— В период эксплуатации — десятки тысяч рабочих мест и налоги в краевую казну. Наши расчеты говорят о том, что прямые налоги в бюджет края от этого проекта составят около 3 млрд руб. Думаю, Нижнее Приангарье войдет в первую четверку по отчислениям в бюджет.
Сейчас же, в период строительства, на проекте заняты около 18 тыс. человек. Задействовано примерно 200 компаний.
Местные бизнесмены часто говорят, что не могут пробиться на крупные инвестпроекты.
— Я считаю, кто хочет, тот всегда найдет свою нишу. Конечно, конкуренция за подряд там высокая. Я это признаю. Но побеждать должен сильнейший.
Объекты в Нижнем Приангарье строятся в основном крупные. Например, подстанция стоимостью 6 млрд руб. Как вы думаете, много в крае компаний, которые обладают опытом строительства таких объектов? Их просто нет. У нас было несколько ситуаций, когда в аукционах побеждали компании, которые не были готовы к работе, срывали сроки. Замахивались на большие заказы, не рассчитав свои силы. В итоге мы получали одни проблемы.
В реализации инвестиционных проектов задействованы крупные федеральные компании, это факт. Но на работы следующего уровня — перевозки, строительство и т. п., субподрядные контракты заключаются с краевыми подрядчиками.
Я считаю, закрыть дорогу федералам — это неуместный протекционизм. Есть примеры некоторых регионов, которые так поступили и... заваливали проекты.
Второе Нижнее Приангарье не за горами
Сергей Верещагин, несмотря на непростую экономическую ситуацию и ряд приостановленных или снизивших темпы развития инвестиционных проектов, верит, что многие из них будут реализованы.
— Незадолго до кризиса был разработан проект по созданию в крае особой экономической портовой зоны. Финансовая ситуация не дала развиться этому проекту. Однако он важен для края как грузовой логистический центр. Впрочем, не менее важен и пассажирский авиационный хаб. Я на сто процентов уверен: для края логистический комплекс необходим. Реализация этих проектов неизбежна, это лишь вопрос времени.
Чуть задерживается строительство железной дороги Кызыл — Курагино. Сейчас ведется изучение трассы для будущей дороги. В этом регионе большие запасы коксующегося угля, компании «Евраз», «Северсталь» проявляют интерес к этим месторождениям. Проект живой, по нему ясны источники финансирования: порядка 50 млрд руб. — средства инвестфонда РФ, и столько же — деньги инвестора. Объемы финансирования сейчас уточняются.
Ждем, что активизируется в крае «Газпром».
Не ясна ситуация с несколькими нефтяными месторождениями на территории края — Юрубчено-Тохомским, Куюмбинским.
— Юрубчен не откладывается. Мы уже начали формировать проект второго этапа Нижнего Приангарья, который состоит из двух блоков. Первый — это разработка Юрубчено-Тахомского, Куюмбинского и нескольких других нефтяных месторождений и решение в этой связи вопросов строительства трубопроводов. Второй связан с западными районами Нижнего Приангарья. Здесь планируется строительство Мотыгинской ГЭС, всей инфраструктуры, которая главным образом будет завязана на месторождения Мотыгинского и Северо-Енисейского районов.
Наиболее проработан блок нефтяников. Сейчас смотрим их бизнес-планы, изучаем всю имеющуюся информацию, чтобы сформировать комплексный проект, с которым можно выйти на федеральный уровень. Если брать в целом эти два блока нового проекта, объем инвестиций в него по первоначальной оценке составит 484 млрд руб. Из них около 80 млрд —- на инфраструктуру. По предварительным планам эти деньги пойдут на строительство автодороги до Байкита, строительство нефтепроводной инфраструктуры, электросетевой инфраструктуры и дороги в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах. Все остальное — это объекты бизнеса. Соотношение государственных инвестиций и частных здесь еще лучше, чем при реализации первого этапа освоения Нижнего Приангарья.
Лучше для кого?
— Для государства.

 

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.