СГК рассказала, можно ли не платить «коммуналку»
В прямом эфире в паблике «Живой Красноярск» специалисты компании рассказали, на какие категории делят должников и кому не готовы простить долги за тепло и горячую воду.
Директор Красноярского филиала Сибирской теплосбытовой компании (входит в группу СГК) Константин Бородин в течение получаса отвечал на вопросы жителей и представителей предпринимательского сообщества, объясняя положения нового постановления правительства. Документ за номером 424, изданный Правительством России, отменяет начисление пени за коммунальные услуги в течение 2020 года и запрещает ресурсоснабжающим организациям отключать должников. Однако многие уже прочитали это постановление как «можно не платить».
Если читать документ внимательно, то там сказано о приостановлении ограничительных мер и начисления пени, о том, что потребители освобождаются от платежей, нет ни слова», - подчеркнул Константин Бородин.
Энергетики говорят: для многих потребителей пени были стимулом к своевременной оплате счетов за отопление и горячую воду. Но по большому счету, их отмена на платежную дисциплину практически не повлияет. Всех потребителей можно разделить на добросовестных плательщиков и недобросовестных. Первые всегда будут стремиться выполнить свои обязательства, вторые всегда будут искать способ от них уклониться. Такой «проверкой на прочность» стал, например, перевод потребителей на прямые договоры с теплоснабжающей компанией минуя УК. В некоторых ситуациях это был наиболее действенный способ разрешения противоречий в треугольнике «клиент-УК-РСО» и защиты добросовестных плательщиков от не всегда корректных действий «управляшек». В результате компания убедилась, что большинство абонентов из числа собственников жилых и коммерческих помещений ответственно относятся к оплате ресурсов.
Внутренняя статистика красноярского филиала СГК говорит о том, что трудности с оплатой счетов уже (с начала «коронавирусного» кризиса) испытывают порядка 10% абонентов-физических лиц и 15% абонентов из числа предприятий малого и среднего бизнеса.
Мы понимаем, что малый и средний бизнес находятся в группе риска: кто-то вынужденно закрылся или сократил производство, кто-то еще держится. Просят нас простить долги или отключить их «от трубы». Простить мы не можем, нет такой нормы в законодательстве. В конце концов, никто же не приезжает на заправку и не просит залить полный бак без оплаты. Отключить тоже технически можно не всегда. Но если у предприятия есть прибор учета в занимаемом помещении, мы готовы помочь, проконсультировать, как выйти из этой ситуации с минимальными потерями», - рассказал Константин Бородин.
С добросовестными должниками компания готова сотрудничать: есть варианты реструктуризации задолженности, можно заключить соглашение о рассрочке – главное, подчеркивает Бородин, не молчать о возникших проблемах. Чем раньше сообщить в ресурсоснабжающую организацию о трудностях, тем быстрее будет найдено удобное решение. Письмом через личный кабинет плательщика на сайте СГК, по телефону (2-744-300, 2-579-555), через мобильное приложение… Главное – не молчать в надежде, что все забудется. Постановление правительства запрещает отключать должников, но не запрещает взыскивать задолженность через суд. Документы, отправленные Почтой России, судьями принимаются в обычном порядке.
Недобросовестных плательщиков можно разделить на несколько групп. Есть те, кто платит с задержкой, но сразу большой суммой – за несколько месяцев. А есть те, кто по остаточному принципу, мол, есть задачи поважнее. Вот с такими потребителями трудно идти на компромиссы, и с этой категорией клиентов мы очень вероятно встретимся в суде, когда срок действия 424-го постановления закончится», - заявил Константин Бородин.
Платежи за потребленные ресурсы – это основной источник финансирования ремонтов теплосетей и оборудования. Есть деньги – идут работы по замене труб, тепло и горячая вода поступают бесперебойно и хорошего качества – с нужным напором и температурой. Нет денег – нет ремонтов, следовательно, повышается риск возникновения аварийных ситуаций, а значит, потребителям придется сидеть без тепла и воды.
В этой цепочке – потребитель – компания – ремонт – ресурсы – не хватает государства, которое должно точечно и своевременно оказывать помощь тем, кто сегодня в этом нуждается», - считает Константин Бородин.
Ремонтная программа 2020 года идет – ряд работ на правобережье Красноярска уже завершен. Продолжается экологическая модернизация ТЭЦ-1, на станции построили новую высокую дымовую трубу, сейчас идет расчистка площадки под установку электрофильтра.
Сложности уже начались. Мы должны обеспечить безопасность своим сотрудникам: средства дезинфекции, маски, перчатки, респираторы… Все это с началом кризиса подорожало. Растут цены на материалы, в среднем на 10% выросла стоимость металла, некоторые заводы закрываются и останавливают поставки оборудования: предприятия российские, но некоторые комплектующие для работы закупают в Европе, а там производства стоят… Тем не менее, ни одна программа не свернута», - рассказала заместитель директора красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова.
Специалисты СГК уверены: ответ на вопрос, «надо ли платить за услуги ЖКХ?», однозначный: да, это необходимо. Последствия неплатежей могут отбросить потребителей назад в 90-е, и в этом случае возрождать бизнес будет в разы сложнее.