Шифр выживания: зачем бизнесу новый закон о криптовалюте
Эпидемия COVID-19 «отправила» многие сферы бизнеса в онлайн. Это открыло возможности для развития в России по-настоящему цифровой экономики. Главное не упустить этот тренд, считают предприниматели.
Такое мнение недавно озвучили руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и президент «Норникеля» Владимир Потанин, также являющийся сопредседателем координационного совета РСПП по вопросам цифровизации, в своем письме премьер-министру России Михаилу Мишустину.
В период пандемии [...] бизнес вынужденно и массово обратился к возможностям цифровизации как фактору стабилизации и сохранения доступа к клиентам. Этот мощный и уникальный цифровой тренд не должен быть утерян», — сказано в послании.
Чтобы не допустить этого, представители РСПП просят главу правительства в кратчайшие сроки рассмотреть и принять «зависший» в Госдуме РФ с весны 2018 года закон о цифровых финансовых активах (ЦФА). Это, по мнению авторов письма, «упростит доступ бизнеса к рынку долгового капитала, что увеличит шансы экономики на постепенное и устойчивое восстановление после разрушительного воздействия пандемии».
Это [ЦФА] альтернативный доступ к капиталу, в том числе через технологический переток ликвидности от крупных предприятий к мелкому и среднему бизнесу — поставщикам. Это ввод в оборот более технологичных, более сложных, более удобных для клиента продуктов и возможности международной экспансии», — заявил Потанин в интервью «Интерфаксу».
Стоит отметить, что о преимуществах криптовалюты президент «Норникеля» знает не понаслышке: его компания запустила пилотную блокчейн-платформу еще в начале 2020 года. С ее помощью металлурги сейчас уже «оцифровали» часть контрактов на поставку своей продукции, открыв таким образом широкому кругу инвесторов доступ к новому классу инвестиционных активов.
Распространение подобной практики на малый и средний бизнес позволит тому увереннее чувствовать себя на рынке, благодаря полученному доступу к дополнительной ликвидности. Как отмечает член экспертного совета Госдумы по цифровой экономике Никита Куликов в интервью «Эксперт ONLINE», цифровой актив — это единица стоимости товара, которая может сама выступать таковым. «Вследствие этого компании [оперирующие ЦФА] получат возможность использовать дополнительный ликвидный актив. А это и продажи, и обеспечение кредитования, и контроль спроса, и много чего еще», — считает Куликов.
Владимир Потанин идет еще дальше, говоря о том, что использование цифровых активов позволит МСБ «собирать» излишнюю ликвидность со всего рынка.
Для экономики нашей страны это было бы очень важно, потому что мелкие и средние предприятия не имеют достаточного доступа к капиталу. И если наша банковская система очень успешно выполняет свои платежные функции, являясь одной из наиболее продвинутых в мире, то функцию доведения капитала до компаний она не выполняет в той мере, в которой это возможно», — заявил он.
Помимо решения финансовых вопросов, переход бизнеса на работу с цифровыми активами поможет ему выходить на новые рынки, в том числе и заграничные.
Блокчейн-технологии обладают высокой проникающей способностью, их сложнее заблокировать. Их применение откроет для российского бизнеса те рынки, что раньше были для него закрыты. А это простимулирует несырьевой экспорт, снизив в итоге зависимость от энергоносителей», — уверен глава «Норникеля».
Чтобы максимально использовать открывшиеся возможности РСПП и попросило премьера ускорить процесс принятия «зависшего» закона о ЦФА. Ранее с такой же просьбой бизнесмены обращались к президенты РФ Владимиру Путину.