Слушать продано: как красноярцы заработали на фоновой музыке в заведениях
Creative Music — стартап по подбору и трансляции фоновой музыки в заведениях. Владельцы Creative Music делают ставку на техническую составляющую сервиса и собираются выйти на зарубежные рынки. ОПЫТ
Появление Creative Music — сюжет классической стартап-стори, где успех будущего проекта напрямую связан с умением найти «боль» бизнеса и ответить на нее.
Плейлист длиною в три недели
О необходимости сервиса, обеспечивающего заведения фоновой музыкой и при этом не зависящего от человеческого фактора, основатели Creative Music знали не понаслышке. Один из них, экс-совладелец проекта, диджей АНТОН КОРОЛЕВ, в 2015 году был музыкальным директором BerrywoodFamily — возглавлял службу диджеев бара Loft. Первым, кому была презентована концепция будущего проекта, стал соучредитель BerrywoodFamily ДМИТРИЙ ЖУРКИН.
Идея сервиса, который подбирает нужный заведению музыкальный формат и позволяет организовать фоновое звучание без человеческого вмешательства, показалась очень интересной и нужной. Диджей может заболеть, у него может быть плохое настроение, а автоматизация процесса при условии, что контент будет максимально качественным, сводит эти риски на нет. Опробовали сервис в «Булгакове» и Green Villa Pizza, после чего распространили и на другие проекты, — вспоминает г-н Журкин.
Кафе и рестораны Красноярска, в том числе входящие в такие крупные холдинги, как BelliniGroup, BerrywoodFamily, VladimirovRestaurants, стали первыми клиентами Creative Music. Сервис, для запуска которого был необходим лишь смартфон с соответствующим программным обеспечением, стремительно теснил прочие альтернативы: флешки с плейлистами — такое фоновое звучание быстро надоедало постоянным посетителям и персоналу заведений, и онлайн-радио, работа которого из-за перебоев с Интернетом могла прерваться в любой момент. Creative Music же предлагал комплексное решение: отобранный под формат заведения музыкальный материал, его регулярное обновление и стабильное воспроизведение — без подключения к Интернету сервис может работать до трех недель. Со временем круг клиентов стартапа дополнился заведениями из сферы услуг, фитнес-центрами, торговыми точками.
Главный козырь — регионы
В течение 2018 года команда Creative Music претерпела значительные изменения. В начале года к основателям сервиса, Антону Королеву и ВЛАДИСЛАВУ ШУПИКОВУ (первый отвечал за менеджмент и подбор музыки, второй — за разработку ПО и автоматизацию процессов) присоединился собственник диджитал-агентства IDM Agency ВАСИЛИЙ ЮРЧЕНКО.
Мне проект был очень интересен из-за музыки, а ребятам была интересна моя экспертиза в диджитал — они хотели развиваться, выйти за пределы Красноярска, активнее привлекать клиентов через Интернет. Обсудили условия — я стал одним из собственников проекта, получив долю в 30 %, и начали работать. Разработали для Creative Music новый фирменный стиль, новый сайт, запустили привлечение заявок через Instagram и «Яндекс», — рассказывает г-н Юрченко.
Обновленная команда проекта подала заявку в самый известный стартап-акселератор России — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Creative Music не прошел в очный акселератор, но по-участвовал в 4-дневном интенсиве ФРИИ. Как результат — рост среднего чека и новые приоритеты.
— Каков средний чек и можно ли продать услугу дороже? Это первое, о чем спрашивают во ФРИИ. Серьезных изменений в этом вопросе не было: увеличили чек, но незначительно — в среднем с 1490 рублей до 1980 рублей. В России услугу организации фонового музыкального сопровождения в заведениях уже оказывают не менее десятка компаний, поэтому стоимость в первую очередь диктует рынок. Однако ФРИИ помог по-новому взглянуть на ритейл. Во-первых, фоновое сопровождение в торговых точках может включать не только музыку, но и рекламные сообщения — а это уже другой продукт. Второе: поняли, что наш козырь — это регионы. Типичный путь развития стартапа — идти из региона в столицы, к крупным компаниям, переговоры с которыми длятся месяцами, даже годами. Конечно, мы тоже за то, чтобы поработать с крупными бизнесами, и интерес есть: на нас выходила сеть «Шоколадница», российское представительство сети Under Armour и другие. Но все же основную ставку именно сейчас делаем на работу с региональными розничными сетями, — говорит Василий Юрченко.
В середине 2018 года произошла частичная смена собственников Creative Music. Основным владельцем проекта стал сооснователь сайта «Росработа» и основатель мобильного приложения для городских грузоперевозок «Быстрые слоны» ВЛАДИМИР ОСИНСКИЙ. Он выкупил долю Антона Королева и большую часть доли Владислава Шупикова. CEO Creative Music стал Василий Юрченко.
После продажи «Росработы» (в 2017 году проект стал частью сайта «Зарплата.ру» холдинга Hearst Shkulev Digital. — Прим. ред.) я постоянно был в поиске интересных проектов. Creative Music без преувеличения впечатлил. Это настоящий ИТ-бизнес, который можно масштабировать не только в Красноярске и России. И, что важно, это честная и для музыкантов, и для владельцев заведений идея, — говорит г-н Осинский.
«Боль» от флешки
Сегодня сервисом Creative Music пользуются порядка 250 заведений и торговых точек. Большая часть из них из Красноярска, среди других городов — Москва, Сочи, Краснодар, Иркутск и другие. Основные клиенты — кафе и рестораны, автосалоны, магазины. Creative Music стал официальным поставщиком музыкального фонового сопровождения для заведений новосибирской группы компаний CHIEF project (развивает сети TomYumBar и BarBQ). Во всех проектах, запущенных по франшизе CHIEF project, будет звучать фоновая музыка сервиса.
— Бывают и нетипичные запросы, это не редкость. Например, год назад во многих изданиях вышла новость о том, что в Москве открылся первый салон, где секс-услуги оказывают куклы. Буквально на следующий день они обратились к нам с запросом на музыкальное сопровождение. Круглосуточное, — рассказывает CEO Creative Music.
Василий Юрченко уточняет, что сервис принципиально не работает с «холодными» клиентами. Фоновое музыкальное сопровождение — это всегда ответ на уже сформировавшийся запрос.
— Основной поток клиентов приходит через сайт, где есть информация о сервисе и образцы музыки, и через рекомендации. Последнее всегда плюс: такой клиент нам априори доверяет. Тот, у кого еще не сформирована потребность, кто не почувствовал «боль» от играющей месяцами флешки, скорее, не наш клиент — он не поймет ценности сервиса, не будет готов платить за услугу, — говорит г-н Юрченко.
Дальнейшее развитие Creative Music собственники проекта связывают и с обострившейся ситуацией с авторскими правами. В России все больше примеров, когда по требованию РАО (Российского авторского общества) и ВОИС (Всероссийской организации интеллектуальной собственности) торговые точки платят многотысячные штрафы за проигрывание на своей территории нелицензионного контента (это требование в том числе распространяется и на публичное прослушивание радио).
— Мы предоставляем как контент, требующий отчислений в авторские общества, так и контент, на проигрывание которого у нас есть права. Одна из первичных задач — увеличить каталог лицензионной музыки, чтобы он стал разнообразнее и качественнее. Сейчас ведем активную работу с поставщиками, — уточняет г-н Юрченко.
Параллельно идет работа над усилением технической составляющей сервиса — в этом направлении поддержку оказывает экс-команда «Росработы». Это касается как перестройки ИТ-инфраструктуры проекта, так и обновления непосредственно приложения для проигрывания музыки. Одно из недавних новшеств — ПО Creative Music начало работать не только на устройствах на Android, но и на iOS-платформах.
— Нет иллюзий, что даже в далекой перспективе стоимость стартапа может вырасти до миллионов долларов. Это нишевый проект, но с хорошим лайф-таймом — сейчас это около 18 месяцев, и с хорошими перспективами. Задача на ближайшее время — отточить все юридические вопросы и техническую составляющую, собрать хорошую подписочную базу в России, где на этом рынке пока нет доминирующего игрока. Только после этого будем предметно думать о том, чтобы выводить сервис на зарубежные рынки. Но планы такие, безусловно, есть. В архитектуру проекта уже сейчас закладываем поддержку разных языков, — резюмирует Владимир Осинский.
Наталья Повольнова